СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание учебных достижений при использовании групповой формы работы.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам процесс, потому что умение работать в группе – важная компетенция, которую нужно формировать у учащихся, и, следовательно, создавать условия для ее формирования.

Просмотр содержимого документа
«Оценивание учебных достижений при использовании групповой формы работы.»

Оценивание учебных достижений при использовании групповой формы работы.

Самый частый вопрос, задаваемый учителями:

Как оценивать достижения учащихся при использовании групповой формы работы?

При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам процесс, потому что умение работать в группе – важная компетенция, которую нужно формировать у учащихся, и, следовательно, создавать условия для ее формирования.

Учителю важно помнить, что оценивание групповой работы не может и не должно сводиться к обязательному выставлению отметки.

Оценивание работы групп имеет несколько направлений:

– оценка деятельности каждой группы учителем;

– оценка деятельности некоторых учащихся учителем;

– самооценивание/взаимооценивание, совместное оценивание групповой работы учителем и учащимися.

Для организации групповой работы требуется выполнение ряда условий, которые учитель должен с самого начала объяснить учащимся:

ƒ1. Сообщение цели групповой работы и ее соответствие обучающим целям изучаемой темы.

ƒ2. Определение критериев оценки задания (для оценки процесса работы в группе и оценки результата работы группы).

ƒ3. Сообщение о том, кто будет осуществлять оценивание (сам учитель; учитель совместно с учащимися; только учащиеся; специальное жюри).

ƒ4. Определение сроков и формы предоставления работы группы (если группа формируется на выполнение долгосрочного, более одного урока, задания).

ƒСообщение о принципах оценивания:

- обязательное оценивание индивидуального вклада в работу группы (если таковой будет оцениваться);

– оценивание работы группы в целом (один за всех – все за одного, если таковая будет оцениваться).

В случае, когда учитель запланировал выставление отметок за групповую работу, не рекомендуется ставить разные отметки за работу группы, так как это противоречит концепции групповой работы. Но даже в таком случае учителю следует поощрять выдающуюся работу группы и обсуждать уклонение некоторых учащихся от работы в группе. Особенно это удобно делать, когда участники группы имеют четко определенные обязанности.

Оценивание работы групп

Учитель разрабатывает форму наблюдения (примерная форма представлена в таблице 1 (приложение 1), обсуждает и утверждает её¸ с учащимся (рекомендуется использовать форму «Оценивание работы групп» на протяжении продолжительного периода времени: четверти, полугодия). Оценивание работы групп

После оглашения задания учитель ведет наблюдение за деятельностью групп и заполняет форму. В процессе выполнения задания учитель заполняет первые два столбца – «Сотрудничество в группе» и «Поведение». На этапе, когда группы представляют свои работы, учитель дополняет колонку «Поведение» и заполняет следующие две колонки – «Раскрытие материала» и «Умение слушать и задавать вопросы» (каждая группа на каждом этапе может получить несколько плюсов или минусов). Далее следует этап подведения итогов работы групп и обсуждения полученных результатов. На этом этапе учитель может задать учащимся следующие вопросы:

ƒ. Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы?

ƒ. С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания?

В ходе ответов на первый вопрос учитель совместно с учащимися отмечает достоинства в работе каждой группы и может представить общие результаты оценочной работы. Второй вопрос позволяет обратить внимание учащихся на возникшие проблемы и совместно определить пути их преодоления.

Полученные результаты групповой работы позволяют учителю принять определенное решение: в случае, когда результаты положительные, он принимает решение продолжить изучение темы; в случае, когда результаты невысокие, он должен предложить ученикам выполнить дополнительные задания, упражнения или использовать другие методы обучения с целью более глубокого освоения темы.

а) При групповой форме работы учитель может осуществлять оценку достижений отдельных учащихся. Для этого он использует форму «Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе» (приложение 2). Учитель предварительно (до урока) намечает, кого он собирается оценивать (2-6 учащихся). Учитель наблюдет за ходом выполнения задания в группах, особенно внимательно следит за деятельностью отобранных учащихся и делает отметки в форме. По итогам выполнения работы представляет учащимся результаты наблюдения, обязательно предоставляет обратную связь каждому выбранному учащемуся и при необходимости может выставить отметки.

