Урок обществознания в 5 классе
Тема: «Отрочество — особая пора жизни»
Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка.
Образовательные ресурсы: учебник, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.
Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?
1.Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
(Человек, в отличие от животного, нуждается в общении. Человеку необходимо общение, взаимодействие с другими людьми, необходимо обмениваться новыми знаниями, умениями. Человек должен также обладать сознанием и разумом. Человек способен и готов к общественному труду)
2. Дайте определение понятиям «личность»
(Личность – самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки, готовый к сознательной деятельности.)
3.Какие качества характеризуют личность? (Умение принимать самостоятельные решения, сила воли, духа, умение сопереживать и понимать. Спокойствие и невозмутимость, коммуникабельность, оптимизм).
4. Какие качества личности вызывают у вас положительные, а какие отрицательные эмоции. Я читаю качества, а вы определяете и записываете их в тетрадь.
Отрицательные: лживость, лицемерие, безответственность, презрение, грубость, вспыльчивость, лень, хамство, ненависть, нетерпимость, обидчивость, трусость, жадность, бесчувственность, безразличие, завистливость.
Положительные: отзывчивость, трудолюбие, ответственность, дружелюбность, нравственность, верность, искренность, честность, оптимизм, жизнерадостность, активность, решительность, смелость, надежность, аккуратность, внимательность, обаяние.
III. Мотивационно-целевой этап.
А сейчас мы перейдем к изучению новой темы, где вы мне будете помогать.
Ребята, сегодня мы будем говорить о вашем возрасте. Сколько вам лет? Какой возраст переживаете вы сами?
Вы младенцы?
Вы юноши и девушки? А кто же вы? Как называется ваш возраст?
Вы уже ни дети, ни младенцы, вы подростки или отроки, так на Руси называли подростков. Отрок – человек от 7 до 14 лет. Сейчас мы редко употребляем это определение.
Как вы считаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о подростке, его личности). Таким образом, мы с вами подошли к теме нашего урока.
Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни». (запишем её в тетради).
- В 12-14 лет в жизни многих детей наступает переломные момент, называемый подростковым кризисом. Он проявляется в поведении: у подростка возникает стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходят многочисленные конфликты со взрослыми и ровесниками.
— Внимательно послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как только ни пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец oн написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все свои методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте: что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
— О чем эта притча?
— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашей урока?
Таким образом, в этом возрасте очень важно понимание и поддержка. Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.
Сегодня мы узнаем новые термины, которые запишем в тетрадь. (Слайд 3)
Подросток – это мальчик или девочка в отроческом возрасте.
Отрочество – возраст между детством и юностью.
IY. Работа по теме урока
Ребята, давайте с вами ответим на вопрос:
1.Легко ли быть подростком? (ответы детей)
- Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.
- Работая со вторым абзацем § 2 учебника, выделите этапы подросткового периода. (Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)
Подростковый возраст (Слайд 6) |
Младший подросток | Старший подросток |
Школьники 5-6 классов | Школьники 7-8 классов |
— Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны этому возрасту, т. е., другими словами, опишите самих себя. (учебник стр. 16)
Подростком быть сложно! Ребята, часто ли встречается, что окружающие люди вас не понимают?
- У вас множество проблем и комплексов. Бывает у вас такое?
- Постоянная нехватка времени, не высыпание, желание показать свою индивидуальность.
- Есть ли у вас комплексы? Кажется вам, что кто-то толстый, низкий, худой и т.д. С физиологической точки зрения подростковый период характерен быстрым ростом, повышенным обменом веществ. Одна из черт людей вашего возраста резкая смена настроений, ваша нервная система не всегда правильно реагирует на советы, на помощь, на просьбы, и это отражается сразу в поведении.
- Исходя из этого, сделайте вывод, трудно ли быть подростком?
Почему подростковый возраст принято считать переходным? (ответы детей)
Я дополню ваш ответ. Переходный возраст – это психологически сложный для вас переход из детства во взрослую жизнь. В разных странах, в зависимости от культурного и религиозного наследия, годы переходного возраста определяются по-своему. Этот возраст ассоциируется с наступлением юридической ответственности за свои поступки, получением прав, которыми обладает в обществе взрослый человек. В разных странах и религиях этот возраст определяют по-своему: в 14 лет, 16, 18, 21
Задание №1,№2 ,№3, с. 21 «В классе и дома»
А теперь давайте рассмотрим исторические примеры того, как подростки и юноши были готовы не только думать о себе, но и о других людях, включая целые народы и государства.
