СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка функциональной грамотности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оценка функциональной грамотности»

О ц е н к а  ф у н к ц и о н а л ь н о й  г р а м о т н о с ти  уч а щи х с я  о сн о в н о й ш к о л ы . Р а зра б о т к а изм е р и т е ль н ых  м а т ери а ло в  Маркова О.В., учитель МБОУ СОШ № 1 им. М.Ю. Лермонтова

О ц е н к а ф у н к ц и о н а л ь н о й г р а м о т н о с ти уч а щи х с я о сн о в н о й

ш к о л ы . Р а зра б о т к а изм е р и т е ль н ых м а т ери а ло в

Маркова О.В.,

учитель МБОУ СОШ № 1

им. М.Ю. Лермонтова

В о п р осы  для обсуж д ения В в е д е н ие.  Функ ц иона л ь н а я  г р а м о т но ст ь  и  м е ж д у н а р о дный к о н т е к ст  р а звития  и с с л е д ова н ий  п о  ф у нк ц ион ал ьн о й  г р а м о т н ос т и . Мони т оринг  фор м ирования  ф у нк ц иона л ь н ой  г рам о т н ос т и .  О б щ ие п о д х о ды  к  о ц е н к е  ф у нк ц иона л ь н ой  г р а м о т но ст и  у чащ и х ся  ос н ов н ой ш к о л ы . Разраб о т к а  с п ецифи к ации  из м ери т е л ьных  м а т ериа л о в . Т ребов а ния  к  зад а ниям  д л я  о ц е н ки  ф у нк ц иона л ь н ой  г р а м о т но ст и . Эт ап ы  раз р аб о т к и  из м ери т е л ьных  м а т ериа л о в . О б ес п ечение  ва л и д нос т и  и н а д е жности  о ц енк и «Мы д о л ж ны  науч и ть с я  из м ер я ть  т о ,  что в а ж но,  а  не  т о ,  что лег к о из м ер и ть» 2

В о п р осы для обсуж д ения

  • В в е д е н ие. Функ ц иона л ь н а я г р а м о т но ст ь и м е ж д у н а р о дный

к о н т е к ст р а звития и с с л е д ова н ий п о ф у нк ц ион ал ьн о й г р а м о т н ос т и .

  • Мони т оринг фор м ирования ф у нк ц иона л ь н ой г рам о т н ос т и . О б щ ие п о д х о ды к о ц е н к е ф у нк ц иона л ь н ой г р а м о т но ст и у чащ и х ся ос н ов н ой ш к о л ы .
  • Разраб о т к а с п ецифи к ации из м ери т е л ьных м а т ериа л о в .
  • Т ребов а ния к зад а ниям д л я о ц е н ки ф у нк ц иона л ь н ой г р а м о т но ст и .
  • Эт ап ы раз р аб о т к и из м ери т е л ьных м а т ериа л о в .
  • О б ес п ечение ва л и д нос т и и н а д е жности о ц енк и

«Мы д о л ж ны науч и ть с я из м ер я ть т о , что в а ж но, а не т о , что лег к о из м ер и ть»

2

Поня т ие  ф ункциональной  гр а м о тности  (1) Т ермин  « ф у нкциона л ьн а я  гр ам о тност ь »  вв е д ен  Ю Н Е С К О  в 195 7  г о д у . Функциона л ьн а я  г р ам о тно с ть  понимала с ь  к ак «со в ок у пность  у м е ний  ч ита т ь  и  пис а ть для  исп о л ьз ования  в пов с е дневной  жи з ни  и  у д о в л е твор ения  жи т ей с ких про б л е м» . О с обенно с ти  понятия: Н ап р а в ле нн о с ть  н а  р е ш е н ие  б ы т о в ы х  про б л е м ; Основа  –  б а з о в ы й  у р о в ен ь  н а в ы к о в  ч т е н ия  и  пись м а Ц е л ь  –  во з м о жно с ть  р е ш е н ия  с т а н да р тн ы х  с т е р е о типн ы х  задач Пр и м е н я л о с ь  в  о с н о в н о м  к о  вз р о с л о м у  н ас е ле н и ю ,  к о т о р о е Н ап р а в ле нн о с ть  н а  р е ш е н ие  б ы т о в ы х  про б л е м ; Основа  –  б а з о в ы й  у р о в ен ь  н а в ы к о в  ч т е н ия  и  пись м а Ц е л ь  –  во з м о жно с ть  р е ш е н ия  с т а н да р тн ы х  с т е р е о типн ы х  задач Пр и м е н я л о с ь  в  о с н о в н о м  к о  вз р о с л о м у  н ас е ле н и ю ,  к о т о р о е н уждал о сь  в ф о р м и р о ва н и и  э л е м е н тар н о й  г р а мо тно с т и .

Поня т ие ф ункциональной гр а м о тности (1)

  • Т ермин « ф у нкциона л ьн а я гр ам о тност ь » вв е д ен Ю Н Е С К О в

195 7 г о д у .

  • Функциона л ьн а я г р ам о тно с ть понимала с ь к ак

«со в ок у пность у м е ний ч ита т ь и пис а ть для исп о л ьз ования в

пов с е дневной жи з ни и у д о в л е твор ения жи т ей с ких

про б л е м» .

  • О с обенно с ти понятия:
  • Н ап р а в ле нн о с ть н а р е ш е н ие б ы т о в ы х про б л е м ; Основа – б а з о в ы й у р о в ен ь н а в ы к о в ч т е н ия и пись м а Ц е л ь – во з м о жно с ть р е ш е н ия с т а н да р тн ы х с т е р е о типн ы х задач Пр и м е н я л о с ь в о с н о в н о м к о вз р о с л о м у н ас е ле н и ю , к о т о р о е
  • Н ап р а в ле нн о с ть н а р е ш е н ие б ы т о в ы х про б л е м ;
  • Основа – б а з о в ы й у р о в ен ь н а в ы к о в ч т е н ия и пись м а
  • Ц е л ь – во з м о жно с ть р е ш е н ия с т а н да р тн ы х с т е р е о типн ы х задач
  • Пр и м е н я л о с ь в о с н о в н о м к о вз р о с л о м у н ас е ле н и ю , к о т о р о е

н уждал о сь в ф о р м и р о ва н и и э л е м е н тар н о й г р а мо тно с т и .

Опр е д е ление  ф ункциональной  гр а м о тности А .  А .  Л е о н тьев:  «Функ ц и о н ал ь но  г р ам о т ны й  ч е л о век  —  э т о ч е л о ве к ,  к от о р ый  спо с о б ен  и сп о льзова т ь  все  пос т оянно прио б р ета е м ы е  в  т еч е ние  жи зни  знани я ,  у мен и я  и  нав ы ки  д ля р е ш ен и я  ма к с и ма л ь н о  ш и р о к о г о  д и апазона  ж и зненн ы х  зад а ч в  р а з личн ы х  сферах  ч е л о веч е с к ой  д е я т е ль н ост и ,  о б щ ен и я  и со ц и ал ь н ы х  о т н ошен ий »  [ О б р а зов а т е льная  с и с т е ма  «Ш к о ла 2 1 0 0 ».  Педаго г и к а  здравого  смысла /  под ред.  А .  А . Леон т ь ева.  М . :  Б а ла с с , 2 0 03 .  С.  35 . ] .

