О ц е н к а ф у н к ц и о н а л ь н о й г р а м о т н о с ти уч а щи х с я о сн о в н о й
ш к о л ы . Р а зра б о т к а изм е р и т е ль н ых м а т ери а ло в
Маркова О.В.,
учитель МБОУ СОШ № 1
им. М.Ю. Лермонтова
В о п р осы для обсуж д ения
- В в е д е н ие. Функ ц иона л ь н а я г р а м о т но ст ь и м е ж д у н а р о дный
к о н т е к ст р а звития и с с л е д ова н ий п о ф у нк ц ион ал ьн о й г р а м о т н ос т и .
- Мони т оринг фор м ирования ф у нк ц иона л ь н ой г рам о т н ос т и . О б щ ие п о д х о ды к о ц е н к е ф у нк ц иона л ь н ой г р а м о т но ст и у чащ и х ся ос н ов н ой ш к о л ы .
- Разраб о т к а с п ецифи к ации из м ери т е л ьных м а т ериа л о в .
- Т ребов а ния к зад а ниям д л я о ц е н ки ф у нк ц иона л ь н ой г р а м о т но ст и .
- Эт ап ы раз р аб о т к и из м ери т е л ьных м а т ериа л о в .
- О б ес п ечение ва л и д нос т и и н а д е жности о ц енк и
«Мы д о л ж ны науч и ть с я из м ер я ть т о , что в а ж но, а не т о , что лег к о из м ер и ть»
2
Поня т ие ф ункциональной гр а м о тности (1)
- Т ермин « ф у нкциона л ьн а я гр ам о тност ь » вв е д ен Ю Н Е С К О в
195 7 г о д у .
- Функциона л ьн а я г р ам о тно с ть понимала с ь к ак
«со в ок у пность у м е ний ч ита т ь и пис а ть для исп о л ьз ования в
пов с е дневной жи з ни и у д о в л е твор ения жи т ей с ких
про б л е м» .
- Н ап р а в ле нн о с ть н а р е ш е н ие б ы т о в ы х про б л е м ; Основа – б а з о в ы й у р о в ен ь н а в ы к о в ч т е н ия и пись м а Ц е л ь – во з м о жно с ть р е ш е н ия с т а н да р тн ы х с т е р е о типн ы х задач Пр и м е н я л о с ь в о с н о в н о м к о вз р о с л о м у н ас е ле н и ю , к о т о р о е
- Н ап р а в ле нн о с ть н а р е ш е н ие б ы т о в ы х про б л е м ;
- Основа – б а з о в ы й у р о в ен ь н а в ы к о в ч т е н ия и пись м а
- Ц е л ь – во з м о жно с ть р е ш е н ия с т а н да р тн ы х с т е р е о типн ы х задач
- Пр и м е н я л о с ь в о с н о в н о м к о вз р о с л о м у н ас е ле н и ю , к о т о р о е
н уждал о сь в ф о р м и р о ва н и и э л е м е н тар н о й г р а мо тно с т и .
Опр е д е ление ф ункциональной гр а м о тности
А . А . Л е о н тьев: «Функ ц и о н ал ь но г р ам о т ны й ч е л о век — э т о ч е л о ве к , к от о р ый спо с о б ен и сп о льзова т ь все пос т оянно прио б р ета е м ы е в т еч е ние жи зни знани я , у мен и я и нав ы ки д ля р е ш ен и я ма к с и ма л ь н о ш и р о к о г о д и апазона ж и зненн ы х зад а ч в р а з личн ы х сферах ч е л о веч е с к ой д е я т е ль н ост и , о б щ ен и я и со ц и ал ь н ы х о т н ошен ий » [ О б р а зов а т е льная с и с т е ма «Ш к о ла 2 1 0 0 ». Педаго г и к а здравого смысла / под ред. А . А . Леон т ь ева. М . : Б а ла с с , 2 0 03 . С. 35 . ] .