Первый и самый яркий пример – это Александр Македонский, который в 16 лет уже управлял государством, подавлял мятежи и строил города! Он в 20 лет стал царем и в течение 10 лет завоевал мир, но он бы никогда не стал знаменитейшим полководцем и правителем, если бы в переходном возрасте ему не доверяли власть и войска, если бы он не учился управлению государством, если бы он не брал ответственность за себя и государство. Если бы с ним нянчились, как современные родители со своими детьми, он бы просто в 20 лет погиб от рук заговорщиков.
Вторым историческим примером рассмотрим детство и юность Петра I. Он «игрался» с потешными полками в районе села Преображенское. Уже в 14 лет у него в потешных полках была артиллерия (16 пушек), суда и потешная крепость.
Если бы не игры Петра, он бы не смог создать военный флот России, он бы не смог победить в Северной войне и получить доступ к Балтийскому морю, у него бы не было гвардейского Преображенского полка (он не только учился сам, но и учил, таких же подростков).
Наш любимый писатель Аркадий Петрович (Голиков) Гайдар во время гражданской войны в России в 15 лет стал командиром роты. Полк ему доверили в 16 лет.
На примере великих людей мы видим, что в переходном возрасте нужно быть ответственными и целеустремленными.
- А какими вы видите сегодняшних подростков? Что у вас самих можно наблюдать? (несдержанность, эмоциональность, строптивость, вспыльчивость, вы не слушаете родителей, не прислушиваетесь к мнению учителей, очень быстро хотите стать взрослыми, не трудиться, но при этом, чтобы у вас было все).
- Мы не можем мерить всех одной меркой, но это в большинстве случаев правда. А чтобы добиваться результатов, в первую очередь надо хорошо учиться.
- Почему этот возраст называют переходным?
Физкультминутка
Второй пункт нашего плана Отрочество — пора мечтаний
Послушайте стихотворение и скажите о чём оно?
Мечтать не вредно, вредно не мечтать,
Ведь без мечты ты сер, уныл и скучен,
И света нет во взгляде равнодушном,
И у души нет крыльев, чтоб летать.
И ты живешь, как будто не живешь,
И мир тебя во тьме не замечает.
Нельзя идти по жизни, не мечтая,
Ведь без мечты ты явно пропадешь.
О чем это стихотворение? (О мечте)
Что же такое мечта?
Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье. (Запишем в тетради)
Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…»
- Конечно, мечта это сокровенное желание. И не всем хочется об этом рассказывать. (Ответы учеников.)
- Ребята, скажите мечтать это хорошо или плохо? (Ответы детей)
Я думаю что хорошо, потому что, когда вы мечтаете о чем-то, у вас будет появляться стремление к этой мечте. А если есть стремление, должно быть и желание, а если оно будет, то вы добьётесь этого. И не зря ведь говорят: мечтать не вредно. Вот я, например, с детства мечтала стать учителем и я им стала. Чтобы моя мечта сбылась, я очень много для этого делала. Я старалась хорошо учиться, внимательно слушала своих учителей, ответственно относилась к предметам и достигла своей цели. Сейчас я стою перед вами и объясняю урок.
Но не все положительно относятся к мечтаниям. Подчас мы слышим ироничное замечание: «Эх ты, мечтатель!»
Мечтать нужно правильно. Ребята, скажите, осуществится ли мечта, если просто лёжать на диване говорить: « я мечтаю»? И ничего для этого не делать? (нет конечно) Если мечта "видит", что вы тоже стараетесь, чтобы с ней встретиться, то она придёт к вам.
Мечтать, как говорят, не вредно, даже хорошо, но только в меру и о позитиве. Ведь мечты могут и сбываться. Мечтать очень приятно, это состояние уводит вас от серых будней, от неприятностей. Но если полностью погрузиться в мечты, можно оторваться от реальности, а это уже опасно.
Вы часто задумываетесь над своим будущим, кем быть, где учиться. Планы быстро меняются, но это и понятно, ведь с каждым днем подростки приобретают всё больше знаний о труде людей и их профессиях, о различных сторонах окружающей жизни.
Успех начинается с детской мечты!
Обратимся к рубрике «Жил на свете человек». Раскрыть значение мечты нам поможет пример Генриха Шлимана
- Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта? (Он сделал все возможное, чтоб его мечта осуществилась)
— Чему вас научил пример ученого?
V. Закрепление изученного
Какой же возраст переживаете вы сейчас?
Кто же такой подросток?
Человека какого возраста можно считать подростком?
Почему подростковый возраст называется переходным?
Можно ли избежать подростковых проблем? Почему?
V. Рефлексия
- Какую полезную информацию вы сегодня получили?
- Где она вам пригодится?
- О чем вы расскажите дома?
- Какие выводы сделаете для себя?
VI. Домашнее задание.
Параграф № 2. Стр. 15-18.
Задание стр. 24