4. Усвоение новых знаний и способов действий | 1. Легко ли быть подростком Сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста. — Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас при этом. (Проводится игра. Учитель называет слово возраст и др.) Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью. Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет. — Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом? Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру. В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами. Этот термин образован от двух английских слов: teens — возраст от 13 до 19 лет и age — возраст. Впервые он появился в 1943—1945 гг., после чего его широко стали использовать в повседневном общении. В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни — отрочеством. — Работая со вторым абзацем § 2 учебника, выделите этапы подросткового периода. (Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.) Подростковый период | Младший подросток | Старший подросток | Школьники 5—6 классов | Школьники 7—8 классов | — Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны этому возрасту, т. е., другими словами, опишите самих себя. Действительно, многие подростки стремятся стать взрослыми, но на этом пути часто встречаются подчас труднопреодолимые преграды. Чтобы понять эту мысль, попробуем четко определить черты различия взрослых и подростков. — Предложите вопросы для сравнения. Заполните таблицу. Чем взрослый отличается от подростка Отличительная черта | Взрослый | Подросток | Физические особенности | | | Знания | | | Поведение | | | Мера ответственности | | | Степень самостоятельности | | | 2. Отрочество — пора мечтаний — Послушайте стихотворение русского поэта В. Я. Брюсова. Мечты, как лентами, словами Во вздохе слез оплетены. Мелькают призраки над нами И недосказанные сны. О чем нам грезилось тревожно, О чем молчали мы вдвоем, Воскресло тенью невозможной На фоне бледно-золотом. И мы дрожим, и мы не знаем... Мы ищем звуков и границ И тусклым лепетом встречаем Мерцанье вспыхнувших зарниц. — Что же такое мечта? Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье. — Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю...» Но не все положительно относятся к мечтаниям. Подчас мы слышим ироничное замечание: «Эх ты, мечтатель!» Хорошо или плохо мечтать? — Работая в парах, попробуйте придумать аргументы в защиту своей позиции. Один ученик придерживается позиции «Мечтать хорошо!», а другой — «Мечтать вредно!». — Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 17—18 учебника. Внимательно прочитайте текст. — Что вы узнали о Генрихе Шлимане? — Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта? — Чему вас научил пример ученого? 3. Самостоятельность — показатель взрослости — Как вы понимаете слово самостоятельность? К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему. Тест «Насколько вы самостоятельны» — А вам интересно узнать, насколько вы самостоятельны? Давайте проверим это с помощью теста. Он поможет определить, являетесь ли вы уже вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными полностью о себе позаботиться, или все еще остаетесь детьми, за которыми нужен глаз да глаз. — Внимательно выслушайте вопрос. Вспомните, как вы ведете себя в указанных ситуациях (важны именно ваши поступки, а не желания), и выберите один вариант ответа из четырех, записав его в тетрадь. — Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины П. А. Федотова «Свежий кавалер». — Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? — Предположите, какой образ жизни он ведет. Каким был в детстве? — Серьезно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»? Итак, тестирование показало, что не все вы самостоятельны. А картина Федотова заставила, я надеюсь, задуматься о том, к чему во взрослой жизни может привести подростковая несамостоятельность (сегодня мы употребляем термин инфантилизм). А сейчас предлагаю вам провести исследование. Вы побудете настоящими учеными! Тема нашего проекта: «Как формируется самостоятельность». — Знаете ли вы, какие методы используют ученые в своей работе? Одним из интересных и продуктивных методов, используемых современными учеными, является метод проектов. Что такое проект? Это коллективная работа, которая предполагает решение определенной задачи (проблемы) с помощью нескольких исследовательских групп. — Предлагаю вам разделиться на группы, каждая из которых внесет свой вклад в наше исследование. Ребята, я думаю, что наша коллективная работа над проектом «Как формируется самостоятельность» была достаточно плодотворной. При решении проблемы нам в первую очередь помогли сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы. Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие ученые, ответить на вопросы об особенностях формирования самостоятельности у подростков. Теперь вы, надеюсь, понимаете, что на пути к самостоятельности испытаете радость и боль, вам встретится много трудностей, но, преодолев их, вы придете к успеху. 4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки. Я прочитаю вам описание до боли знакомой ситуации, свидетелями которой вы не раз становились в своей жизни. Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!» — Проанализируйте ситуацию. — Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными? — Если нет, как бы вы назвали их поведение? — К чему впоследствии могут привести подобные поступки? Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью. Проблемный вопрос. Всегда ли самостоятельность приносит пользу? — Разделитесь на две группы. Первая группа готовит аргументы в защиту утверждения «Самостоятельность всегда приносит пользу», вторая группа — аргументы против. В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка? 5. Нужны ли сегодня рыцари В подростковом возрасте появляется не только стремление дружить, но и интерес человека к другому полу. Так возникает дружба мальчиков с девочками. Но всегда ли вы правильно выстраиваете отношения друг с другом? Часто вы можете услышать фразы: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». Но ведь в историческом понимании рыцарь — это всадник в доспехах, с копьем и мечом. В наши дни увидеть коня на улице — большая редкость, а всадников в доспехах — и подавно. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем? Слайд 1. Рыцарь должен был руководствоваться кодексом чести или рыцарским уставом, определявшим критерии добра и зла, иерархию ценностей и нормы поведения, которые он клялся соблюдать. Не было бесчестья страшнее, чем нарушить долг чести или предать идеалы рыцарского братства. Не было почета выше, чем слыть рыцарем без страха и упрека, прославившим имя бессчетными подвигами и высокими достоинствами. Слайд 2. Именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, — рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла. Слайд 3. Героические и лирические песни средневековых поэтов-певцов — трубадуров — прославляли рыцарские доблести, среди которых воинское искусство, мужество и сила были лишь дополнением к иным достоинствам — верности долгу, щедрости и бескорыстию, великодушию, жертвенности в любви. Слайд 4. Произведения трубадуров пользовались такой популярностью, что созданные ими образы, проводимые в них идеи постепенно сформировали некий свод качеств идеального рыцаря, кодекс рыцарской морали, нормы поведения. Слайд 5. Так постепенно сформировались легендарные ныне рыцарские манеры. Они предполагали изысканность и учтивость, соблюдение правил поведения в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения даме. Рыцарская культура требовала умения вести себя при дворе, особенно в общении с дамами. Считалось, что рыцарь должен быть влюблен в прекрасную даму и прославлять ее своими подвигами. Слайд 6. Романтика, сила и благородство были присущи рыцарям на самом деле. Каноны рыцарской любви, служения даме оставили след в этикете светского и вообще культурного поведения, манерах ухаживания за дамой, принятых и в современном обществе. Впрочем, как и многие другие соблюдаемые сегодня правила хорошего тона. Слайд 7. И ныне при встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, — так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия. Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря, поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы рыцарь убедился, что перед ним свой. Кого называли рыцарем, мы с вами поняли. Но нужны ли сегодня рыцари? — Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разделиться на группы и сделать рекламу рыцарству в наши дни. | Выполняют задание. Отвечают на вопрос. Подводят итоги обсуждения. Работают с учебником. Составляют таблицу. Составляют схему. Заполняют таблицу. Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Работают в парах. Работают с учебником. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопрос. Составляют схему. Проходят тест. Работают с иллюстрацией. Отвечают на вопросы. Делятся на группы, выполняют задание. . Анализируют ситуацию. Отвечают на вопросы. Делятся на группы, выполняют задание. Работают с презентацией. Р Работают над рекламными сообщениями и их презентация. | Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения. Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения. Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения. Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; |