Основ н ы е п о л о ж е ния
к омп е т е нтнос т н о -ори е нт и рованной о ц е нки
П о л ож ен и е 1 : Т р и о б ласти для р аз р а б о т к и с о д е р ж а н и я о ц е н к и :
- д ейств о в а ть ав т о н омно и р е ф ле к с и в но;
- и сп о ль з о в ать р а з личные с р е д ства ин т е р ак т ивн о ;
- ф у н к ц ио н ир о в а ть в со ци аль н о г е т е р о г е н ных г р уп п а х .
П о л ож ение 2 : К люче в ые к омпе т е н тности мно г о ф унк ц ион а ль н ы, вз а и м оз а вис и мы и вз а и мос в яза н ы .
П о л ож ен и е 3 : Для о ц е н ки н ео б х о д и м ы р аз н ообраз н ы е ме т о д ы , вы х о д я щие за р ам к и тр а ди ц ион н ых п и сьме нн ых т ес т о в .
П р е дм е тная к омпетентность – сп о соб н ость ре ш ать п р о б лем ы , в о з н и к ающие в ок р у ж аю щ ей д е йс т в и т е ль н ос т и, с р е д ст ва ми п р е д м е та
- р аспоз н авать п р о б л е м ы , в о зни к ающие в ок р у ж аю щ ей д е й ств и т е л ь н о ст и , к о т о р ы е м о гут б ы ть р е ш ены ср е д ствами д а нн о г о п р е д мета;
- ф о р м у ли р ов а ть э ти п р о б л е мы на я зы к е д ан н о г о п р е д мета;
- р е ш ать э ти п р о б л е м ы , и сп о л ь з уя п р е д мет н ы е зна н и я и
ме т о д ы ;
- ана л и з и р ова т ь и сп о л ь зован н ы е ме т о д ы р е ш ен ия ;
- ин т ер п р ет и р о в а ть п о л у ч ен ны е р е з у л ь та т ы с у ч е т ом поста в лен н ой п р о б л е м ы ; ф о р м у ли р ова т ь и зап и сывать о к о н ча т е л ь ны е р е з у л ь та т ы р е ш ения п о ста в л ен н ой п р о б л е м ы
Р е а лизац и я к ом пе т ен т н ост н о г о п о д х о да в ре а льных изме р ен и ях
О б ла с ть 3 :
О б ла с ть 1 : Д ей с т в о в а ть
О б ла с ть 2 :
а в т о н о м но и р е ф ле к с ивн о .
И с п о л ь з о в а ть с р е д с т в а (яз ык , т е к с т ы , и н ф ор м а ци ю , з н а н и я, у м е н и я, т е х н о л о г ии и д р . ) и н т ер а к ти в н о .
Фу нкци о н ир о в а ть в с о ци а л ь но
г е т е ро г е н н ы х г р у п п а х.
P I S A - чит а т е л ь с ка я, м а т е м а тич е с ка я, е с т е с т в е н н о н а у чн а я , ф и н а нс о в а я г р а м о тн о с ти,
к о м п е т е нт н о с ть в о б ла с ти
ре ш е н и я п ро б л е м , г л о б ал ь н ы е к о м п е т е нции, к ре а ти в н о е мы ш л е н и е. ICI LS – И К Т - к о м п е т е нтн о с ть
ICC S – г р а ж д а н о в е д че с ка я
P I S A : ре ш ен и е к о м п л е к с н ы х
п р о б л е м в с о т р у д н и чест в е
к о м п е т е нт н о с ть
Ф Г ОС Р Ф (н а ч ал ь н а я ш к о ла ):
P I S A – у чеб н ы е с т р а т е г и и
С а м оо ц е н к а
г р у пп о вы е п ро е к ты
Новый вз г ляд на об р а зов а ние
М о д е л и Е в р о пе й с к о й к л а с си ф и к ац и ей н а вы к о в, к о м петенц и й и п ро ф е с сий ( E SC O ) , П а р тне р с т ва за н а выки XXI ве к а, e n Ga ug e, B r oo k i ng s и P ea r s o n . О р г а н и з а ци я э к о н о м ич е с к ог о с о т р у дн ич е с тва и р а з вит и я. 2013 .
