Оценивание метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка
Материал подготовила Р.Р. Бадьина,
учитель русского языка и литературы
Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность.
Бернард Шоу
Метапредметные результаты образовательной деятельности
- Это овладение основными универсальными учебными действиями:
- регулятивными, коммуникативными,
познавательными;
- способами деятельности , применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
Метапредметные результаты, получаемые во время обучения русскому языку
коммуникативные
регулятивные
Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием,
познавательные
чтением, говорением,
Приобретение и применение знаний, умений и навыков в повседневной жизни и учебной деятельности на метапредметном уровне
письмом
Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности, овладение национально-культурными нормами речевого поведения
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Формы контроля и проверки метапредметных результатов
Контроль
- входной: диагностические работы , тесты на знание содержания темы;
- проверочный: блиц-опрос, экспресс-опрос; фронтальный опрос, выполнение творческих заданий исследовательского, проектного характера;
- технология «портфолио», как форма оценивания , как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Маршрутный лист как инструмент формирующего оценивания
Маршрутный лист - это универсальный инструмент, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный. Его можно использовать на разных типах урока.
Маршрутный лист
– это лист, где прописаны
- задания, которые ученики могут выполнить на уроке;
- чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
- время выполнения задания.
где ученику предоставляется
- возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
- условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
- возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения…).
Маршрутный лист
Индивидуальный для каждого
Одинаковый для всех учащихся класса
Маршрутный лист № 3
Маршрутный лист № 1
Маршрутный лист№2
Маршрутный лист № 2
Маршрутный лист № 1
Ценность Маршрутного листа:
1) Это организующее средство: в течение всего урока дети удерживают основную задачу, по модели Маршрутного листа они могут восстановить свои действия.
2) Маршрутный лист позволяет давать содержательную оценку , потому что, оценивая деятельность, ученик опирается на критерии.
Работая с Маршрутным листом, ребенок может оценивать, как процесс, так и результат учебной работы.
Ценность Маршрутного листа:
3) Данное средство работает на всех участников образовательных отношений :
- для учителя Маршрутный лист может стать средством диагностики метапредметных умений и позволит организовать коррекцию с целью развития у школьников действий оценки и самооценки на критериальной основе;
- родители могут оценить успешность своего ребенка, его продвижение в учебной деятельности;
- для школьника Маршрутный лист может стать эталоном для самостоятельной работы дома, если его дополнить схемами, моделями, образцом для выполнения задания.
Рабочий журнал учителя
Комплексная проверочная работа по русскому языку.
- Сравни слова по их составу (по морфемам). Выпиши из них слово, отличающееся по своему строению, построй его модель, рядом запиши другое слово, соответствующее данной модели.
- Правильно ли построены словосочетания? Если есть нарушения, установи их причину. Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено.
- Обоснуй постановку знаков препинания схемой предложения.
- Распредели по группам слова по наличию безударной гласной в корне. Какой обобщённый способ проверки используется во всех случаях?
- Раздели предложения на две группы.
- Проверь выполненную работу.
- Какие задания, ты считаешь, выполнены верно? Обведи их номера.
- Какое из заданий сложнее? Напиши, почему?
Алгоритм самооценки:
- Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
- Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
- Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
- Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
Ученик (самооценка) ставит:
+ – знаю или умею очень хорошо; ? – иногда ошибаюсь; - – пока самостоятельно не выполняю.
Учитель (оценка) ставит:
+ – знает, умеет применять на практике; ? – знает, но иногда ошибается; - – пока испытывает трудности.
Мне больше всего удалось ...
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
ФИО
Целеполагание
2
Ученик
?
Ученик
3
?
?
4
Ученик
?
?
?
Ученик
5
Ученик
?
?
-
8
?
Ученик
?
?
9
?
?
-
?
?
Ученик
+
-
10
?
?
?
?
?
?
-
Ученик
?
+
11
?
?
+
-
?
?
Ученик
12
?
?
?
?
-
Ученик
?
+
15
?
+
?
?
?
+
?
+
+
Ученик
16
+
?
?
-
+
?
+
?
Ученик
+
+
+
+
?
+
17
?
?
+
+
+
+
+
?
Ученик
?
+
?
+
18
?
+
19
+
?
+
+
+
+
+
?
?
?
?
+
Ученик
+
+
+
Ученик
+
+
?
+
+
+
?
+
?
?
?
?
?
+
+
+
Ученик
+
+
?
+
+
?
?
?
?
?
+
Ученик
-
+
+
?
?
?
?
?
?
+
+
?
+
+
+
-
?
-
?
?
+
+
?
+
?
?
+
+
?
+
-
+
?
?
+
?
+
-
?
+
?
+
?
+
+
+
-
+
+
-
?
+
+
+
+
+
+
-
-
?
?
+
+
+
-
+
-
?
?
+
+
+
+
-
+
-
+
+
+
+
?
?
+
+
?
-
?
+
+
-
-
+
+
?
+
-
+
+
-
-
+
+
+
?
-
+
+
+
?
?
+
+
?
+
?
?
?
?
Ученик (самооценка) ставит :
+ – знаю или умею очень хорошо; ? – иногда ошибаюсь; - – пока самостоятельно не выполняю.
Учитель (оценка) ставит :
+ – знает, умеет применять на практике; ? – знает, но иногда ошибается; - – пока испытывает трудности
Критерий оценивания
Примерное задание
Умение принимать учебную цель
Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?
Умение следовать инструкции учителя
Самооценка ученика
Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов
Выполни задание по указанию учителя: открой учебник на странице ___, найди упражнение ___, прочитай и пойми задание…
Умение осуществлять действия по образцу
Оценка учителя
Выполни задание так, как в образце
Умение оценить свой результат
Оцени свою работу по 5-ти балльной шкале. Объясни, почему так себя оценил.
Умение контролировать свои действия
Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?
Умение задавать вопросы
Умение работать в паре
Сформулируй вопросы к тексту
Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя
Умение строить монологическое и диалогическое высказывание
Составь краткий рассказ по теме (выразив свое отношение)
Критерий оценки
Оценка
Могу по гласным буквам определить
моя
Оценка
мягкость или твёрдость согласной
Умею делать звуко-буквенный анализ слова
Ошибки,
учителя
Вижу ли я орфограммы в тексте на
трудности
изученные правила
Все ли ошибки я смог найти в тексте
Могу определить, что слово называет
Могу разгадать, по какому принципу
составлены слова в группы, и найти для
Могу по гласным буквам определить
каждой группы “лишнее” слово
мягкость или твердость согласной
Вижу в задании ловушку, могу объяснить, в чем она заключается
Благодарю за внимание!