СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика оценивания метапредметных результатов

Просмотр содержимого документа
«Оценка метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы»

Оценивание метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка Материал подготовила Р.Р. Бадьина, учитель русского языка и литературы

Оценивание метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка

Материал подготовила Р.Р. Бадьина,

учитель русского языка и литературы

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.   Бернард Шоу

Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность.

 

Бернард Шоу

Метапредметные результаты  образовательной деятельности   Это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности , применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов

Метапредметные результаты образовательной деятельности

  • Это овладение основными универсальными учебными действиями:
  • регулятивными, коммуникативными,

познавательными;

  • способами деятельности , применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов

Метапредметные результаты,  получаемые во время обучения русскому языку  коммуникативные регулятивные Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, познавательные чтением,  говорением, Приобретение и применение знаний, умений и навыков в повседневной жизни и учебной деятельности на метапредметном уровне письмом Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности, овладение национально-культурными нормами речевого поведения

Метапредметные результаты, получаемые во время обучения русскому языку

коммуникативные

регулятивные

Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием,

познавательные

чтением, говорением,

Приобретение и применение знаний, умений и навыков в повседневной жизни и учебной деятельности на метапредметном уровне

письмом

Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности, овладение национально-культурными нормами речевого поведения

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:  способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; • способность к сотрудничеству и коммуникации; •  способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; •  способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; •  способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

•  способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

•  способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

•  способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Формы контроля и проверки метапредметных результатов Контроль входной: диагностические работы , тесты на знание содержания темы; проверочный: блиц-опрос, экспресс-опрос; фронтальный опрос, выполнение творческих заданий исследовательского, проектного характера; технология «портфолио», как форма оценивания , как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Формы контроля и проверки метапредметных результатов

Контроль

  • входной: диагностические работы , тесты на знание содержания темы;
  • проверочный: блиц-опрос, экспресс-опрос; фронтальный опрос, выполнение творческих заданий исследовательского, проектного характера;
  • технология «портфолио», как форма оценивания , как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Маршрутный лист  как инструмент формирующего оценивания

Маршрутный лист как инструмент формирующего оценивания

 Маршрутный лист - это универсальный инструмент, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный. Его можно использовать на разных типах урока.

Маршрутный лист - это универсальный инструмент, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный. Его можно использовать на разных типах урока.

Маршрутный лист – это лист, где прописаны задания, которые ученики могут выполнить на уроке; чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок; время выполнения задания. где ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока; условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого; возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения…).

Маршрутный лист

это лист, где прописаны

  • задания, которые ученики могут выполнить на уроке;
  • чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
  • время выполнения задания.

где ученику предоставляется

  • возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
  • условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
  • возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения…).

Маршрутный лист Индивидуальный для каждого Одинаковый для всех учащихся класса  Маршрутный лист № 3         Маршрутный лист № 1 Маршрутный лист№2      Маршрутный лист № 2 Маршрутный  лист № 1

Маршрутный лист

Индивидуальный для каждого

Одинаковый для всех учащихся класса

Маршрутный лист № 3

Маршрутный лист 1

Маршрутный лист№2

Маршрутный лист № 2

Маршрутный лист № 1

Ценность  Маршрутного листа:   1) Это организующее средство: в течение всего урока дети удерживают основную задачу, по модели Маршрутного листа они могут восстановить свои действия. 2) Маршрутный лист позволяет давать содержательную оценку , потому что, оценивая деятельность, ученик опирается на критерии. Работая с Маршрутным листом, ребенок может оценивать, как процесс, так и результат учебной работы.

Ценность Маршрутного листа:

1) Это организующее средство: в течение всего урока дети удерживают основную задачу, по модели Маршрутного листа они могут восстановить свои действия.

2) Маршрутный лист позволяет давать содержательную оценку , потому что, оценивая деятельность, ученик опирается на критерии.

Работая с Маршрутным листом, ребенок может оценивать, как процесс, так и результат учебной работы.

Ценность  Маршрутного листа: 3) Данное средство работает на всех участников образовательных отношений :  для учителя Маршрутный лист может стать средством диагностики метапредметных умений и позволит организовать коррекцию с целью развития у школьников действий оценки и самооценки на критериальной основе; родители могут оценить успешность своего ребенка, его продвижение в учебной деятельности; для школьника Маршрутный лист может стать эталоном для самостоятельной работы дома, если его дополнить схемами, моделями, образцом для выполнения задания.