h t t p : / / ww w . o e c d . o r g / s i t e / p i a a c / s u r v e y o f a d u l t s k i l l s. h tm
Ч е м у д о л ж ны н а учит ь ся д е т и ( O E CD 2030 )
Че ре з о ц е нку к а ч е ства о бр а з ова н и я сис т е ма о бр а з ова н и я н а ст р а ива е т ся на н о вые ре з у льт аты
К ак д е ти с п о со бны д ейс тв о в а ть
П р е д ме т н ы е М е ж п р е дм е т н ы е П р ак т ич е с к и е
К о г н и т ив н ы е и ме т а - к ог ни т ивн ы е С о циа л ь н ы е и э м о ц и о на л ь н ы е Физи ч еские и п р ак т и ч ес к ие
Сп осо бн ос т ь м о б и л и зо ва т ь
з нан и я , ум ен и я , о т н о ш ен и я и ц енн ос т и , а т ак ж е
п р оя в ля т ь р е ф л е к с и вн ы й п о д х о д к п р о ц е сс у о б уч ен и я,
о бе с п еч и ваю щ ая в оз м о жн ос т ь в з а им о д е й с т в о ва т ь и д е й с т в о ва т ь в ми р е
S c hlei c he r A., R a m o s G. Gl o b al c o m pe t en cy f o r an in c lu s i v e w o r l d / / O E C D , 2016. UR L:
h t t p s: // ww w . oe c d . o r g / pi sa / a b o u t pi sa / Gl o b a l - c o m pe t en cy - f o r- a n - in c lu s i v e - w o r ld .p d f
Пара д о к с к омп е т е нтнос т и
Р о сс и й с кая акаде м и я о б ра з о в ан и я
К ом пе т ентность ( действенные з н ани я , у м ения,
с п особ ы ) обна р ужива е т себя
- з а пр е д е л ами учебных с итуац и й,
- в задач а х, не п о х о ж и х на т е,
г д е э ти з на н ия, у м ения, с по с обы приобр е та л и с ь .
М о д е ль о ц енки ф ункц и ональ н ой грам о тн ос т и : P I S A - 201 8
Е с т ествен н о н а у ч н ая
М а те матичес к ая
гр а м о тность
гр а м о тность
4%
33%
33 %
Чи т а т е л ьс к ая
грам о т н ость
4%
4%
22%
Ф и н а н с о в а я
гр а м о тн о с ть
Г ло б аль н ы е
к о м пе т е н ц и и
У р о в н и ф у н кци о н аль н о й г р а м о т н о с т и в и с сл е д о в ан ии P I S A
М
Ч Е
66 9 70 8 70 8 6
60 7 62 6 63 3 5
54 5 55 3 55 9 4
48 2 48 0 48 4 3
42 0 40 7 40 9 2
35 8 33 5 33 5 1
Сам о с т о я те л ь но мы с л я щ и е и с п ос о бные
ф унк ц и о н и р о в а ть в сл о ж н ы х усл о ви я х
4 у р о ве н ь – пр о я в л я е т ся сп о с о бн о с т ь и сп о ль з о в а ть им е ю щ и е с я з н а ния и у м ен и я для п о лучения н о в о й и нф о р м ац и и
600
С р е д н е е з н а ч ен и е
м еж д у н а р о д н о й шк а л ы
500
2 у р о ве н ь – по р о г о вы й , при д о с т и ж ен и и к о т о р о г о уч а щ и еся н ач и н а ю т д е м о н с т р и р о в а ть при м енен и е з н аний и у м ен и й в пр о с т е й ших не учебн ы х с и туац и ях
400
М а т ем а т и ч е с к ая г р ам от н о сть ( и с сл е д ован и е PI S A)
Математи ч ес к ая гра м отность – э то с п особность индиви д уу м а фо р м у ли р оват ь, при менят ь и инт ер п р е тир о ват ь матема тику в р а з н о образных к о н т е к ста х . О на вк л ю ч а е т матема т и ч е с кие ра с су ж д е н и я, ис п о л ь з ован ие ма т е ма ти ч е с к их п онят ий, про ц е д ур, ф ак т ов и инст р умен тов, ч тобы о п исат ь , о б ъ я сни т ь и п р е д с к а з ат ь я в лен и я . О на помога е т л ю д ям п о н я ть р о ль матема т ики в мире, вы с к а з ывать х ор о шо обоснованные су ж д е н и я и п р и нимат ь р е шен и я , к ото р ые д о лжны п р и нимат ь к онст р уктивные, акт и вн ы е и р а з м ы ш л я ю щие гра ж д ан е .