Опр е д е ление ф ункциональной гр а м о тности

А . А . Л е о н тьев: «Функ ц и о н ал ь но г р ам о т ны й ч е л о век — э т о ч е л о ве к , к от о р ый спо с о б ен и сп о льзова т ь все пос т оянно прио б р ета е м ы е в т еч е ние жи зни знани я , у мен и я и нав ы ки д ля р е ш ен и я ма к с и ма л ь н о ш и р о к о г о д и апазона ж и зненн ы х зад а ч в р а з личн ы х сферах ч е л о веч е с к ой д е я т е ль н ост и , о б щ ен и я и со ц и ал ь н ы х о т н ошен ий » [ О б р а зов а т е льная с и с т е ма «Ш к о ла 2 1 0 0 ». Педаго г и к а здравого смысла / под ред. А . А . Леон т ь ева. М . : Б а ла с с , 2 0 03 . С. 35 . ] .

 Основ н ы е  п о л о ж е ния к омп е т е нтнос т н о -ори е нт и рованной  о ц е нки  П о л ож ен и е   1  :  Т р и  о б ласти  для  р аз р а б о т к и  с о д е р ж а н и я  о ц е н к и : д ейств о в а ть  ав т о н омно  и  р е ф ле к с и в но; и сп о ль з о в ать  р а з личные  с р е д ства  ин т е р ак т ивн о ; ф у н к ц ио н ир о в а ть  в  со ци аль н о  г е т е р о г е н ных  г р уп п а х .  П о л ож ение   2  :  К люче в ые  к омпе т е н тности мно г о ф унк ц ион а ль н ы,  вз а и м оз а вис и мы  и  вз а и мос в яза н ы .  П о л ож ен и е   3  :  Для  о ц е н ки  н ео б х о д и м ы  р аз н ообраз н ы е  ме т о д ы ,  вы х о д я щие  за  р ам к и  тр а ди ц ион н ых  п и сьме нн ых  т ес т о в .

Основ н ы е п о л о ж е ния

к омп е т е нтнос т н о -ори е нт и рованной о ц е нки

П о л ож ен и е 1 : Т р и о б ласти для р аз р а б о т к и с о д е р ж а н и я о ц е н к и :

  • д ейств о в а ть ав т о н омно и р е ф ле к с и в но;
  • и сп о ль з о в ать р а з личные с р е д ства ин т е р ак т ивн о ;
  • ф у н к ц ио н ир о в а ть в со ци аль н о г е т е р о г е н ных г р уп п а х .

П о л ож ение 2 : К люче в ые к омпе т е н тности мно г о ф унк ц ион а ль н ы, вз а и м оз а вис и мы и вз а и мос в яза н ы .

П о л ож ен и е 3 : Для о ц е н ки н ео б х о д и м ы р аз н ообраз н ы е ме т о д ы , вы х о д я щие за р ам к и тр а ди ц ион н ых п и сьме нн ых т ес т о в .

П р е дм е тная  к омпетентность  –  сп о соб н ость  ре ш ать п р о б лем ы ,  в о з н и к ающие  в  ок р у ж аю щ ей д е йс т в и т е ль н ос т и,  с р е д ст ва ми  п р е д м е та р аспоз н авать  п р о б л е м ы ,  в о зни к ающие  в ок р у ж аю щ ей д е й ств и т е л ь н о ст и ,  к о т о р ы е  м о гут  б ы ть р е ш ены  ср е д ствами д а нн о г о  п р е д мета; ф о р м у ли р ов а ть  э ти  п р о б л е мы  на  я зы к е  д ан н о г о  п р е д мета; р е ш ать  э ти  п р о б л е м ы ,  и сп о л ь з уя  п р е д мет н ы е  зна н и я  и ме т о д ы ; ана л и з и р ова т ь  и сп о л ь зован н ы е  ме т о д ы  р е ш ен ия ; ин т ер п р ет и р о в а ть  п о л у ч ен ны е  р е з у л ь та т ы  с  у ч е т ом поста в лен н ой  п р о б л е м ы ;  ф о р м у ли р ова т ь  и зап и сывать о к о н ча т е л ь ны е  р е з у л ь та т ы  р е ш ения  п о ста в л ен н ой  п р о б л е м ы

П р е дм е тная к омпетентность сп о соб н ость ре ш ать п р о б лем ы , в о з н и к ающие в ок р у ж аю щ ей д е йс т в и т е ль н ос т и, с р е д ст ва ми п р е д м е та

  • р аспоз н авать п р о б л е м ы , в о зни к ающие в ок р у ж аю щ ей д е й ств и т е л ь н о ст и , к о т о р ы е м о гут б ы ть р е ш ены ср е д ствами д а нн о г о п р е д мета;
  • ф о р м у ли р ов а ть э ти п р о б л е мы на я зы к е д ан н о г о п р е д мета;
  • р е ш ать э ти п р о б л е м ы , и сп о л ь з уя п р е д мет н ы е зна н и я и

ме т о д ы ;

  • ана л и з и р ова т ь и сп о л ь зован н ы е ме т о д ы р е ш ен ия ;
  • ин т ер п р ет и р о в а ть п о л у ч ен ны е р е з у л ь та т ы с у ч е т ом поста в лен н ой п р о б л е м ы ; ф о р м у ли р ова т ь и зап и сывать о к о н ча т е л ь ны е р е з у л ь та т ы р е ш ения п о ста в л ен н ой п р о б л е м ы
Р е а лизац и я  к ом пе т ен т н ост н о г о  п о д х о да  в ре а льных  изме р ен и ях О б ла с ть  3 : О б ла с ть  1 :  Д ей с т в о в а ть О б ла с ть  2 : а в т о н о м но  и р е ф ле к с ивн о . И с п о л ь з о в а ть  с р е д с т в а  (яз ык , т е к с т ы ,  и н ф ор м а ци ю ,  з н а н и я, у м е н и я,  т е х н о л о г ии  и д р . ) и н т ер а к ти в н о . Фу нкци о н ир о в а ть  в  с о ци а л ь но г е т е ро г е н н ы х  г р у п п а х. P I S A  - чит а т е л ь с ка я, м а т е м а тич е с ка я, е с т е с т в е н н о н а у чн а я  , ф и н а нс о в а я г р а м о тн о с ти, к о м п е т е нт н о с ть  в  о б ла с ти ре ш е н и я  п ро б л е м , г л о б ал ь н ы е  к о м п е т е нции, к ре а ти в н о е мы ш л е н и е. ICI LS  –  И К Т - к о м п е т е нтн о с ть ICC S  –  г р а ж д а н о в е д че с ка я P I S A :  ре ш ен и е к о м п л е к с н ы х п р о б л е м  в  с о т р у д н и чест в е к о м п е т е нт н о с ть  Ф Г ОС  Р Ф   (н а ч ал ь н а я  ш к о ла ): P I S A  –  у чеб н ы е  с т р а т е г и и С а м оо ц е н к а г р у пп о вы е  п ро е к ты

Р е а лизац и я к ом пе т ен т н ост н о г о п о д х о да в ре а льных изме р ен и ях

О б ла с ть 3 :

О б ла с ть 1 : Д ей с т в о в а ть

О б ла с ть 2 :

а в т о н о м но и р е ф ле к с ивн о .

