СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка и отметка. Безотметочная система оценки.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся

      Выставление отметки — определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Просмотр содержимого документа
«Оценка и отметка. Безотметочная система оценки.»

Оценка и отметка.  Безотметочная система оценки.

Оценка и отметка. Безотметочная система оценки.

 Оценка — суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся  Выставление отметки — определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Оценка — суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся

Выставление отметки — определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

 Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами: это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т.д. Отметка — это только количественное выражение оценки.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами: это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т.д. Отметка — это только количественное выражение оценки.

 Оценка знаний — тонкий и острый инструмент воздействия на учащегося. Высокая оценка знаний может как воодушевлять так и расхолаживать. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и активизировать учебно-познавательную деятельность учащегося, и погашать интерес к учению.

Оценка знаний — тонкий и острый инструмент воздействия на учащегося. Высокая оценка знаний может как воодушевлять так и расхолаживать. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и активизировать учебно-познавательную деятельность учащегося, и погашать интерес к учению.

 В российской школе до 1917 г. практиковалась шестибалльная система отметок — с баллами от «О» до «5». В 1918 г. отметка «О была упразднена, а вскоре произошел переход на словесную четырехбалльную систему: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Затем вводится пятибалльная система — от «1» до «5».

В российской школе до 1917 г. практиковалась шестибалльная система отметок — с баллами от «О» до «5». В 1918 г. отметка «О была упразднена, а вскоре произошел переход на словесную четырехбалльную систему: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Затем вводится пятибалльная система — от «1» до «5».

 Постепенно из школьной практики исчезает «единица», и система становится четырехбалльной: «2», «3», «4» «5». Малый «разброс» баллов затрудняет объективное оценивание снижает стимулирующую роль отметки. Учителя прибегают к собственным усовершенствованиям: «пять с минусом», «четыре . плюсом» и т.д.

Постепенно из школьной практики исчезает «единица», и система становится четырехбалльной: «2», «3», «4» «5». Малый «разброс» баллов затрудняет объективное оценивание снижает стимулирующую роль отметки. Учителя прибегают к собственным усовершенствованиям: «пять с минусом», «четыре . плюсом» и т.д.

 В других странах существуют более «растянутые» шкалы оценок: девяти-, десяти-, двенадцатибалльные и даже тридцати- и стобалльные системы. Однако такие шкалы таят в себе опасность приблизительности. В настоящее время у нас в стране в ряде образовательных учреждений проходит проверку десятибалльная система выставления отметок. Она рассчитана на оценку дифференцированных вариантов обучения: определенное количество баллов дает выбор ва­рианта (за вариант повышенной трудности — балл выше), а остальные баллы — за качество выполнения задания.

В других странах существуют более «растянутые» шкалы оценок: девяти-, десяти-, двенадцатибалльные и даже тридцати- и стобалльные системы. Однако такие шкалы таят в себе опасность приблизительности. В настоящее время у нас в стране в ряде образовательных учреждений проходит проверку десятибалльная система выставления отметок. Она рассчитана на оценку дифференцированных вариантов обучения: определенное количество баллов дает выбор ва­рианта (за вариант повышенной трудности — балл выше), а остальные баллы — за качество выполнения задания.

 Поиски способов совершенствования учета, оценки и отметки успешности обучения привели, с одной стороны, к отказу от выставления отметок, а с другой — к более точным и обоснованным способам балльной оценки.  Ш.А.Амонашвили доказал, что в начальной школе можно вообще перейти к безотметочному обучению, заменив его развернутыми характеристиками, куда более информационными и полезными и для ученика, и для родителей, чем «голый» оценочный балл.

Поиски способов совершенствования учета, оценки и отметки успешности обучения привели, с одной стороны, к отказу от выставления отметок, а с другой — к более точным и обоснованным способам балльной оценки.

Ш.А.Амонашвили доказал, что в начальной школе можно вообще перейти к безотметочному обучению, заменив его развернутыми характеристиками, куда более информационными и полезными и для ученика, и для родителей, чем «голый» оценочный балл.

 В Германии были проведены эксперименты по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые характеристики знаний, мотивов учения, развития мышления, а также по использованию табель-сообщений, в которых выделялись поведение учащихся, особые интересы, способности, навыки, уровень успеваемости и действительные возможности ученика по разным учебным предметам.

В Германии были проведены эксперименты по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые характеристики знаний, мотивов учения, развития мышления, а также по использованию табель-сообщений, в которых выделялись поведение учащихся, особые интересы, способности, навыки, уровень успеваемости и действительные возможности ученика по разным учебным предметам.

 Среди попыток ввести более объективные способы оценивания следует выделить рейтинговую систему, которая связана с определением удельного веса (рейтинга) каждого предмета по итогам его изучения или успешно завершенного вида заданий. Рейтинговые баллы суммируются, и определяется общий кумулятивный балл, характеризующий успехи обучающегося.

Среди попыток ввести более объективные способы оценивания следует выделить рейтинговую систему, которая связана с определением удельного веса (рейтинга) каждого предмета по итогам его изучения или успешно завершенного вида заданий. Рейтинговые баллы суммируются, и определяется общий кумулятивный балл, характеризующий успехи обучающегося.

 К диагностике качества обучения (проверке, контролю, учету, оценке и отметке) предъявляются определенные педагогические требования: индивидуальный характер диагностики, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот; систематичность, регулярность проведения диагностики на всех этапах процесса обучения;

К диагностике качества обучения (проверке, контролю, учету, оценке и отметке) предъявляются определенные педагогические требования:

  • индивидуальный характер диагностики, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
  • систематичность, регулярность проведения диагностики на всех этапах процесса обучения;
разнообразие диагностических процедур контроля, обеспечивающее выполнение всего комплекса функций диагностики; всесторонность диагностики, заключающаяся в определении уровня усвоения всех разделов учебной программы, объективность диагностики, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
  • разнообразие диагностических процедур контроля, обеспечивающее выполнение всего комплекса функций диагностики;
  • всесторонность диагностики, заключающаяся в определении уровня усвоения всех разделов учебной программы,
  • объективность диагностики, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля; единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной деятельностью учащихся в данном классе; гуманистический подход, основанный на учете реальных возможностей и здоровья учащихся;
  • дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
  • единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной деятельностью учащихся в данном классе;
  • гуманистический подход, основанный на учете реальных возможностей и здоровья учащихся;
открытость (гласность) и обоснованность оценки и выставленной отметки; действенность диагностики, выражающаяся в советах, указаниях, как улучшить достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше и т.д.  Соблюдение названных требований обеспечивает надежность диагностики и выполнение ею задач в повышении качества обучения.
  • открытость (гласность) и обоснованность оценки и выставленной отметки;
  • действенность диагностики, выражающаяся в советах, указаниях, как улучшить достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше и т.д.

Соблюдение названных требований обеспечивает надежность диагностики и выполнение ею задач в повышении качества обучения.