Р Е АЛ Ь Н ЫЙ МИ Р М АТЕ М АТ ИЧ ЕСК И Й МИ Р
П робле м а ,
в к о н т е к с те
Форм у лиров а ть
Ма т е м а т и ч е с к а я пробл е м а
П р им ен я ть
Оц е н и ва ть
Ма т е м а т и ч е с к ие
ре з ул ь т ат ы
Р е з ул ь т а т ы
в к он т е к ст е
И н т е рп р е тиров а ть
П р и м ер з а дания «Пар у сные к ора б л и»
Р Е А Л Ь Н ЫЙ М И Р
Д ев я н о с т о пя т ь п ро ц ен т о в т о ва ро в в ми р е пе р ев о з я т по м ор ю п р име р но 5 0 00 0 т а н к е р о в, гр у з о в ы х к ор а б л ей и к о н т ей н е р о в о з о в. Б о л ьш ин с т во э т их к ор а б л ей и с п о л ь з у ют диз е л ь н о е т о п л ив о .
Ин ж е н е р ы п л а н и р у ют р аз р а б от а т ь п о д де р ж к у к ор а б л ей, и с п о л ь з у я с и л у ве тр а. Их п р е д л о ж е н ие з ак л ю ч ае т с я в п р и кр еп л е н ии к к ор а б л я м к ай т о в ( п а р я щ их в в о з д у х е па р у с о в) и и с п о л ь з о ва н ии с и л ы ве тр а, ч т о б ы у ме н ьш и т ь р ас х о д диз е л ь н о г о т о п л ива и е г о в л ияние на о к р у ж аю щ у ю с р е д у .
Со з да т ь м о д е ль р е ш е н и я и вы п о л ни т ь
а р и ф м е т и ч е с кие д е й ст в и я
МА ТЕ МА ТИ Ч Е С К И Й М И Р
Т и п и ч н а я з а д а ч а д л я уч ащи х с я 5 - 6 к л а с с о в:
« З а г о д д в и г а т е ль н а к о ра б ле п о т р е б ляет
3500000 л т о пл и в а , 1 л и тр т о пл и ва с т о и т 0 ,42 р . У с т а но в к а п а р у с а н а к о ра б л е с т о и т 250 0 000 р . П а р у с э к оно м и т 20% т о пл и в а . Ч ер ез с к о л ь к о
лет э к оно ми я т о пли ва п о кр о ет с т о и м о с т ь
у с т а но вки па р у с а ? »
Ч е р е з ск о ль к о п ри м е рн о л е т э к о н о ми я н а д и з е льн о м т о п ли в е
п о к р о е т с т о и м о с ть у с та н о в к и к а й та ? П р ив е д и те в ыч и с л е ни я ,
п о • д тв е р ж Р д е а ю з щ у л и е ь в т а а ш т о р т в о е т с . сийс к и х у ч а щ ихс я : 16 %
С ре дн и й ре з у ль т а т у ч а щ ихс я стра н О ЭСР: 15 % М а к с има ль н ы й ре з у ль т ат : 47 %
•
•
О с н овные харак т е р и стики изм е р и те льн ы х м а т е р и алов (1)
- Ос н о вой д ля р аз р аб о тки я в л я ю т с я ма т е р иалы м е ж д у н а р о д н о г о и с с л е д о ва н ия P I S A ( к о н ц епт у аль н ые р ам ки , п р им е р ы з а д а н ий и р е з у л ь та т ы вып о л н ения з а д а н ий р о с с ий ск ими у чащими ся )
- Ис п о льз у ю т с я так ж е в с е и нн о ваци о нн ые р а з р аб о тки ав т о р ск их г р у пп
- К о н ц епт у аль н ые р ам к и д ля м о н и т о р и н га ФГ р а з р абатыва ю т с я с у че т о м осо бе н н ос т ей у чащи х с я , д ля ко т о р ых п р е д н а з н ач е н ы з а д ания м о н и т о р ин г а (в 2019 г о д у – 5 и 7 к ла с со в ) , н о с о р иентацией н а р ам к и P I S A - 2021