б) Учитель может провести оценивание деятельности и результативности работы некоторых учащихся с использованием взаимооценивания. Для этого учитель просит учащихся оценить вклад друг друга в работу группы. Сущность взаимооценивания и самооценивания заключается в следующем: дети могут оценить себя только тогда, когда у них есть цели, которых они должны добиться в процессе учения, и понятные критерии оценки.

Техника оценивания «Две звезды и желание может применяться при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.

Техника заключается в следующем: учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, то они не оценивают работы, а определяют два положительных момента – «две

звезды», – и один момент, который заслуживает доработки – «желание». Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена в письменной форме.Работа возвращается учащемуся, для доработки «желания» предоставляется время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель, после проверки учитель может выставить за работу отметку.

Поскольку обратная связь исходит от одноклассника, а не от того, кто стоит выше ученика (учителя), то комментарии воспринимаются очень позитивно. Кроме того, они воспринимаются как стимул учиться лучше, что-то исправить в работе, добиться успеха и т.д.

Преимущества взаимооценивания:

ƒ. взаимооценивание имеет интерактивный характер;

ƒ. ученик или группа учеников, которые оценивают работу, презентацию и пр. другого ученика или группы, извлекают пользу для себя, как и тот, чью работу оценивают. Работу оценивают по заранее определенным критериям. При оценивании работ других есть возможность увидеть ошибки в своей работе и при необходимости исправить их;

ƒ. взаимооценивание помогает улучшить социальные и коммуникативные способности;

ƒ. активно занимаясь взаимооцениванием в ходе учебного процесса, ученики лучше понимают необходимость и роль оценивания и оценки.

ЭТО ВАЖНО! При использовании групповой формы обучения учитель должен с самого начала этой деятельности объяснить учащимся: итоговая отметка будет отражать индивидуальные учебные достижения ученика.

Вовлечение учащегося в процесс оценивания позволяет ему стать равноправным партнером учителя в процессе оценивания и, соответственно, нести ответственность за свое обучение. В некоторых случаях при использовании групповой формы обучения ученику необходимо дать возможность самому оценить свои учебные достижения. Для этого используется форма самооценивания, которую учащемуся предлагается заполнить самостоятельно после окончания групповой работы. Самооценивание – это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах. Необходимо обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на основе эмоций. После заполнения бланка ученик делает вывод о своей роли в группе. При необходимости определяет цель на следующий этап работы.

Следующая таблица (приложение 3) дает цифровую отметку каждому пункту. Баллы в колонку «Возможные баллы» выбираются учителем произвольно (желательно использовать 10-балльную систему, чтобы не путать со школьной пятибалльной, отметочной). Если в линии «Итого» разница в баллах, выставленных учащимся и учителем, больше 10, то учителю необходимо проанализировать результаты с целью понимания разногласий и провести беседу с учащимся. Опыт учителей, использовавших эту форму, свидетельствует о том, что со временем при использовании подобных форм оценки разница между баллами, выставленными учителем и самим учеником, заметно сокращается.

С помощью информации, полученной посредством наблюдения и общения с учащимися, учителя могут проанализировать уровень развития навыков работы в группе, качество усвоения учебного материала и запланировать дальнейшие шаги по улучшению качества учебных достижений учащихся.

В результате использования различных форм оценивания групповой работы учитель может научить учащихся:

(1) оценивать процесс работы в группе;

(2) определять сильные и слабые стороны подготовленной работы с использованием механизма самооценки.



Учитель химии и географии высшей категории

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э.А.Быкова»

Петрова Татьяна Сергеевна














ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценивание работы группы.

Номер группы

Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей)

Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания)

Раскрытие материала, темы, задания

Умение слушать выступления других, задавать вопросы, делать дополнения

Общий балл

1

+

+

+++

+


2

+

+


+-


3

+

_

++

+++


4






5








ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе.

Номер группы

Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей)

Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания)

Раскрытие материала, темы, задания

Умение слушать выступления других, задавать вопросы, делать дополнения

Общий балл

1

+

+

+++

+


2

+

+


+-


3

+

_

++

+++


4






5








ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Совместное оценивание групповой работы учеником и учителем.

Имя, фамилия учащегося, класс

Возможные баллы

Полученные баллы

Я сам

Учитель

Выполнял все свои обязанности в группе вовремя и качественно




Работал в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании




Стимулировал других учащихся и помогал им в выполнении поставленного задания




Внимательно слушал других




Вел обсуждение




Комментировал и дополнял информацией высказывания других учеников в группе




ИТОГО:






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!