И с п о л ь з о в а ть с р е д с т в а (яз ык , т е к с т ы , и н ф ор м а ци ю , з н а н и я, у м е н и я, т е х н о л о г ии и д р . ) и н т ер а к ти в н о .

Фу нкци о н ир о в а ть в с о ци а л ь но

г е т е ро г е н н ы х г р у п п а х.

P I S A - чит а т е л ь с ка я, м а т е м а тич е с ка я, е с т е с т в е н н о н а у чн а я , ф и н а нс о в а я г р а м о тн о с ти,

к о м п е т е нт н о с ть в о б ла с ти

ре ш е н и я п ро б л е м , г л о б ал ь н ы е к о м п е т е нции, к ре а ти в н о е мы ш л е н и е. ICI LS И К Т - к о м п е т е нтн о с ть

ICC S г р а ж д а н о в е д че с ка я

P I S A : ре ш ен и е к о м п л е к с н ы х

п р о б л е м в с о т р у д н и чест в е

к о м п е т е нт н о с ть

Ф Г ОС Р Ф а ч ал ь н а я ш к о ла ):

P I S A у чеб н ы е с т р а т е г и и

С а м оо ц е н к а

г р у пп о вы е п ро е к ты

Новый  вз г ляд  на  об р а зов а ние М о д е л и  Е в р о пе й с к о й  к л а с си ф и к ац и ей  н а вы к о в,  к о м петенц и й  и  п ро ф е с сий  ( E SC O ) ,  П а р тне р с т ва  за  н а выки  XXI  ве к а,  e n Ga ug e,  B r oo k i ng s  и  P ea r s o n .  О р г а н и з а ци я  э к о н о м ич е с к ог о  с о т р у дн ич е с тва  и  р а з вит и я.  2013 . h t t p : / / ww w . o e c d . o r g / s i t e / p i a a c / s u r v e y o f a d u l t s k i l l s. h tm

Новый вз г ляд на об р а зов а ние

М о д е л и Е в р о пе й с к о й к л а с си ф и к ац и ей н а вы к о в, к о м петенц и й и п ро ф е с сий ( E SC O ) , П а р тне р с т ва за н а выки XXI ве к а, e n Ga ug e, B r oo k i ng s и P ea r s o n . О р г а н и з а ци я э к о н о м ич е с к ог о с о т р у дн ич е с тва и р а з вит и я. 2013 .

h t t p : / / ww w . o e c d . o r g / s i t e / p i a a c / s u r v e y o f a d u l t s k i l l s. h tm

Ч е м у  д о л ж ны  н а учит ь ся  д е т и  ( O E CD  2030 ) Че ре з  о ц е нку  к а ч е ства  о бр а з ова н и я  сис т е ма  о бр а з ова н и я  н а ст р а ива е т ся  на  н о вые  ре з у льт аты К ак  д е ти с п о со бны д ейс тв о в а ть П р е д ме т н ы е  М е ж п р е дм е т н ы е П р ак т ич е с к и е К о г н и т ив н ы е  и ме т а - к ог ни т ивн ы е С о циа л ь н ы е  и э м о ц и о на л ь н ы е Физи ч еские  и п р ак т и ч ес к ие Сп осо бн ос т ь м о б и л и зо ва т ь з нан и я ,  ум ен и я ,  о т н о ш ен и я  и  ц енн ос т и ,  а  т ак ж е п р оя в ля т ь   р е ф л е к с и вн ы й  п о д х о д  к  п р о ц е сс у  о б уч ен и я, о бе с п еч и ваю щ ая  в оз м о жн ос т ь  в з а им о д е й с т в о ва т ь   и  д е й с т в о ва т ь  в  ми р е S c hlei c he r  A.,  R a m o s  G.  Gl o b al  c o m pe t en cy  f o r  an in c lu s i v e  w o r l d  / /  O E C D ,  2016.  UR L: h t t p s: // ww w . oe c d . o r g / pi sa / a b o u t pi sa / Gl o b a l - c o m pe t en cy - f o r- a n - in c lu s i v e - w o r ld .p d f

Ч е м у д о л ж ны н а учит ь ся д е т и ( O E CD 2030 )

Че ре з о ц е нку к а ч е ства о бр а з ова н и я сис т е ма о бр а з ова н и я н а ст р а ива е т ся на н о вые ре з у льт аты

К ак д е ти с п о со бны д ейс тв о в а ть

П р е д ме т н ы е М е ж п р е дм е т н ы е П р ак т ич е с к и е

К о г н и т ив н ы е и ме т а - к ог ни т ивн ы е С о циа л ь н ы е и э м о ц и о на л ь н ы е Физи ч еские и п р ак т и ч ес к ие

Сп осо бн ос т ь м о б и л и зо ва т ь

з нан и я , ум ен и я , о т н о ш ен и я и ц енн ос т и , а т ак ж е

п р оя в ля т ь р е ф л е к с и вн ы й п о д х о д к п р о ц е сс у о б уч ен и я,

о бе с п еч и ваю щ ая в оз м о жн ос т ь в з а им о д е й с т в о ва т ь и д е й с т в о ва т ь в ми р е

S c hlei c he r A., R a m o s G. Gl o b al c o m pe t en cy f o r an in c lu s i v e w o r l d / / O E C D , 2016. UR L:

h t t p s: // ww w . oe c d . o r g / pi sa / a b o u t pi sa / Gl o b a l - c o m pe t en cy - f o r- a n - in c lu s i v e - w o r ld .p d f

Пара д о к с  к омп е т е нтнос т и Р о сс и й с кая акаде м и я о б ра з о в ан и я К ом пе т ентность  ( действенные  з н ани я ,  у м ения, с п особ ы )  обна р ужива е т себя з а пр е д е л ами  учебных  с итуац и й, в задач а х,  не п о х о ж и х на т е, г д е э ти  з на н ия,  у м ения, с по с обы  приобр е та л и с ь .

Пара д о к с к омп е т е нтнос т и

Р о сс и й с кая акаде м и я о б ра з о в ан и я

К ом пе т ентность ( действенные з н ани я , у м ения,

с п особ ы ) обна р ужива е т себя

  • з а пр е д е л ами учебных с итуац и й,
  • в задач а х, не п о х о ж и х на т е,

г д е э ти з на н ия, у м ения, с по с обы приобр е та л и с ь .