- Т е к с ты и с ит у ации д ля м о н и т о р и н га 2 0 19 г о д а п о д би р а ю т с я с у че т о м во з р аст н ых осо бе нн ос т ей у чащи х с я 5 и 7 к ла с со в , р е левант н ос ти д ля жиз н и , и н т ере с а у чащи х с я и р азвития по з н ава т е ль н о й а к тив н ос ти
- В р аб о т е и с п о льз у ю т с я з а д а н ия р а з н ых ф о р ма т о в
- Во з м о ж н ы и н т е р а к тив н ые з а д а н и я . Со о т н о ше н ие с та н д а р т н ых и и н т е р а к тив н ых
з а д а н ий о бсу ж д ае т с я
- Р а з р аб о т к а и з ме р и т е ль н ых ма т ериалов в е д е т с я в р ам к ах т е о р ии “ E v i d ence
b a s ed a s s e s s m e n t ”
- Пла н и ру е т с я у д ален н ая п р о вер к а о тве т о в у чащи х с я
- Плани ру е т с я по с т р о ения п р о филей с ф о р ми р о ва н н ос ти ф у н к ционал ьн о й
г р ам о т н ос ти у чащи х с я
Осн о вные ха р ак т е ри стики и зм е ри те льн ы х м а т е ри алов (2)
- Т естир ование в р е жиме онлайн
- Вр е мя вып о лнения – 2 у ро к а (для апроб а ции - 9 0 мин)
- Р а б о та с ос т оит из 2 - х ч а с т ей
- В к аж д ой ч а с ти по 2 б ло к а з а дани й , в с е г о 4 б ло к а в
к аж д ом вар и ан т е р а б о ты
- О б с у жда ю т с я нес к о л ь к о вар иан т ов к ом п оновки б ло к ов в
р а б от е:
- В а р и а н т 1 : все 4 б л о к а из р аз н ых н ап р а в ле н ий ФГ В а р иа н т 2 : в к аждый вари ан т ра б о т ы 7 к л а с са в к лю чен б ло к по
- В а р и а н т 1 : все 4 б л о к а из р аз н ых н ап р а в ле н ий ФГ
- В а р иа н т 2 : в к аждый вари ан т ра б о т ы 7 к л а с са в к лю чен б ло к по
М Г , а в к ажд ы й в ар и а н т р а бо ты 5 к ла с са – б л о к по ЕГ
- В а р и а н т 3 : в к аждый ва р иа н т р а б о ты 7 к ла с са в к л ю ч е н б л о к по МГ и б л о к по К М , а в к аждый ва р иа н т р а б о ты 5 к ла с са – б л о к по ЕГ и б ло к по К М
- В а р и а н т 3 : в к аждый ва р иа н т р а б о ты 7 к ла с са в к л ю ч е н б л о к по МГ и б л о к по К М , а в к аждый ва р иа н т р а б о ты 5 к ла с са – б л о к по ЕГ и б ло к по К М
М о д е ль р а зраб о т к и задания д л я о ц ен ки у ч е бных д о с т и ж ен ий
Н а б л ю д е н ие ( в ы п о л н е н ие за да н ия)
II . Кон с т р у и ро в ан и е
з а да н и й
Ин т е рпр е т а ция р е з у л ь т а т ов (ст а ти с ти ч е с к а я м о д е л ь )
- О п и сан и е от в е т о в раз н ого у ро в н я
- Ш кал и ро в ан и е ре зу л ь татов
По зн а н ие (о б у че н и е )
I . О п ред е ле н и е кон с т р у кта
К о м пон е нты у ч е б н о г о и л и про в е р о ч н о г о за д а н ия
х а р а к т е р и сти к а
з а д а ния
мо т и в ац и о нн а я ч а сть
С о д е р ж а ни е :
• у сл о в ие ( ин фо р м ац и он н ая ч ас т ь)
• в о пр о с ( к ома н д н ая ч ас т ь)
• инст р у к ц ия по вы п о л-нению
( о т ве тн ая ч ас т ь)
