СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отрочество - особая пора жизни. Технологическая карта урока обществознания в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отрочество - особая пора жизни. Технологическая карта урока обществознания в 5 классе»

Технологическая карта урока: Отрочество – особая пора жизни


Цели

познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Тип урока

Открытия нового знания









Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 

Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.

Основное содержание темы, понятия и термины

Человек. Учеба. Общение. Чувства. Отрочество. Подросток. Деятельность. Самостоятельность. Общество.

Образовательные ресурсы

карточки с заданием для работы в парах; пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.

















Организационная структура урока




Этапы урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

1. Организа-ционный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Мотивацио-нно- целевой этап.

В 12—14 лет в жизни многих детей наступает переломный момент, называемый подростковым кризисом. Он проявляется в поведении: у подростка возникает стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходят многочисленные конфликты со взрослыми и ровесниками.

— Внимательно послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как только ни пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все свои методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте: что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

— О чем эта притча?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?


Слушают притчу, анализируют ее, отвечают на поставленные вопросы.

Личностные: обрести стартовую мотивацию к изучению нового мате­риала;

3. Постановка учебной задачи

Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни».

— Предположите, что мы будем изучать на уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

План уроков

1. Легко ли быть подростком.

2. Отрочество — пора мечтаний.

3. Самостоятельность — показатель взрослости.

4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.

5. Нужны ли сегодня рыцари.

Проблемные вопросы. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?

Прежде чем знакомиться с новым материалом, вспомним, о чем вы говорили в начальной школе.

— Чем отличается дошкольник от школьника?

— Может ли маленький ребенок обходиться без материнского ухода?

— В чем проявляется забота взрослых?

Вместе с учителем формулируют тему урока, цели урока и проблемный вопрос.

Метапредметные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

4. Усвоение новых знаний и способов действий

1. Легко ли быть подростком

Сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста.

— Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас при этом.

(Проводится игра. Учитель называет слово возраст и др.)

Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью.

Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.

— Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?

Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.

В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами. Этот термин образован от двух английских слов: teens — возраст от 13 до 19 лет и age — возраст. Впервые он появился в 1943—1945 гг., после чего его широко стали использовать в повседневном общении.

В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни — отрочеством.

— Работая со вторым абзацем § 2 учебника, выделите этапы подросткового периода.

(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)

Подростковый период

Младший подросток

Старший подросток

Школьники 5—6 классов

Школьники 7—8 классов

— Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны этому возрасту, т. е., другими словами, опишите самих себя.

Действительно, многие подростки стремятся стать взрослыми, но на этом пути часто встречаются подчас труднопреодолимые преграды. Чтобы понять эту мысль, попробуем четко определить черты различия взрослых и подростков.

— Предложите вопросы для сравнения. Заполните таблицу.

Чем взрослый отличается от подростка

Отличительная черта

Взрослый

Подросток

Физические особенности

 

 

Знания

 

 

Поведение

 

 

Мера ответственности

 

 

Степень самостоятельности

 

 

2. Отрочество — пора мечтаний

— Послушайте стихотворение русского поэта В. Я. Брюсова.

Мечты, как лентами, словами

Во вздохе слез оплетены.

Мелькают призраки над нами

И недосказанные сны.

О чем нам грезилось тревожно,

О чем молчали мы вдвоем,

Воскресло тенью невозможной

На фоне бледно-золотом.

И мы дрожим, и мы не знаем...

Мы ищем звуков и границ

И тусклым лепетом встречаем

Мерцанье вспыхнувших зарниц.

— Что же такое мечта?

Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье.

— Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю...»

Но не все положительно относятся к мечтаниям. Подчас мы слышим ироничное замечание: «Эх ты, мечтатель!» Хорошо или плохо мечтать?

— Работая в парах, попробуйте придумать аргументы в защиту своей позиции. Один ученик придерживается позиции «Мечтать хорошо!», а другой — «Мечтать вредно!».

— Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 17—18 учебника. Внимательно прочитайте текст.

— Что вы узнали о Генрихе Шлимане?

— Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?

— Чему вас научил пример ученого?

3. Самостоятельность — показатель взрослости

— Как вы понимаете слово самостоятельность?

К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему.

Тест «Насколько вы самостоятельны»

— А вам интересно узнать, насколько вы самостоятельны?

Давайте проверим это с помощью теста. Он поможет определить, являетесь ли вы уже вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными полностью о себе позаботиться, или все еще остаетесь детьми, за которыми нужен глаз да глаз.

— Внимательно выслушайте вопрос. Вспомните, как вы ведете себя в указанных ситуациях (важны именно ваши поступки, а не желания), и выберите один вариант ответа из четырех, записав его в тетрадь.



— Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины П. А. Федотова «Свежий кавалер».

— Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?

— Предположите, какой образ жизни он ведет. Каким был в детстве?

— Серьезно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

Итак, тестирование показало, что не все вы самостоятельны. А картина Федотова заставила, я надеюсь, задуматься о том, к чему во взрослой жизни может привести подростковая несамостоятельность (сегодня мы употребляем термин инфантилизм).