М о д е ль  о ц енки ф ункц и ональ н ой грам о тн ос т и : P I S A - 201 8 Е с т ествен н о н а у ч н ая М а те матичес к ая гр а м о тность гр а м о тность 4% 33% 33 % Чи т а т е л ьс к ая грам о т н ость 4% 4% 22% Ф и н а н с о в а я гр а м о тн о с ть Г ло б аль н ы е к о м пе т е н ц и и

М о д е ль о ц енки ф ункц и ональ н ой грам о тн ос т и : P I S A - 201 8

Е с т ествен н о н а у ч н ая

М а те матичес к ая

гр а м о тность

гр а м о тность

4%

33%

33 %

Чи т а т е л ьс к ая

грам о т н ость

4%

4%

22%

Ф и н а н с о в а я

гр а м о тн о с ть

Г ло б аль н ы е

к о м пе т е н ц и и

У р о в н и  ф у н кци о н аль н о й г р а м о т н о с т и  в  и с сл е д о в ан ии  P I S A М Ч  Е 66 9  70 8  70 8  6    60 7  62 6  63 3  5    54 5  55 3  55 9  4    48 2  48 0  48 4  3    42 0  40 7  40 9  2    35 8  33 5  33 5  1 Сам о с т о я те л ь но  мы с л я щ и е  и  с п ос о бные ф унк ц и о н и р о в а ть  в  сл о ж н ы х  усл о ви я х 4  у р о ве н ь  –  пр о я в л я е т ся  сп о с о бн о с т ь  и сп о ль з о в а ть им е ю щ и е с я  з н а ния  и  у м ен и я  для  п о лучения  н о в о й и нф о р м ац и и 600 С р е д н е е  з н а ч ен и е м еж д у н а р о д н о й  шк а л ы 500 2  у р о ве н ь  –  по р о г о вы й ,  при  д о с т и ж ен и и  к о т о р о г о уч а щ и еся  н ач и н а ю т  д е м о н с т р и р о в а ть  при м енен и е з н аний  и  у м ен и й  в  пр о с т е й ших  не  учебн ы х с и туац и ях 400

У р о в н и ф у н кци о н аль н о й г р а м о т н о с т и в и с сл е д о в ан ии P I S A

М

Ч Е

66 9 70 8 70 8 6

60 7 62 6 63 3 5

54 5 55 3 55 9 4

48 2 48 0 48 4 3

42 0 40 7 40 9 2

35 8 33 5 33 5 1

Сам о с т о я те л ь но мы с л я щ и е и с п ос о бные

ф унк ц и о н и р о в а ть в сл о ж н ы х усл о ви я х

4 у р о ве н ь – пр о я в л я е т ся сп о с о бн о с т ь и сп о ль з о в а ть им е ю щ и е с я з н а ния и у м ен и я для п о лучения н о в о й и нф о р м ац и и

600

С р е д н е е з н а ч ен и е

м еж д у н а р о д н о й шк а л ы

500

2 у р о ве н ь – по р о г о вы й , при д о с т и ж ен и и к о т о р о г о уч а щ и еся н ач и н а ю т д е м о н с т р и р о в а ть при м енен и е з н аний и у м ен и й в пр о с т е й ших не учебн ы х с и туац и ях

400

М а т ем а т и ч е с к ая г р ам от н о сть  ( и с сл е д ован и е  PI S A) Математи ч ес к ая  гра м отность  –  э то  с п особность  индиви д уу м а  фо р м у ли р оват ь, при менят ь   и   инт ер п р е тир о ват ь   матема тику   в   р а з н о образных   к о н т е к ста х .   О на вк л ю ч а е т   матема т и ч е с кие   ра с су ж д е н и я,   ис п о л ь з ован ие   ма т е ма ти ч е с к их   п онят ий, про ц е д ур,  ф ак т ов  и  инст р умен тов,  ч тобы  о п исат ь ,  о б ъ я сни т ь  и  п р е д с к а з ат ь  я в лен и я .  О на помога е т   л ю д ям   п о н я ть   р о ль   матема т ики   в   мире,   вы с к а з ывать   х ор о шо   обоснованные су ж д е н и я  и  п р и нимат ь  р е шен и я ,  к ото р ые  д о лжны  п р и нимат ь  к онст р уктивные,  акт и вн ы е и  р а з м ы ш л я ю щие  гра ж д ан е . Р Е АЛ Ь Н ЫЙ  МИ Р  М АТЕ М АТ ИЧ ЕСК И Й  МИ Р П робле м а , в  к о н т е к с те Форм у лиров а ть Ма т е м а т и ч е с к а я пробл е м а П р им ен я ть Оц е н и ва ть Ма т е м а т и ч е с к ие ре з ул ь т ат ы Р е з ул ь т а т ы в  к он т е к ст е И н т е рп р е тиров а ть

М а т ем а т и ч е с к ая г р ам от н о сть ( и с сл е д ован и е PI S A)

Математи ч ес к ая гра м отность э то с п особность индиви д уу м а фо р м у ли р оват ь, при менят ь и инт ер п р е тир о ват ь матема тику в р а з н о образных к о н т е к ста х . О на вк л ю ч а е т матема т и ч е с кие ра с су ж д е н и я, ис п о л ь з ован ие ма т е ма ти ч е с к их п онят ий, про ц е д ур, ф ак т ов и инст р умен тов, ч тобы о п исат ь , о б ъ я сни т ь и п р е д с к а з ат ь я в лен и я . О на помога е т л ю д ям п о н я ть р о ль матема т ики в мире, вы с к а з ывать х ор о шо обоснованные су ж д е н и я и п р и нимат ь р е шен и я , к ото р ые д о лжны п р и нимат ь к онст р уктивные, акт и вн ы е и р а з м ы ш л я ю щие гра ж д ан е .

Р Е АЛ Ь Н ЫЙ МИ Р М АТЕ М АТ ИЧ ЕСК И Й МИ Р

П робле м а ,

в к о н т е к с те

Форм у лиров а ть

Ма т е м а т и ч е с к а я пробл е м а

П р им ен я ть

Оц е н и ва ть

Ма т е м а т и ч е с к ие

ре з ул ь т ат ы

Р е з ул ь т а т ы

в к он т е к ст е

И н т е рп р е тиров а ть

П р и м ер з а дания «Пар у сные к ора б л и»

Р Е А Л Ь Н ЫЙ М И Р

Д ев я н о с т о пя т ь п ро ц ен т о в т о ва ро в в ми р е пе р ев о з я т по м ор ю п р име р но 5 0 00 0 т а н к е р о в, гр у з о в ы х к ор а б л ей и к о н т ей н е р о в о з о в. Б о л ьш ин с т во э т их к ор а б л ей и с п о л ь з у ют диз е л ь н о е т о п л ив о .

Ин ж е н е р ы п л а н и р у ют р аз р а б от а т ь п о д де р ж к у к ор а б л ей, и с п о л ь з у я с и л у ве тр а. Их п р е д л о ж е н ие з ак л ю ч ае т с я в п р и кр еп л е н ии к к ор а б л я м к ай т о в ( п а р я щ их в в о з д у х е па р у с о в) и и с п о л ь з о ва н ии с и л ы ве тр а, ч т о б ы у ме н ьш и т ь р ас х о д диз е л ь н о г о т о п л ива и е г о в л ияние на о к р у ж аю щ у ю с р е д у .