ме т о д ич е с к ий
о бр а з е ц / о пис а ние о т в ет а
к р и т е р и и о ц е н к и
к о м м е н т а р и й
( о р г ан и з ац и он н ая ч ас т ь)
в р е мя в ып о л н е ния з а д а ния
Т ен д енции из м енения з а д а ний
- И з менен и е ц е л ев ы х у с тановок
- У в е л и ч ение хар а к т е р и с тик зад а ний
- У в е личение д о ли к он т е к с тных з аданий
- У в е личение д о ли ст р укту р ирован н ых з аданий
- Перев о д з аданий на э л е кт р он н ые но с и т е ли
- Вв е д ение и н т ер а ктивных з аданий
62
Со в м е стное р е шен и е пр о б л е м: м а т р и ца к омп е т е нций
М о д е ль ин т ерактивно г о з а д а ния ( PI S A - 2015)
с п р име нен и е м к о мпь ю т е р а: ин т е р ак т ивный к о н т рагент
( си м у л я ция раб о т ы в г р у п пе)
Д е р е в о п о л и л о г а
Вс е р е п л ики пр о н у м е ро в а ны
П о ле для ч а т а
П о ле для в ы п о лн е н и я з а д а н и я
Ин с т р у м е н ты
о б щ е ния
( ч а т , e - m a il …)
к 67
Ин с т р у ме н т ы дл я вып о лн ен и я
з а д ан и я
к о н т р а г е н т ы
И н ф о рм аци о н н ы е о б ъе к т ы и п о л я
т е ст и р уе м ы й
68
Про б л е ма
В х о д е в ы со к о
ш к о л ь н о г о
о б у ч ен и я
т е к с т о вы е
зад а чи
ста но в я т ся
тип и з и р о в а нн ы м и .
И с сл е д о в ания
по к азыва ю т , ч т о
т р е б ова н и е т и п и ч н о й з а д а ч и
п р е д вос хи щ а е т ся
в м о м е н т
ч т ен и я перв о г о п р е д л о ж ен и я.
М о ж но л и в э т ой с и туа ц и и о жид а т ь, ч т о т е к с т ов ы е з а д ачи с о х р а ня ю т свою при г о д н ость к ак и нст р у м е нт о б уч е ния и оц е нки у мения м о д е лир о в а ть?
И с сл е д ова т е льск и е воп р осы
Как р а з лич а е т ся п р оце с с р е ш е ния за д ач н а м о д е л и р о в а н и е п р и р е ш ен и и тип и чн ой и ана л о г и ч н о й , н о нетип и чн ой , зад а чи?
Как и е э тапы п р оц е с са м о д е ли ро вания я в ля ю т ся самы м и т р у д н ы ми и к а к овы э ти тр у д н о ст и ?
Ка к ов эфф е к т по м о щ и д ля п р о х о ж д ен и я посл е д ующих э тап о в?
Р е з у л ь т а т ы
Т ип и чн о ст ь з адачи ст а л а опр е д е ля ющ и м фак т о р ом д л я :
- Вы б о р а способа р е ш е н ия
- Эффективн о ст и с посо б а р е ш е н ия
- П р ох о ж д е н и я э т апов м о д е л и р о в а н и я
Обо б щ ение ре з у л ь та т ов Э к спе р име н та 2:
Зада н и я P IS A – нетип и ч ны , т . е. и х с л о ж но к а т е г о р и зова т ь и п о л у чить д оступ к з а учен н о м у ал г о р и тм у . И э т о о д на и з п р и чин и х т р у д н о ст и .
Е сли «т и п и ч н ость» зада ч и станови т ся основ н ой прич и н о й у х о д а о т раз мы шлен и я, ана л и за, т о зад а ча, к о т о р ая стала т и п и ч н ой, у ж е не вып о л н я ет свою р азв и ва ю щ ую ф унк ц ию .
