Оценка и отметка. Безотметочная система оценки.
Оценка — суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся
Выставление отметки — определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.
Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами: это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т.д. Отметка — это только количественное выражение оценки.
Оценка знаний — тонкий и острый инструмент воздействия на учащегося. Высокая оценка знаний может как воодушевлять так и расхолаживать. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и активизировать учебно-познавательную деятельность учащегося, и погашать интерес к учению.
В российской школе до 1917 г. практиковалась шестибалльная система отметок — с баллами от «О» до «5». В 1918 г. отметка «О была упразднена, а вскоре произошел переход на словесную четырехбалльную систему: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Затем вводится пятибалльная система — от «1» до «5».
Постепенно из школьной практики исчезает «единица», и система становится четырехбалльной: «2», «3», «4» «5». Малый «разброс» баллов затрудняет объективное оценивание снижает стимулирующую роль отметки. Учителя прибегают к собственным усовершенствованиям: «пять с минусом», «четыре . плюсом» и т.д.
В других странах существуют более «растянутые» шкалы оценок: девяти-, десяти-, двенадцатибалльные и даже тридцати- и стобалльные системы. Однако такие шкалы таят в себе опасность приблизительности. В настоящее время у нас в стране в ряде образовательных учреждений проходит проверку десятибалльная система выставления отметок. Она рассчитана на оценку дифференцированных вариантов обучения: определенное количество баллов дает выбор варианта (за вариант повышенной трудности — балл выше), а остальные баллы — за качество выполнения задания.
Поиски способов совершенствования учета, оценки и отметки успешности обучения привели, с одной стороны, к отказу от выставления отметок, а с другой — к более точным и обоснованным способам балльной оценки.
Ш.А.Амонашвили доказал, что в начальной школе можно вообще перейти к безотметочному обучению, заменив его развернутыми характеристиками, куда более информационными и полезными и для ученика, и для родителей, чем «голый» оценочный балл.
В Германии были проведены эксперименты по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые характеристики знаний, мотивов учения, развития мышления, а также по использованию табель-сообщений, в которых выделялись поведение учащихся, особые интересы, способности, навыки, уровень успеваемости и действительные возможности ученика по разным учебным предметам.
Среди попыток ввести более объективные способы оценивания следует выделить рейтинговую систему, которая связана с определением удельного веса (рейтинга) каждого предмета по итогам его изучения или успешно завершенного вида заданий. Рейтинговые баллы суммируются, и определяется общий кумулятивный балл, характеризующий успехи обучающегося.
К диагностике качества обучения (проверке, контролю, учету, оценке и отметке) предъявляются определенные педагогические требования:
- индивидуальный характер диагностики, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
- систематичность, регулярность проведения диагностики на всех этапах процесса обучения;
- разнообразие диагностических процедур контроля, обеспечивающее выполнение всего комплекса функций диагностики;
- всесторонность диагностики, заключающаяся в определении уровня усвоения всех разделов учебной программы,
- объективность диагностики, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
- дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
- единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной деятельностью учащихся в данном классе;
- гуманистический подход, основанный на учете реальных возможностей и здоровья учащихся;
- открытость (гласность) и обоснованность оценки и выставленной отметки;
- действенность диагностики, выражающаяся в советах, указаниях, как улучшить достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше и т.д.
Соблюдение названных требований обеспечивает надежность диагностики и выполнение ею задач в повышении качества обучения.