Оценивание учебных достижений учащихся при использовании
групповой формы работы
Слайд 2. «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству» Ульям Джеймс (американский философ и психолог 19-20 века) Слайд 3. «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников» Майкл Барбера (главный советник по вопросам образования Великобритании)
Слайд 4 . «Ученики должны уметь сами оценивать свои знания». Пол Блэк и Дилан Уильям (преподаватели Лондонского колледжа, заслуженные профессора Департамента Образования)
Слайд 5.
Перечень отметок, которые получали гимназисты в ХIХвеке:
превосходно успевает
похвально
отлично
весьма хорошо
хорошо
изрядно
порядочно
отчасти годится
малые успехи показывает
худо успевает
Чтобы эти формулировки было легче соотносить со столь привычной нам «пятибалльной» системой, объединим перечисляемые формулировки в парочки (кроме первой и последней). В результате смысл формулировок легко соотнести с соответствующим значением в пятибалльной системе. В глаза бросается, во-первых, многочисленность отметок (десять вместо привычных четырёх, ведь «кол» в школах уже давно аннулирован). И, во-вторых, их явная позитивность, которой можно не только позавидовать, но и поучиться…
Слайд 6.Довольно большое число учителей в своей работе руководствуются традиционной установкой – поймать ученика на ошибке, незнании, непонимании, зафиксировав это той или иной отметкой. Прежде всего необходимо освободить ученика от страха ошибки, от гнёта незнания и непонимания. Если у учеников не будет этих страхов, стеснений и комплексов, то и интерес появится. Технология сотрудничества (групповая работа) способствуют решению данной проблемы.
При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам процесс.
Учителю важно помнить, что оценивание групповой работы не может и не должно сводиться к обязательному выставлению отметки.
Слайд 7.Особенности самостоятельной работы учеников в малых группах временного состава таковы:
-Во-первых, учителю чаще всего не видно, кто какую лепту вносит в результат общей работы.
-Во-вторых, само выполнение группой задания на уроке является не самоцелью, а эффективными «предлагаемыми обстоятельствами» (по К.С.Станиславскому), для того чтобы команды учили-сь (то есть «учили СЕБЯ»).
Поэтому действительный результат этой формы работы проявляется не сразу. У кого-то – через день-другой, а у кого-то – и через неделю (к тому же при условии нескольких возвращений то к содержанию, то к проблематике, то к приёмам выполнения задания). Этой форме работы присущ эффект «отсроченного результата».
Слайд 8. Оценивание работы групп имеет несколько направлений:
оценка деятельности каждой группы учителем;
оценка деятельности некоторых учащихся учителем;
самооценивание/взаимооценивание, совместное оценивание групповой работы учителем и учащимися.
Слайд 9. Для организации групповой работы требуется выполнение ряда условий, которые учитель должен с самого начала объяснить учащимся:
Сообщение цели групповой работы и ее соответствие обучающим целям: изучаемой темы,
Определение сроков и формы предоставления работы группы
Определение критериев оценки задания (для оценки процесса работы в группе и оценки результата работы группы).
Сообщение о том, кто будет осуществлять оценивание (сам учитель; учитель совместно с учащимися; только учащиеся; специальное жюри).
Сообщение о принципах оценивания: оценивание индивидуального вклада в работу группы, оценивание работы группы в целом.
Слайд 10 ЭТО ВАЖНО!
При использовании групповой формы обучения учитель должен с самого начала этой деятельности объяснить учащимся: итоговая отметка будет отражать индивидуальные учебные достижения ученика.
Слайд 11 Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Слайд 12. Оценивание работы групп
(рекомендуется использовать форму на протяжении продолжительного периода времени: четверти, полугодия).
| Критерии | 1 | 2 | … |
1 | Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей) | | | |
2 | Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать) | | | |
3 | Раскрытие материала, задания, темы | | | |
4 | Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения | | | |
5 | Самоанализ групповой работы (положительные моменты, проблемы, трудности) | | | |
| Общий балл | | | |
После оглашения задания учитель ведет наблюдение за деятельностью групп и заполняет форму. В процессе выполнения задания учитель заполняет первые два столбца - «Сотрудничество в группе» и «Поведение». На этапе, когда группы представляют свои работы, учитель дополняет колонку «Поведение» и заполняет следующие две колонки - «Раскрытие материала» и «Умение слушать и задавать вопросы» (каждая группа на каждом этапе может получить несколько плюсов или минусов). Далее следует этап подведения итогов работы групп и обсуждения полученных результатов. На этом этапе учитель может задать учащимся следующие вопросы:
Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы?
С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания? Как можно их преодолеть?
Выражены 2 показателя – 3, 3-4 показателя – 4, 5 показателей - 5
Слайд 13. Оценивание индивидуальной деятельности ученика
При групповой форме работы учитель может осуществлять оценку достижений отдельных учащихся. Для этого он использует форму «Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе»
Учитель предварительно (до урока) намечает, кого он собирается оценивать (2-6 учащихся).
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
ФИО учеников | 1. Саша | 2. Ира | 3….. |
Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании | + | + | - |
Предлагает идеи | - | - | + |
Активно участвует в обсуждении группы, внимательно слушает и задает вопросы (развивает, обобщает предложенные идеи) | + | - | + |
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) | - | - | + |
Проявляет стремление выступить с результатом работы группы | + | + | - |
Общий балл | | | |
Учитель наблюдет за ходом выполнения задания в группах, особенно внимательно следит за деятельностью отобранных учащихся и делает отметки в форме. По итогам выполнения работы представляет учащимся результаты наблюдения, обязательно предоставляет обратную связь каждому выбранному учащемуся и при необходимости может выставить отметки
Выражены 2 показателя – 3, 3-4 показателя – 4, 5 показателей - 5
Слайд 14. Самооценивание при групповой форме работы.
В некоторых случаях при использовании групповой формы обучения ученику необходимо дать возможность самому оценить свои учебные достижения. Для этого используется форма самооценивания, которую учащемуся предлагается заполнить самостоятельно после окончания групповой работы.
С помощью информации, полученной посредством наблюдения и общения с учащимися, учителя могут проанализировать уровень развития навыков работы в группе, качество усвоения учебного материала и запланировать дальнейшие шаги по улучшению качества учебных достижений учащихся.
Моя работа в группе
Критерии | Да (+) | Нет(-) |
Я понимаю задание группы | | |
Я предлагаю идеи | | |
Я внимательно слушаю | | |
Я участвую в обсуждении | | |
Я справился с выполнением задания | | |
Общий балл | | |
Выражены 2 показателя – 3, 3-4 показателя – 4, 5 показателей - 5
Слайд 15 Учитель может провести оценивание деятельности и результативности работы некоторых учащихся с использованием взаимооценивания. Для этого учитель просит учащихся оценить вклад друг друга в работу группы.
Взаимооценка
Критерии оценки | | |
1.Участвовал во всех заданиях группы. | | |
2.Брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу. | | |
3.Внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. | | |
4.Подавал группе идеи, высказывал предположения по поставленным задачам. | | |
5.Помогал завершить работу вовремя | | |
6.Общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними. | | |
7.Смог первым сделать выводы по поставленной проблеме или заданию. | | |
8.Выступал с результатом работы группы. | | |
9.Дополнял выступления других групп. | | |
ИТОГО | | |
Если у вас от 8 и больше +, то ваша оценка «5»
Если у вас от 5 до 7 +, то ваша оценка «4»
Если у вас от 3 до 4 +, то ваша оценка «3»
Отрицательный результат ставить не рекомендуется.