А сейчас предлагаю вам провести исследование. Вы побудете настоящими учеными! Тема нашего проекта: «Как формируется самостоятельность».

— Знаете ли вы, какие методы используют ученые в своей работе?

Одним из интересных и продуктивных методов, используемых современными учеными, является метод проектов. Что такое проект? Это коллективная работа, которая предполагает решение определенной задачи (проблемы) с помощью нескольких исследовательских групп.

— Предлагаю вам разделиться на группы, каждая из которых внесет свой вклад в наше исследование.

Ребята, я думаю, что наша коллективная работа над проектом «Как формируется самостоятельность» была достаточно плодотворной. При решении проблемы нам в первую очередь помогли сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.

Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие ученые, ответить на вопросы об особенностях формирования самостоятельности у подростков. Теперь вы, надеюсь, понимаете, что на пути к самостоятельности испытаете радость и боль, вам встретится много трудностей, но, преодолев их, вы придете к успеху.

4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу

Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.

Я прочитаю вам описание до боли знакомой ситуации, свидетелями которой вы не раз становились в своей жизни.

Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!»

— Проанализируйте ситуацию.

— Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?

— Если нет, как бы вы назвали их поведение?

— К чему впоследствии могут привести подобные поступки?

Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.

Проблемный вопрос. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?

— Разделитесь на две группы. Первая группа готовит аргументы в защиту утверждения «Самостоятельность всегда приносит пользу», вторая группа — аргументы против.

В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка?

5. Нужны ли сегодня рыцари

В подростковом возрасте появляется не только стремление дружить, но и интерес человека к другому полу. Так возникает дружба мальчиков с девочками. Но всегда ли вы правильно выстраиваете отношения друг с другом?

Часто вы можете услышать фразы: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». Но ведь в историческом понимании рыцарь — это всадник в доспехах, с копьем и мечом. В наши дни увидеть коня на улице — большая редкость, а всадников в доспехах — и подавно. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем?

Слайд 1. Рыцарь должен был руководствоваться кодексом чести или рыцарским уставом, определявшим критерии добра и зла, иерархию ценностей и нормы поведения, которые он клялся соблюдать. Не было бесчестья страшнее, чем нарушить долг чести или предать идеалы рыцарского братства. Не было почета выше, чем слыть рыцарем без страха и упрека, прославившим имя бессчетными подвигами и высокими достоинствами.

Слайд 2. Именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, — рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.

Слайд 3. Героические и лирические песни средневековых поэтов-певцов — трубадуров — прославляли рыцарские доблести, среди которых воинское искусство, мужество и сила были лишь дополнением к иным достоинствам — верности долгу, щедрости и бескорыстию, великодушию, жертвенности в любви.

Слайд 4. Произведения трубадуров пользовались такой популярностью, что созданные ими образы, проводимые в них идеи постепенно сформировали некий свод качеств идеального рыцаря, кодекс рыцарской морали, нормы поведения.

Слайд 5. Так постепенно сформировались легендарные ныне рыцарские манеры. Они предполагали изысканность и учтивость, соблюдение правил поведения в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения даме. Рыцарская культура требовала умения вести себя при дворе, особенно в общении с дамами. Считалось, что рыцарь должен быть влюблен в прекрасную даму и прославлять ее своими подвигами.

Слайд 6. Романтика, сила и благородство были присущи рыцарям на самом деле. Каноны рыцарской любви, служения даме оставили след в этикете светского и вообще культурного поведения, манерах ухаживания за дамой, принятых и в современном обществе. Впрочем, как и многие другие соблюдаемые сегодня правила хорошего тона.

Слайд 7. И ныне при встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, — так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия. Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря, поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы рыцарь убедился, что перед ним свой.

Кого называли рыцарем, мы с вами поняли. Но нужны ли сегодня рыцари?

— Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разделиться на группы и сделать рекламу рыцарству в наши дни.





Выполняют задание.

















Отвечают на вопрос. Подводят итоги обсуждения.

















Работают с учебником. Составляют таблицу.

















Составляют схему.























Заполняют таблицу.















Слушают учителя.































Отвечают на вопрос.





Работают в парах.





Работают с учебником. Отвечают на вопросы.





Отвечают на вопрос.

Составляют схему.





























Проходят тест.



















Работают с иллюстрацией. Отвечают на вопросы.





























Делятся на группы, выполняют задание.





.





























Анализируют ситуацию. Отвечают на вопросы.















Делятся на группы, выполняют задание.









Работают с презентацией.







































Р









































Работают над рекламными сообщениями и их презентация.

Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 



Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 



Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.



Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 



Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 



Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.



Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 



Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 



Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.



Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 





5. Закреп-ление знаний и способов действий

— Обратимся к рубрике «В классе и дома» и выполним следующие задания.

Ученики делятся на четыре группы и выполняют задания 1, 2, 4 и 5 на с. 21—23 учебника.)



Делятся на группы.

Работают с заданиями учебника.





Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.

6. Рефлексия

— Проверить, насколько вы усвоили тему сегодняшнего урока, нам поможет прием «Шесть шляп».