С е й час появ и лся н о в ы й тип зад а ч, т . н. « р еаль н ая ма т е мати к а», и он так ж е пр е д ста в лен «т и пам и ». С л е д ова т е л ь н о …
К а ки е з а д ачи н у жно пр е д л а г а т ь нашим у ча щ и м с я, ч т обы разви т ь их у м с твенные сп о с о б н о сти и н а учить применять п о лучен н ые з нания в ре а л ь ных у слов и я х ?
В . А . Б о л от о в : « З д есь н е м о ж ет б ыть к а к о г о - т о пр о с т о г о и о д н оз н ач н о г о о тве т а. Н а п р о тя ж е н ии ве к ов ч е ловече с т в о с о з да в ало с и с те м у о б уче н и я , н аст р о е нн у ю, пр е ж д е все г о, н а р еше н ие име нн о типич н ых з ада н и й , у чила д ейств о ва т ь по ша б ло н у , пос к о ль к у ша б лон п р е дп о ла г ает н ек и й с т а н да р т , при ня т ы й вс е ми. Др у г ое д е ло, ч т о т о ль к о н а о д н их типич н ых з ада н и я х дале к о н е у ед ешь, с л ед о в а т е ль н о, н уж н ы з ад а н ия т в о р че ск ие, н еста н да р тны е , н е т и п ич н ые, о р иги н аль н ые. Н о и п ы таться в ы с т р ои т ь о б у че н ие т о ль к о н а т а к их з ад а чах т а к ж е б ы ло б ы б о льш о й о ш и б к ой, и б о п р е ж д е, ч е м н а уч и ть тво р честв у , н у ж н о р азв и ть р еп р о д ук тив н ое мышле н ие. А з н ачи т , всё д е ло в у м е лом с о ч е т а н ии т о г о и д р у г о г о. Кажд ы й уч и т е ль вп р аве с о з да в а т ь с в о и с об с тве н н ые о р иги н аль н ые з ада н ия н а ос н ове типич н ы х . Н априме р , м о ж н о вв е с ти в з ад а чу из б ы т о ч н ы е дан н ы е, ч т обы д е т и п о ло м али г о лов у , ч т о им н у ж н о, а ч т о н е т . Г лав н ое – по н има т ь, ч т о и зач е м мы д е ла е м.»
Параме т ры д ля а н ал и за зада н и й н а
соотв е тст в ие ко м пете н т н о ст н о м у по д хо д у
- Н аличие ситуационной з на ч и м ости к онт е к ста
- Н ео б х одимо с ть пер е вода усло в ий з ада ч и, сфор м у л ированных с по м о щ ью обыд е нной се м антики на я з ык пред м е т ной о б ласти ( на п ри м ер , м атемати ч ес к ое м од е лирование)
- Н ови з на фор м у лиров к и з ада ч и, неопред е л е нно с ть
П р о ц е д у р а р а з р а б о т ки ст анда р т изи р о ва нн ых из м е р и т е л ь н ых м а т е р и а л о в
П си х о м е т р и ч е с к а я
э к с пе р т и з а
Д ора б о т к а з ада н и й те с т а п о р е з у л ь т а т а м э к с пе р т и з ы
(м о д е л и ро в а н и е и м а те м а ти ч е с к а я о б ра б о т к а )
Р а з ра б о т к а а в тор с ких з ада ний те с т а
С та н да р т и з а ци я
те с то в
Д ора б о т к а з ада ний
С о д ерж а т е л ьн а я и
Апро б а ци я
т е с т о в
те с т а п о р е з у л ь т а та м апро б а ци и и э к с пе р т и з ы
т е с т о л о г и ч е с к а я э к с пе р т и з а з ада ний те с т а
У т в ержде ние и то г о в ых те с то в
Пос л е д ова т е л ь ность э тапов р аз р а б о т ки КИМ
1 . П л а н ир ов а н и е те с т а . П о д г от о вка с п е ц и ф и к а ц и и те с та
2 . С о з д а н и е те с т о вых за д а н и й
3 . Эк с п е р т и з а и ко рр е кт и р о вка те с т о в ы х за д а н и й
- П о д г от о вка в ариа нтов те с т о в д л я экс п е ри м е нт а л ьной пр ов е р ки за д а н и й
- П р ов е д е н и е экс п е ри м е нт а л ьной пр ов е р ки за д а н и й
- Т е с т о л о г и ч е с к и й а на л из , от б ра ковка и ко рр е кт и р о вка за д а н и й
7 . Ф орм и рован и е т е с тов
8 . Эк с п е р т и з а и ко рр е кт и р о вка те с т о в
9.
