ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В образовательном процессе взаимодействие педагога и детей осуществляется с помощью различных средств. К таким средствам, несомненно, относится оценка.
Оценка позволяет диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников.
Оценка является неотъемлемой частью образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОЦЕНИВАНИЯ:
Оценка не должна вредить здоровью ребенка как физическому, так и психическому.
Не оценивайте, если вам не ясны мотивы поступков ребенка.
В момент оценивания эмоциональное состояние педагога должно быть уравновешенным, а тон – доброжелательным.
Не следует наказывать и поощрять ребенка за одно и то же несколько раз.
Оценка должна носить разнообразный характер.
Оценку следует начинать с положительных моментов, а затем переходить к отрицательным.
Оценка должна показывать ребенку соответствие или несоответствие конкретного действия ребенка установленным нормам, поставленной задаче.
Похвала положительно влияет на детей с заниженной самооценкой, порицание, как правило, приводит к отказу деятельности. Следует как можно чаще находить повод для похвалы таких детей.
Дети с завышенной самооценкой обычно склонны к демонстрации и доминированию. В работе с такими детьми педагог должен осмотрительно пользоваться похвалой и порицанием. Самое эффективное средство наказания – не обращать внимания на ребенка.
Оценка – это составляющая часть любого занятия.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В ОЦЕНИВАНИИ:
У педагогов отсутствует оценочная аргументация независимо от возраста детей (т.е. воспитатель не объясняет, почему он так оценил ребенка), следовательно, формирование у детей умение оценивать окружающий мир идет замедленно, т.к. они редко слышат образец оценки.
Дети, наиболее успешные в том или ином виде деятельности, как правило, получают положительные по характеру оценки, а дети, имеющие затруднения и проблемы, чаще получают отрицательные или нейтральные по характеру оценки.
Основная функция оценки – стимулировать развитие ребенка.
Однако работает она в большей степени в отношении «успешных» детей.
В процессе учебных занятий необходимо вводить разнообразные виды оценок. При выборе приема организации оценочной деятельности должен учитываться предмет оценивания, индивидуальные и возрастные особенности ребенка, особенности вида деятельности.
ВАРИАНТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Вопросы, подводящие итог занятия:
О чём вы узнали?
Какое задание было труднее (легче) всего выполнить?
Чему вы научились сегодня?
О чём бы вы рассказали маме?
Что было самым интересным?
Чему вы смогли бы научить малышей?
Ответы на вопросы такого типа прежде всего дают детям возможность осознать свои достижения и проблемы.
2. Придумывание названия работе сверстника содействует осознанию самого яркого, главного, ценного в работе. Название можно придумать рассказу, рисунку, поделке, песне и т.д.
3. Выбор лучшего (самого необычного, красивого, короткого, длинного и т.п.) рассказа и запись его в специальный альбом. Фиксация детских рассказов (особенно творческого характера) является обязательной.
4. В процессе изобразительной деятельности можно использовать:
Выбор 2-3 лучших работ;
Выбор и рассказ о понравившейся работе, об аккуратной, яркой, красивой, и т.п. работе.
Поиск работы, больше всего похожей на образец.
5.Отбор работ для индивидуальной или коллективной выставки можно считать одной из форм общественного признания.
6. Определение отметки (например, сердечка, звездочки) к работе, которая больше всего понравилась. Используя данную форму оценки, необходимо проговорить за что (почему) ребенок определил свое «сердечко» именно этой работе. Не следует акцентировать внимание детей на том, у кого сколько «сердец». Важно – за что положено сердечко.
7. Составление рассказа-загадки о работе сверстника (или своей) позволяет прежде всего разобраться в содержании рисунка, поделки.
8. «Шкатулка с оценками» содействует введению в речь оценочных слов. Воспитатель или ребенок достает из шкатулки карточку, где написано и нарисовано высказывание (самый веселый, усердный, старательный, не такой как всегда и т.д.) и вместе с детьми выбирает, кто сегодня на занятии был самым… Это заставляет обосновать выбор и влияет на качество оценочных высказываний.
9. Оценка является обязательным компонентом образовательного процесса в ДОУ, представляет собой мнение педагога о процессе и результатах деятельности детей и используется как средство стимулирования, диагностирования, ориентирования и воспитания дошкольников.
Существует взаимосвязь между характером оценки педагога и успехами ребенка в деятельности.
Поощрительная по характеру оценка взрослого является эффективным средством формирования интереса ребенка к учебной деятельности.