(Инструкция. Учащиеся делятся на группы, каждой предлагается взять одну из шляп. Обладатели шляп должны дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности на уроке в зависимости от цвета шляпы.)

• Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

• Желтая шляпа — позитивные суждения.

• Черная — проблемы и трудности.

• Красная — эмоциональные суждения без объяснений.

• Зеленая — творческие суждения, предложения.

• Синяя — обобщение сказанного, философский взгляд.

(Проверка выполнения задания.)

Делятся на группы. Выполняют задание.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.

7. Подведение итогов урока

Выставление отметок

Слушают учителя.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.

8. Информа-ция о домашнем задании

1. Прочитать § 2, с. 15—23 учебника.

2. Задание на выбор.

• Часто ваши сверстники спешат поскорее стать взрослыми, считают, как и герой стихотворения В. Д. Берестова, что детство — «в геройской биографии пятно». Возразите герою.

• Отрочество — это период становления характера человека, когда он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Период мучительных исканий подростка, начинающего осмысливать жизнь, свои поступки и поступки окружающих его людей. Так ли это?



Воспринимают задание, уточняют.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.




Тест «Насколько вы самостоятельны»

1. Как ты просыпаешься по утрам?

а)  Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звонок будильника, ни уговоры родителей. (7 баллов)

б)  Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время. (5 баллов)

в)  Будильник не завожу — все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я наконец оторвал(а) голову от подушки. (3 балла)

2. Кто готовит тебе завтрак?

а)  Готовлю его себе сам(а), я умею и люблю это делать. (7 баллов)

б)  Чаще готовит мама, но я и сам(а) могу в случае необходимости что-нибудь приготовить — не отправляться же в школу голодным(ой). (5 баллов)

в)  Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным(ой) и несчастным(ой). (3 балла)

3. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?

а) Только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду. (7 баллов)

б)  Получается по-разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник. (5 баллов)

в)  Да я его и не собираю: у меня всего-то пара тетрадей, и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем — только тяжесть лишняя. (3 балла)

4. Кто наводит порядок в твоей комнате?

а) Конечно, я сам(а). Только в этом случае могу быть полностью уверен(а), что каждая вещь находится на своем месте и я запросто ее отыщу. (7 баллов)

б) Вообще-то, я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю. (5 баллов)

в) Навести порядок в комнате мне самому(ой) просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного. (3 балла).

5. Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?

а) Только я сам(а). Не хватало еще, чтобы кто-то распоряжался моим гардеробом. (7 баллов)

б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной. (5 баллов)

в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно. (3 балла)

От 15 до 20 баллов. Ты человек далеко не самостоятельный и нуждаешься в родительской опеке. Хотя, скорее всего, ты с негодованием относишься к попыткам старших объяснить тебе, что такое режим, дисциплина и обязанности. Напрасно ты так кипятишься. Самое время внять родительским увещеваниям и сделать над собой усилие. Пора немного повзрослеть.

От 21 до 29 баллов. Ты типичный подросток и требуешь внимания и заботы не больше и не меньше, чем большинство твоих сверстников. Однако ты прекрасно понимаешь, что тебе еще предстоит научиться делать много вещей самостоятельно и потихоньку слезать с родительской шеи. И самое главное — попытки сделать это ты уже предпринимаешь.

От 30 до 35 баллов. Если ты не лукавил(а), отвечая на вопросы, то такое количество баллов свидетельствует о том, что твои родители не могут на тебя нарадоваться. Ты почти не доставляешь им хлопот и умеешь самостоятельно справляться со многими проблемами. Однако не становись чересчур уж серьезным(ой), ведь повзрослеть ты еще успеешь, и тогда никто и не подумает сделать хоть что-то вместо тебя.

(По книге С. Колосовой «Популярные психологические тесты»)

Первый этап работы над проектом

Чтобы решить проблему, необходимо подтвердить или опровергнуть некое предположение. Его называют гипотезой. Ученые сравнивают гипотезу с лесами — сооружением, которое возводят перед зданием и сносят, когда то построено. Давайте попробуем сегодня подтвердить или опровергнуть следующее предположение (гипотезу): «Подросток в состоянии стать самостоятельным». Предлагаю свое сотрудничество!

Второй этап работы над проектом

(Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы.)

Рассмотрим способы воспитания самостоятельности. Родители и педагоги должны:

1) организовать досуг так, чтобы подросток преодолевал подлинные трудности;

2) создать такие условия, чтобы подросток мог проявлять собственную инициативу и самостоятельность;

3) влиять на самостоятельность подростка личным примером;

4) учить подростка ставить цель, учитывать условия, осуществлять элементарное планирование, получать результат;

5) учить подростка осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

6) приучать ребенка к порядку с раннего возраста;

7) учить подростка тому, что он сам несет ответственность за свои поступки;

8) учить подростка быть последовательным в предъявлении своих требований;

9) воспитывать в подростке терпение.

Третий этап работы над проектом

(Подведение итогов проектной деятельности учащихся.)