Со з да т ь м о д е ль р е ш е н и я и вы п о л ни т ь

а р и ф м е т и ч е с кие д е й ст в и я

МА ТЕ МА ТИ Ч Е С К И Й М И Р

Т и п и ч н а я з а д а ч а д л я уч ащи х с я 5 - 6 к л а с с о в:

« З а г о д д в и г а т е ль н а к о ра б ле п о т р е б ляет

3500000 л т о пл и в а , 1 л и тр т о пл и ва с т о и т 0 ,42 р . У с т а но в к а п а р у с а н а к о ра б л е с т о и т 250 0 000 р . П а р у с э к оно м и т 20% т о пл и в а . Ч ер ез с к о л ь к о

лет э к оно ми я т о пли ва п о кр о ет с т о и м о с т ь

у с т а но вки па р у с а ? »

Ч е р е з ск о ль к о п ри м е рн о л е т э к о н о ми я н а д и з е льн о м т о п ли в е

п о к р о е т с т о и м о с ть у с та н о в к и к а й та ? П р ив е д и те в ыч и с л е ни я ,

п о • д тв е р ж Р д е а ю з щ у л и е ь в т а а ш т о р т в о е т с . сийс к и х у ч а щ ихс я : 16 %

С ре дн и й ре з у ль т а т у ч а щ ихс я стра н О ЭСР: 15 % М а к с има ль н ы й ре з у ль т ат : 47 %

О с н овные харак т е р и стики изм е р и те льн ы х м а т е р и алов (1)

  • Ос н о вой д ля р аз р аб о тки я в л я ю т с я ма т е р иалы м е ж д у н а р о д н о г о и с с л е д о ва н ия P I S A ( к о н ц епт у аль н ые р ам ки , п р им е р ы з а д а н ий и р е з у л ь та т ы вып о л н ения з а д а н ий р о с с ий ск ими у чащими ся )
  • Ис п о льз у ю т с я так ж е в с е и нн о ваци о нн ые р а з р аб о тки ав т о р ск их г р у пп
  • К о н ц епт у аль н ые р ам к и д ля м о н и т о р и н га ФГ р а з р абатыва ю т с я с у че т о м осо бе н н ос т ей у чащи х с я , д ля ко т о р ых п р е д н а з н ач е н ы з а д ания м о н и т о р ин г а (в 2019 г о д у – 5 и 7 к ла с со в ) , н о с о р иентацией н а р ам к и P I S A - 2021
  • Т е к с ты и с ит у ации д ля м о н и т о р и н га 2 0 19 г о д а п о д би р а ю т с я с у че т о м во з р аст н ых осо бе нн ос т ей у чащи х с я 5 и 7 к ла с со в , р е левант н ос ти д ля жиз н и , и н т ере с а у чащи х с я и р азвития по з н ава т е ль н о й а к тив н ос ти
  • В р аб о т е и с п о льз у ю т с я з а д а н ия р а з н ых ф о р ма т о в
  • Во з м о ж н ы и н т е р а к тив н ые з а д а н и я . Со о т н о ше н ие с та н д а р т н ых и и н т е р а к тив н ых

з а д а н ий о бсу ж д ае т с я

  • Р а з р аб о т к а и з ме р и т е ль н ых ма т ериалов в е д е т с я в р ам к ах т е о р ии “ E v i d ence

b a s ed a s s e s s m e n t ”

  • Пла н и ру е т с я у д ален н ая п р о вер к а о тве т о в у чащи х с я
  • Плани ру е т с я по с т р о ения п р о филей с ф о р ми р о ва н н ос ти ф у н к ционал ьн о й

г р ам о т н ос ти у чащи х с я

Осн о вные  ха р ак т е ри стики  и зм е ри те льн ы х  м а т е ри алов  (2) Т естир ование  в  р е жиме  онлайн Вр е мя  вып о лнения  –  2  у ро к а  (для  апроб а ции  -  9 0  мин) Р а б о та  с ос т оит  из  2 - х  ч а с т ей В  к аж д ой  ч а с ти  по  2  б ло к а  з а дани й ,  в с е г о  4  б ло к а  в к аж д ом  вар и ан т е  р а б о ты О б с у жда ю т с я  нес к о л ь к о  вар иан т ов  к ом п оновки  б ло к ов  в р а б от е: В а р и а н т  1 : все  4  б л о к а  из  р аз н ых  н ап р а в ле н ий  ФГ В а р иа н т  2 : в  к аждый  вари ан т  ра б о т ы  7  к л а с са  в к лю чен  б ло к  по В а р и а н т  1 : все  4  б л о к а  из  р аз н ых  н ап р а в ле н ий  ФГ В а р иа н т  2 : в  к аждый  вари ан т  ра б о т ы  7  к л а с са  в к лю чен  б ло к  по М Г ,  а  в  к ажд ы й  в ар и а н т  р а бо ты  5  к ла с са  –  б л о к  по  ЕГ В а р и а н т  3 : в  к аждый  ва р иа н т  р а б о ты  7  к ла с са  в к л ю ч е н  б л о к  по МГ  и б л о к  по  К М ,  а  в  к аждый  ва р иа н т  р а б о ты  5  к ла с са  –  б л о к  по ЕГ и  б ло к  по  К М В а р и а н т  3 : в  к аждый  ва р иа н т  р а б о ты  7  к ла с са  в к л ю ч е н  б л о к  по МГ  и б л о к  по  К М ,  а  в  к аждый  ва р иа н т  р а б о ты  5  к ла с са  –  б л о к  по ЕГ и  б ло к  по  К М

Осн о вные ха р ак т е ри стики и зм е ри те льн ы х м а т е ри алов (2)

  • Т естир ование в р е жиме онлайн
  • Вр е мя вып о лнения – 2 у ро к а (для апроб а ции - 9 0 мин)
  • Р а б о та с ос т оит из 2 - х ч а с т ей
  • В к аж д ой ч а с ти по 2 б ло к а з а дани й , в с е г о 4 б ло к а в

к аж д ом вар и ан т е р а б о ты

  • О б с у жда ю т с я нес к о л ь к о вар иан т ов к ом п оновки б ло к ов в

р а б от е:

  • В а р и а н т 1 : все 4 б л о к а из р аз н ых н ап р а в ле н ий ФГ В а р иа н т 2 : в к аждый вари ан т ра б о т ы 7 к л а с са в к лю чен б ло к по
  • В а р и а н т 1 : все 4 б л о к а из р аз н ых н ап р а в ле н ий ФГ
  • В а р иа н т 2 : в к аждый вари ан т ра б о т ы 7 к л а с са в к лю чен б ло к по

М Г , а в к ажд ы й в ар и а н т р а бо ты 5 к ла с са – б л о к по ЕГ

  • В а р и а н т 3 : в к аждый ва р иа н т р а б о ты 7 к ла с са в к л ю ч е н б л о к по МГ и б л о к по К М , а в к аждый ва р иа н т р а б о ты 5 к ла с са – б л о к по ЕГ и б ло к по К М
  • В а р и а н т 3 : в к аждый ва р иа н т р а б о ты 7 к ла с са в к л ю ч е н б л о к по МГ и б л о к по К М , а в к аждый ва р иа н т р а б о ты 5 к ла с са – б л о к по ЕГ и б ло к по К М
М о д е ль  р а зраб о т к и  задания  д л я  о ц ен ки  у ч е бных д о с т и ж ен ий Н а б л ю д е н ие ( в ы п о л н е н ие за да н ия) II .  Кон с т р у и ро в ан и е з а да н и й Ин т е рпр е т а ция р е з у л ь т а т ов (ст а ти с ти ч е с к а я м о д е л ь ) О п и сан и е  от в е т о в  раз н ого у ро в н я Ш кал и ро в ан и е  ре зу л ь татов По зн а н ие  (о б у че н и е ) I .  О п ред е ле н и е  кон с т р у кта

