СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Оценивание для обучения и оценивание обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иногда в своей педагогической деятельности учителя сталкиваются с такими учениками, которые опускают руки после первой же неудачи, не пытаются

преодолеть препятствия, отказываются выполнять задание, которое представляется им сложным, чаще всего находятся в состоянии апатии, пассивны в

Просмотр содержимого документа
«"Оценивание для обучения и оценивание обучения"»

Оценивание для обучения и оценивание обучения



Жаркеева Сауле Жадигеровна

Замдиректора по методической работе

СОШ № 19, г. Уральск, ЗКО


Иногда в своей педагогической деятельности учителя сталкиваются с такими учениками, которые опускают руки после первой же неудачи, не пытаются

преодолеть препятствия, отказываются выполнять задание, которое представляется им сложным, чаще всего находятся в состоянии апатии, пассивны в

познавательной деятельности, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Одна из причин этого являются их неудачи и

неуспешность в процессе обучения. Если у ребенка нет надежды на успех в деле, которым он занят, он никогда не достигнет положительного результата.

В своей педагогической деятельности я не раз сталкивалась с проблемой: как объективно оценить работу ребенка, при этом не задеть его личность, не

«разжечь» в нем отрицательные эмоции. Я соглашусь с выражением, что сейчас отметки являются своеобразным «кнутом и пряником» процесса

обучения. Кого-то они стимулируют, а у кого-то, наоборот, пропадает желание учиться.

Современные стандарты образования в Республике Казахстан предусматривают безоценочную систему. Приходя в школу, ученики не используют слова

«хороший ученик», «плохой ученик», «сильный», «слабый». Они не считают себя ни отличником, ни двоечником – эти понятия для них еще не

сформированы. Поэтому в основу обновленного содержания образования заложены новые формы оценивания, а именно формативное и суммативное

оценивание. С рождения в человеке заложена любознательность, активность, стремление познать мир, именно поэтому детей не надо принуждать к

учению. Необходимо лишь правильно организовать учебно-воспитательный процесс, условия для проявления внутреннего потенциала ребенка,

включения его в познавательную деятельность.

Ни для кого не является секретом и то, что в традиционных школах оценки превратились в характеристику личности ребенка, которая влияет на его

самооценку и на отношение к нему окружающих. Для многих родителей, да и для меня, как для мамы тоже, очень существенно, «отличник» твой

ребенок или «троечник». Ведь в школе судят о ребенке прежде всего по его оценкам.

В связи с этим всё чаще стали возникать вопросы:

- Правильно ли мы, педагоги, оцениваем возможности своих учеников?

- Играет ли суммативная оценка такую решающую роль в обучении ребенка?

- В чем заключаются главные я ошибки при оценивании учащихся?

Поэтому мне как учителю хочется найти такие приемы и методы оценивания, которые помогали учащимся справиться с проблемами в обучении,и

мотивировали на достижение успеха.

В связи с этим на первый план выходит задача поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя, так как оценка (в любом виде)

является одним из компонентов образовательной деятельности, ее регулятором, показателем результативности не только учащихся, но и педагогов.

Любой урок, построенный по инновационным технологиям или традиционный урок, невозможен без оценивания. Поэтому оценочная роль учителя –

самая важная в создании ситуации успеха на уроке и вне его. Кроме того, хочется отметить ряд функций, которые выполняет оценивание:

· стимулирующая;

· эмоционально-регулирующая;

· направляющая;

· организующая;

· обучающая.

Внимательно изучив теоретический материал по данной проблеме, я убедилась в том, что фактически нами – учителями используется

только одно направление оценивания – «суммативное». В то время как формативное оценивание заключает в себе намного больше функций, и именно

оно активизирует мыслительную деятельность учащихся.

- Возможно ли обучение без оценивания результатов деятельности ребёнка?

- К чему может привести неграмотное оценивание?

- Как обеспечить бережное отношение к личности ребёнка, оценивая его результаты деятельности?

Понять ответы на эти вопросы мне помогли слова педагога-гуманиста Ш.А.Амонашвили: «Оценка деятельности и поведения ребёнка только тогда

играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребёнка». Именно его работы мне помогли

понять роль формативного оценивания в обучении и внедрить эти знания в свою педагогическую деятельность. Например, на своих уроках при

формативном оценивании деятельности ученика стала использовать этапы позитивного оценивания:

· положительная оценка («Я знаю, ты очень старался…»)

· указания на ошибки («Но сегодня у тебя …. получилось лучше, чем …»)

· анализ причин («Посмотри, ты подумал, что…, но это не так, потому что»)

· выражение уверенности («Но в следующий раз я уверена, ты найдешь….»)

Такие приемы позволяют сформировать адекватную самооценку, умение анализировать, умение контролировать свои действия и поступки. А

изменения в подходах оценочной деятельности учителя приведут к долгожданному успеху ученика, ведь «дорогу осилит идущий.

Еще одним новшеством, которая я ввела в свою практику, стала совместная деятельность учащихся по составлению критериев оценивания той или

иной работы учеников. Конечно, здесь я учитывала, что ученики начальных классов ещё в силу своего возраста не смогут объективно и идеально

составить критерии, поэтому такая работа проводилась только на определенных этапах. Например, на уроке литературного чтения, при проверке

домашнего задания – выразительного чтения наизусть стихотворения - дети совместно вырабатывали критерии:

Ш выразительность

Ш знание текста

Ш артистизм

Ш четкость

Ш передача чувств

Ш перед началом: название и автор

Именно по этим критериям была осуществлена взаимооценка и самооценка. Я обратила внимание на то, что дети, оказывается, очень критичны,

особенно к себе. Такая работа им очень понравилась. И уже на следующих уроках они сами предлагали разработать критерии по оцениванию

рефератов на уроке познания мира.

На уроке литературного чтения при изучении темы произведения Твардовского «Рассказ танкиста» дети писали 5-минутное эссе, выражая свое

отношение к поступку герою. После детям было предложено взаимооценить работу друг друга, указав только положительные моменты и придумать

необычный способ похвалы. Удивительно было слышать от детей такие слова похвалы, как: «ты супер», «прекрасно», «лучше не бывает». Но самым

оригинальным была оценка: «ты меня очень удивил».

На этапе рефлексии я очень часто использую метод самооценивания на стикерах. Дети пишут на листочках свое отношение к теме, свое эмоциональное

состояние на уроке. Очень интересно было ученикам рисовать свое состояние на уроке русского языка, при изучении темы «Правописание падежных

окончаний имен существительных». Заметила, что дети не боятся высказывать своё мнение по теме. Я думаю, что это связано с тем, что у учащихся

начальных классов высокий уровень мотивации

Перестраивая свою профессиональную деятельность с учетом новых подходов в обучении, я научилась иначе относиться к оцениванию работ ученика,

на уроке стала использовать элементы форматированного оценивания. А главное, каждому учителю необходимо помнить о главном правиле

формативного оценивания: «Оценивается не ученик, а его работа. А при оценивании работы, акцент делаетсяна её положительные стороны, а не

недостатки».

ая и образовательная функции оценок и учения школьников. М.: Просвещение, 1984