Эк с периме н та л ьн ая пр о вер к а те с т о в
10 . Т е с т о л о г и ч е с к и й а на л из , ко рр е кт и р овка и вы ра вн и в а н и е те с т о в
11 . К орр е кт ура , фо р м а т и р о в а н и е и п од г от о вка о ри г и нал - м а к е т о в те с т о в
79
М е ханизмы обеспе ч ен и я к а чес т ва ра зр а б о т к и и з ме р ит е льных м а т е р иалов
1 . Р азме щ ен и е в о тк ры т ом д ост у пе к о н ц ептуа л ь ны х и ме т о д о л о г и чес ки х п о д х о д о в к и зм е р ен ию , основ н ых д ок у мен т ов, оп р е д е ля ю щ и х с о д е р ж ание оц е нки и ф ор м у пр е д ста в лен и я р е з у л ь та т ов.
- Д ок у мен т ал ь н о е п о д тве р ж д е н и е сл е д ова н и я п р и нят ы х в п р о ф е с с и о н ал ь н о м сооб щ е с тве п р оц е д ур р азр а б о тки и зм е р и т е ль н ых ма т ер и ал о в.
- П у б ли к а ц и я стати с тиче с к и х х а р ак т ери с тик и змери т е л ь н ы х ма т ер и ал о в, п о д тве р ж д а ю щих к ачество и зм е р и т е ль н ых ма т ериалов и п р ов е д енн ы х оц е н о ч ны х п р оц е д у р
89
Т ре б ования к к а ч еству и форм а ту з а даний
- З а д а н ия д о л ж ны б ы т ь н а п р а в лены н а п р о ве р ку зн а чи мы х э л е ме н т о в с о д е р ж а н и я .
- Т е к ст задания д о л ж ен искл ю чать вс я к у ю д ву с м ы сл е н н о с т ь и не я сн о с т ь ф о р м у ли р о в о к .
- Т ек с т з а д а н и я ф о р м у ли р ует с я п р е д е ль н о к р а т к о , т . е . о с в о б о жд а е т ся о т в с я к о г о п о с т о р о н н е г о д ля да н н о й про б л е мы ма т ериала.
- В за д а н ии н е ис п о ль з у ю т ся с л о ва, выз ы вающ и е р а з лич н о е п о нима н ие у исп ы т уе м ы х,
а т а к ж е с л о в а, я в л я ю щ и е п о д с к а з к о й , н а п р имер, «ин о г д а», «ч а с т о », « в с е г д а», « все » ,
« н и к о г д а».
- В за д а н и я х, н о с я щ их с о с т ав н о й х а р а кт ер (н а п р и ме р , в г р у ппе за д а н и й, о т но с я щ и х с я к о д но м у т е к с т у ), н е о б х о димо о б е сп е ч и т ь, ч т о б ы пр а в иль но с т ь вып о л н ения о д н о г о за д а н и я , н е завис е ла о т п р авил ь нос т и в ы п о лне н ия д р у г о г о за д а н ия д ан н о й г р упп ы .
- В т е к с т е за д а н ия искл ю чае т ся д в о йн о е о т р и ц а н и е .
- И с п о л ь зуе м а я в з а д а н и я х т е р м и н о лог и я н е д о л ж н а в ы х о д и ть з а ра мки у ч еб н ой
литер а тур ы , и сп о льзуе м ой в ш к о ле.
- Е с л и в з а д а н и и б а з о в о г о у р о в н я и зл о ж ена с и т у а ц ия или о б с т о я т е л ь с т в а, т о о н и
д о л ж ны б ы т ь зна к о мы у чащимс я .