М о д е ль р а зраб о т к и задания д л я о ц ен ки у ч е бных д о с т и ж ен ий

Н а б л ю д е н ие ( в ы п о л н е н ие за да н ия)

II . Кон с т р у и ро в ан и е

з а да н и й

Ин т е рпр е т а ция р е з у л ь т а т ов (ст а ти с ти ч е с к а я м о д е л ь )

  • О п и сан и е от в е т о в раз н ого у ро в н я
  • Ш кал и ро в ан и е ре зу л ь татов

По зн а н ие б у че н и е )

I . О п ред е ле н и е кон с т р у кта

К о м пон е нты  у ч е б н о г о  и л и  про в е р о ч н о г о  за д а н ия х а р а к т е р и сти к а з а д а ния мо т и в ац и о нн а я  ч а сть С о д е р ж а ни е : • у сл о в ие  ( ин фо р м ац и он н ая  ч ас т ь) • в о пр о с  ( к ома н д н ая  ч ас т ь) • инст р у к ц ия  по  вы п о л-нению ( о т ве тн ая  ч ас т ь) ме т о д ич е с к ий о бр а з е ц / о пис а ние  о т в ет а к р и т е р и и  о ц е н к и к о м м е н т а р и й ( о р г ан и з ац и он н ая  ч ас т ь) в р е мя  в ып о л н е ния  з а д а ния

К о м пон е нты у ч е б н о г о и л и про в е р о ч н о г о за д а н ия

х а р а к т е р и сти к а

з а д а ния

мо т и в ац и о нн а я ч а сть

С о д е р ж а ни е :

у сл о в ие ( ин фо р м ац и он н ая ч ас т ь)

в о пр о с ( к ома н д н ая ч ас т ь)

инст р у к ц ия по вы п о л-нению

( о т ве тн ая ч ас т ь)

ме т о д ич е с к ий

о бр а з е ц / о пис а ние о т в ет а

к р и т е р и и о ц е н к и

к о м м е н т а р и й

( о р г ан и з ац и он н ая ч ас т ь)

в р е мя в ып о л н е ния з а д а ния

Т ен д енции  из м енения  з а д а ний И з менен и е ц е л ев ы х у с тановок У в е л и ч ение  хар а к т е р и с тик  зад а ний У в е личение  д о ли к он т е к с тных з аданий У в е личение  д о ли ст р укту р ирован н ых  з аданий Перев о д  з аданий  на э л е кт р он н ые но с и т е ли Вв е д ение  и н т ер а ктивных з аданий 62

Т ен д енции из м енения з а д а ний

  • И з менен и е ц е л ев ы х у с тановок
  • У в е л и ч ение хар а к т е р и с тик зад а ний
  • У в е личение д о ли к он т е к с тных з аданий
  • У в е личение д о ли ст р укту р ирован н ых з аданий
  • Перев о д з аданий на э л е кт р он н ые но с и т е ли
  • Вв е д ение и н т ер а ктивных з аданий

62

Со в м е стное  р е шен и е  пр о б л е м:  м а т р и ца  к омп е т е нций

Со в м е стное р е шен и е пр о б л е м: м а т р и ца к омп е т е нций

М о д е ль  ин т ерактивно г о  з а д а ния ( PI S A - 2015) с  п р име нен и е м  к о мпь ю т е р а: ин т е р ак т ивный  к о н т рагент ( си м у л я ция  раб о т ы  в  г р у п пе) Д е р е в о  п о л и л о г а Вс е  р е п л ики  пр о н у м е ро в а ны П о ле  для  ч а т а П о ле  для  в ы п о лн е н и я  з а д а н и я Ин с т р у м е н ты о б щ е ния ( ч а т ,  e - m a il …) к 67 Ин с т р у ме н т ы  дл я  вып о лн ен и я з а д ан и я      к о н т р а г е н т ы      И н ф о рм аци о н н ы е  о б ъе к т ы  и  п о л я      т е ст и р уе м ы й 68

М о д е ль ин т ерактивно г о з а д а ния ( PI S A - 2015)

с п р име нен и е м к о мпь ю т е р а: ин т е р ак т ивный к о н т рагент

( си м у л я ция раб о т ы в г р у п пе)

Д е р е в о п о л и л о г а

Вс е р е п л ики пр о н у м е ро в а ны

П о ле для ч а т а

П о ле для в ы п о лн е н и я з а д а н и я

Ин с т р у м е н ты

о б щ е ния

( ч а т , e - m a il …)

к 67

Ин с т р у ме н т ы дл я вып о лн ен и я

з а д ан и я

   

к о н т р а г е н т ы

   

И н ф о рм аци о н н ы е о б ъе к т ы и п о л я

  

т е ст и р уе м ы й

68

Про б л е ма В  х о д е в ы со к о ш к о л ь н о г о о б у ч ен и я т е к с т о вы е зад а чи ста но в я т ся тип и з и р о в а нн ы м и . И с сл е д о в ания по к азыва ю т ,  ч т о т р е б ова н и е  т и п и ч н о й  з а д а ч и п р е д вос хи щ а е т ся в  м о м е н т ч т ен и я  перв о г о  п р е д л о ж ен и я. М о ж но  л и  в  э т ой  с и туа ц и и  о жид а т ь,  ч т о  т е к с т ов ы е  з а д ачи с о х р а ня ю т  свою  при г о д н ость  к ак  и нст р у м е нт  о б уч е ния  и оц е нки  у мения  м о д е лир о в а ть?

Про б л е ма

В х о д е в ы со к о

ш к о л ь н о г о

о б у ч ен и я

т е к с т о вы е

зад а чи

ста но в я т ся

тип и з и р о в а нн ы м и .

И с сл е д о в ания

по к азыва ю т , ч т о

т р е б ова н и е т и п и ч н о й з а д а ч и

п р е д вос хи щ а е т ся

в м о м е н т

ч т ен и я перв о г о п р е д л о ж ен и я.

М о ж но л и в э т ой с и туа ц и и о жид а т ь, ч т о т е к с т ов ы е з а д ачи с о х р а ня ю т свою при г о д н ость к ак и нст р у м е нт о б уч е ния и оц е нки у мения м о д е лир о в а ть?

И с сл е д ова т е льск и е  воп р осы Как  р а з лич а е т ся  п р оце с с  р е ш е ния  за д ач  н а  м о д е л и р о в а н и е  п р и р е ш ен и и   тип и чн  ой  и  ана л о г и ч н о й ,  н о   нетип и чн  ой ,  зад а чи? Как и е  э тапы  п р оц е с са  м о д е ли ро вания  я в ля ю т ся  самы м и т р у д н ы ми  и  к а к овы  э ти  тр у д н о ст и ? Ка к ов  эфф е к т  по м о щ и  д ля  п р о х о ж д ен и я  посл е д ующих  э тап о в?

И с сл е д ова т е льск и е воп р осы

Как р а з лич а е т ся п р оце с с р е ш е ния за д ач н а м о д е л и р о в а н и е п р и р е ш ен и и тип и чн ой и ана л о г и ч н о й , н о нетип и чн ой , зад а чи?

Как и е э тапы п р оц е с са м о д е ли ро вания я в ля ю т ся самы м и т р у д н ы ми и к а к овы э ти тр у д н о ст и ?

Ка к ов эфф е к т по м о щ и д ля п р о х о ж д ен и я посл е д ующих э тап о в?

Р е з у л ь т а т ы Т ип и чн о ст ь  з адачи  ст а л а опр е д е ля ющ и м  фак т о р ом  д л я : Вы б о р а  способа  р е ш е н ия Эффективн о ст и  с посо б а  р е ш е н ия П р ох о ж д е н и я  э т апов  м о д е л и р о в а н и я

Р е з у л ь т а т ы

Т ип и чн о ст ь з адачи ст а л а опр е д е ля ющ и м фак т о р ом д л я :

  • Вы б о р а способа р е ш е н ия
  • Эффективн о ст и с посо б а р е ш е н ия
  • П р ох о ж д е н и я э т апов м о д е л и р о в а н и я
Обо б щ ение  ре з у л ь та т ов  Э к спе р име н та  2: Зада н и я  P IS A  –  нетип и ч ны ,  т . е.  и х  с л о ж но  к а т е г о р и зова т ь  и п о л у чить  д оступ  к  з а учен н о м у  ал г о р и тм у .  И  э т о  о д на  и з п р и чин  и х  т р у д н о ст и . Е сли  «т и п и ч н ость»  зада ч и  станови т ся  основ н ой  прич и н о й у х о д а  о т раз мы шлен и я,  ана л и за,  т о  зад а ча,  к о т о р ая  стала т и п и ч н ой,  у ж е  не  вып о л н я ет  свою  р азв и ва ю щ ую  ф унк ц ию . С е й час  появ и лся  н о в ы й  тип  зад а ч,  т . н.  « р еаль н ая ма т е мати к а»,  и  он  так ж е  пр е д ста в лен  «т и пам и ». С л е д ова т е л ь н о …

Обо б щ ение ре з у л ь та т ов Э к спе р име н та 2:

Зада н и я P IS A – нетип и ч ны , т . е. и х с л о ж но к а т е г о р и зова т ь и п о л у чить д оступ к з а учен н о м у ал г о р и тм у . И э т о о д на и з п р и чин и х т р у д н о ст и .

Е сли «т и п и ч н ость» зада ч и станови т ся основ н ой прич и н о й у х о д а о т раз мы шлен и я, ана л и за, т о зад а ча, к о т о р ая стала т и п и ч н ой, у ж е не вып о л н я ет свою р азв и ва ю щ ую ф унк ц ию .

С е й час появ и лся н о в ы й тип зад а ч, т . н. « р еаль н ая ма т е мати к а», и он так ж е пр е д ста в лен «т и пам и ». С л е д ова т е л ь н о …

К а ки е з а д ачи н у жно пр е д л а г а т ь нашим у ча щ и м с я, ч т обы разви т ь их у м с твенные сп о с о б н о сти и н а учить применять п о лучен н ые з нания в ре а л ь ных у слов и я х ?

В . А . Б о л от о в : « З д есь н е м о ж ет б ыть к а к о г о - т о пр о с т о г о и о д н оз н ач н о г о о тве т а. Н а п р о тя ж е н ии ве к ов ч е ловече с т в о с о з да в ало с и с те м у о б уче н и я , н аст р о е нн у ю, пр е ж д е все г о, н а р еше н ие име нн о типич н ых з ада н и й , у чила д ейств о ва т ь по ша б ло н у , пос к о ль к у ша б лон п р е дп о ла г ает н ек и й с т а н да р т , при ня т ы й вс е ми. Др у г ое д е ло, ч т о т о ль к о н а о д н их типич н ых з ада н и я х дале к о н е у ед ешь, с л ед о в а т е ль н о, н уж н ы з ад а н ия т в о р че ск ие, н еста н да р тны е , н е т и п ич н ые, о р иги н аль н ые. Н о и п ы таться в ы с т р ои т ь о б у че н ие т о ль к о н а т а к их з ад а чах т а к ж е б ы ло б ы б о льш о й о ш и б к ой, и б о п р е ж д е, ч е м н а уч и ть тво р честв у , н у ж н о р азв и ть р еп р о д ук тив н ое мышле н ие. А з н ачи т , всё д е ло в у м е лом с о ч е т а н ии т о г о и д р у г о г о. Кажд ы й уч и т е ль вп р аве с о з да в а т ь с в о и с об с тве н н ые о р иги н аль н ые з ада н ия н а ос н ове типич н ы х . Н априме р , м о ж н о вв е с ти в з ад а чу из б ы т о ч н ы е дан н ы е, ч т обы д е т и п о ло м али г о лов у , ч т о им н у ж н о, а ч т о н е т . Г лав н ое – по н има т ь, ч т о и зач е м мы д е ла е м.»

Параме т ры  д ля  а н ал и за  зада н и й  н а соотв е тст в ие  ко м пете н т н о ст н о м у  по д хо д у Н аличие ситуационной  з на ч и м ости  к онт е к ста Н ео б х одимо с ть  пер е вода усло в ий з ада ч и, сфор м у л ированных  с  по м о щ ью обыд е нной се м антики  на я з ык  пред м е т ной  о б ласти ( на п ри м ер ,  м атемати ч ес к ое  м од е лирование) Н ови з на  фор м у лиров к и з ада ч и, неопред е л е нно с ть

Параме т ры д ля а н ал и за зада н и й н а

соотв е тст в ие ко м пете н т н о ст н о м у по д хо д у

  • Н аличие ситуационной з на ч и м ости к онт е к ста
  • Н ео б х одимо с ть пер е вода усло в ий з ада ч и, сфор м у л ированных с по м о щ ью обыд е нной се м антики на я з ык пред м е т ной о б ласти ( на п ри м ер , м атемати ч ес к ое м од е лирование)
  • Н ови з на фор м у лиров к и з ада ч и, неопред е л е нно с ть
П р о ц е д у р а  р а з р а б о т ки  ст анда р т изи р о ва нн ых из м е р и т е л ь н ых  м а т е р и а л о в П си х о м е т р и ч е с к а я э к с пе р т и з а Д ора б о т к а з ада н и й  те с т а  п о р е з у л ь т а т а м э к с пе р т и з ы (м о д е л и ро в а н и е  и м а те м а ти ч е с к а я о б ра б о т к а ) Р а з ра б о т к а а в тор с ких з ада ний  те с т а С та н да р т и з а ци я те с то в Д ора б о т к а  з ада ний С о д ерж а т е л ьн а я  и Апро б а ци я т е с т о в те с т а  п о  р е з у л ь т а та м апро б а ци и  и э к с пе р т и з ы т е с т о л о г и ч е с к а я э к с пе р т и з а  з ада ний те с т а У т в ержде ние и то г о в ых  те с то в

П р о ц е д у р а р а з р а б о т ки ст анда р т изи р о ва нн ых из м е р и т е л ь н ых м а т е р и а л о в

П си х о м е т р и ч е с к а я

э к с пе р т и з а

Д ора б о т к а з ада н и й те с т а п о р е з у л ь т а т а м э к с пе р т и з ы

(м о д е л и ро в а н и е и м а те м а ти ч е с к а я о б ра б о т к а )

Р а з ра б о т к а а в тор с ких з ада ний те с т а

С та н да р т и з а ци я

те с то в

Д ора б о т к а з ада ний

С о д ерж а т е л ьн а я и

Апро б а ци я

т е с т о в

те с т а п о р е з у л ь т а та м апро б а ци и и э к с пе р т и з ы

т е с т о л о г и ч е с к а я э к с пе р т и з а з ада ний те с т а

У т в ержде ние и то г о в ых те с то в

Пос л е д ова т е л ь ность  э тапов  р аз р а б о т ки  КИМ 1 . П л а н ир ов а н и е  те с т а .  П о д г от о вка  с п е ц и ф и к а ц и и  те с та 2 .  С о з д а н и е  те с т о вых  за д а н и й 3 . Эк с п е р т и з а  и  ко рр е кт и р о вка  те с т о в ы х  за д а н и й П о д г от о вка  в ариа нтов  те с т о в  д л я  экс п е ри м е нт а л ьной  пр ов е р ки  за д а н и й П р ов е д е н  и е  экс п е ри м е нт а л ьной  пр ов е р ки  за д а н и й Т е с т о л о г и ч е с к и й  а на л из ,  от б ра ковка  и  ко рр е кт и р о вка  за д а н и й 7 .  Ф орм и рован и е  т е с тов 8 .  Эк с п е р т и з а  и  ко рр е кт и р о вка  те с т о в 9. Эк с периме н та л ьн ая  пр о вер к а  те с т о в 10 .  Т е с т о л о г и ч е с к и й  а на л из ,  ко рр е кт и р овка  и  вы ра вн и в а н и е  те с т о в 11 .  К орр е кт ура ,  фо р м а т и р о в а н и е  и  п од г от о вка  о ри г и нал  - м а к е т о в  те с т о в 79

Пос л е д ова т е л ь ность э тапов р аз р а б о т ки КИМ

1 . П л а н ир ов а н и е те с т а . П о д г от о вка с п е ц и ф и к а ц и и те с та

2 . С о з д а н и е те с т о вых за д а н и й

3 . Эк с п е р т и з а и ко рр е кт и р о вка те с т о в ы х за д а н и й

  • П о д г от о вка в ариа нтов те с т о в д л я экс п е ри м е нт а л ьной пр ов е р ки за д а н и й
  • П р ов е д е н и е экс п е ри м е нт а л ьной пр ов е р ки за д а н и й
  • Т е с т о л о г и ч е с к и й а на л из , от б ра ковка и ко рр е кт и р о вка за д а н и й

7 . Ф орм и рован и е т е с тов

8 . Эк с п е р т и з а и ко рр е кт и р о вка те с т о в

9.

Эк с периме н та л ьн ая пр о вер к а те с т о в

10 . Т е с т о л о г и ч е с к и й а на л из , ко рр е кт и р овка и вы ра вн и в а н и е те с т о в

11 . К орр е кт ура , фо р м а т и р о в а н и е и п од г от о вка о ри г и нал - м а к е т о в те с т о в

79

М е ханизмы  обеспе ч ен и я  к а чес т ва  ра зр а б о т к и и з ме р ит е льных  м а т е р иалов 1 .  Р азме щ ен и е  в о тк ры т ом  д ост у пе  к о н ц ептуа л ь ны х  и ме т о д о л о г и чес ки х  п о д х о д о в  к  и зм е р ен ию ,  основ н ых д ок у мен т ов,  оп р е д е ля ю щ и х  с о д е р ж ание  оц е нки  и  ф ор м у пр е д ста в лен и я  р е з у л ь та т ов. Д ок у мен т ал ь н о е  п о д тве р ж д е н и е  сл е д ова н и я  п р и нят ы х  в п р о ф е с с и о н ал ь н о м  сооб щ е с тве  п р оц е д ур  р азр а б о тки и зм е р и т е ль н ых  ма т ер и ал о в. П у б ли к а ц и я  стати с тиче с к и х  х а р ак т ери с тик  и змери т е л ь н ы х ма т ер и ал о в,  п о д тве р ж д а ю щих  к ачество  и зм е р и т е ль н ых ма т ериалов  и  п р ов е д енн ы х  оц е н о ч ны х  п р оц е д у р 89

М е ханизмы обеспе ч ен и я к а чес т ва ра зр а б о т к и и з ме р ит е льных м а т е р иалов

1 . Р азме щ ен и е в о тк ры т ом д ост у пе к о н ц ептуа л ь ны х и ме т о д о л о г и чес ки х п о д х о д о в к и зм е р ен ию , основ н ых д ок у мен т ов, оп р е д е ля ю щ и х с о д е р ж ание оц е нки и ф ор м у пр е д ста в лен и я р е з у л ь та т ов.

  • Д ок у мен т ал ь н о е п о д тве р ж д е н и е сл е д ова н и я п р и нят ы х в п р о ф е с с и о н ал ь н о м сооб щ е с тве п р оц е д ур р азр а б о тки и зм е р и т е ль н ых ма т ер и ал о в.
  • П у б ли к а ц и я стати с тиче с к и х х а р ак т ери с тик и змери т е л ь н ы х ма т ер и ал о в, п о д тве р ж д а ю щих к ачество и зм е р и т е ль н ых ма т ериалов и п р ов е д енн ы х оц е н о ч ны х п р оц е д у р

89

Т ре б ования к к а ч еству и форм а ту з а даний

  • З а д а н ия д о л ж ны б ы т ь н а п р а в лены н а п р о ве р ку зн а чи мы х э л е ме н т о в с о д е р ж а н и я .
  • Т е к ст задания д о л ж ен искл ю чать вс я к у ю д ву с м ы сл е н н о с т ь и не я сн о с т ь ф о р м у ли р о в о к .
  • Т ек с т з а д а н и я ф о р м у ли р ует с я п р е д е ль н о к р а т к о , т . е . о с в о б о жд а е т ся о т в с я к о г о п о с т о р о н н е г о д ля да н н о й про б л е мы ма т ериала.
  • В за д а н ии н е ис п о ль з у ю т ся с л о ва, выз ы вающ и е р а з лич н о е п о нима н ие у исп ы т уе м ы х,

а т а к ж е с л о в а, я в л я ю щ и е п о д с к а з к о й , н а п р имер, «ин о г д а», «ч а с т о », « в с е г д а», « все » ,

« н и к о г д а».

  • В за д а н и я х, н о с я щ их с о с т ав н о й х а р а кт ер (н а п р и ме р , в г р у ппе за д а н и й, о т но с я щ и х с я к о д но м у т е к с т у ), н е о б х о димо о б е сп е ч и т ь, ч т о б ы пр а в иль но с т ь вып о л н ения о д н о г о за д а н и я , н е завис е ла о т п р авил ь нос т и в ы п о лне н ия д р у г о г о за д а н ия д ан н о й г р упп ы .
  • В т е к с т е за д а н ия искл ю чае т ся д в о йн о е о т р и ц а н и е .
  • И с п о л ь зуе м а я в з а д а н и я х т е р м и н о лог и я н е д о л ж н а в ы х о д и ть з а ра мки у ч еб н ой

литер а тур ы , и сп о льзуе м ой в ш к о ле.

  • Е с л и в з а д а н и и б а з о в о г о у р о в н я и зл о ж ена с и т у а ц ия или о б с т о я т е л ь с т в а, т о о н и

д о л ж ны б ы т ь зна к о мы у чащимс я .