Ценность Маршрутного листа:

3) Данное средство работает на всех участников образовательных отношений :

  • для учителя Маршрутный лист может стать средством диагностики метапредметных умений и позволит организовать коррекцию с целью развития у школьников действий оценки и самооценки на критериальной основе;
  • родители могут оценить успешность своего ребенка, его продвижение в учебной деятельности;
  • для школьника Маршрутный лист может стать эталоном для самостоятельной работы дома, если его дополнить схемами, моделями, образцом для выполнения задания.

Рабочий журнал учителя

Рабочий журнал учителя

Комплексная проверочная работа по русскому языку.  Сравни слова по их составу (по морфемам). Выпиши из них слово, отличающееся по своему строению, построй его модель, рядом запиши другое слово, соответствующее данной модели. Правильно ли построены словосочетания? Если есть нарушения, установи их причину. Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено. Обоснуй постановку знаков препинания схемой предложения. Распредели по группам слова по наличию безударной гласной в корне. Какой обобщённый способ проверки используется во всех случаях? Раздели предложения на две группы. Проверь выполненную работу. Какие задания, ты считаешь, выполнены верно? Обведи их номера. Какое из заданий сложнее? Напиши, почему?

Комплексная проверочная работа по русскому языку.

  • Сравни слова по их составу (по морфемам). Выпиши из них слово, отличающееся по своему строению, построй его модель, рядом запиши другое слово, соответствующее данной модели.
  • Правильно ли построены словосочетания? Если есть нарушения, установи их причину. Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено.
  • Обоснуй постановку знаков препинания схемой предложения.
  • Распредели по группам слова по наличию безударной гласной в корне. Какой обобщённый способ проверки используется во всех случаях?
  • Раздели предложения на две группы.
  • Проверь выполненную работу.
  • Какие задания, ты считаешь, выполнены верно? Обведи их номера.
  • Какое из заданий сложнее? Напиши, почему?
Алгоритм самооценки: Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? Ученик (самооценка) ставит: + – знаю или умею очень хорошо;  ? – иногда ошибаюсь;  - – пока самостоятельно не выполняю. Учитель (оценка) ставит: + – знает, умеет применять на практике;  ? – знает, но иногда ошибается;  - – пока испытывает трудности.

Алгоритм самооценки:

  • Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
  • Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
  • Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
  • Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

Ученик (самооценка) ставит:

+ – знаю или умею очень хорошо; ? – иногда ошибаюсь; - – пока самостоятельно не выполняю.

Учитель (оценка) ставит:

+ – знает, умеет применять на практике; ? – знает, но иногда ошибается; - – пока испытывает трудности.

Мне больше всего удалось ... За что я могу себя похвалить? За что я могу похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что ... Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

ФИО Целеполагание 2 Ученик ? Ученик 3 ? ? 4 Ученик ? ? ? Ученик 5 Ученик ? ? - 8 ? Ученик ? ? 9 ? ? - ? ? Ученик + - 10 ? ? ? ? ? ? - Ученик ? + 11 ? ? + - ? ? Ученик 12 ? ? ? ? - Ученик ? + 15 ? + ? ? ? + ? + + Ученик 16 + ? ? - + ? + ? Ученик + + + + ? + 17 ? ? + + + + + ? Ученик ? + ? + 18 ? + 19 + ? + + + + + ? ? ? ? + Ученик + + + Ученик + + ? + + + ? + ? ? ? ? ? + + + Ученик + + ? + + ? ? ? ? ? + Ученик - + + ? ? ? ? ? ? + + ? + + + - ? - ? ? + + ? + ? ? + + ? + - + ? ? + ? + - ? + ? + ? + + + - + + - ? + + + + + + - - ? ? + + + - + - ? ? + + + + - + - + + + + ? ? + + ? - ? + + - - + + ? + - + + - - + + + ? - + + + ? ? + + ? + ? ? ? ? Ученик (самооценка) ставит : + – знаю или умею очень хорошо;  ? – иногда ошибаюсь;  - – пока самостоятельно не выполняю. Учитель (оценка) ставит : + – знает, умеет применять на практике;  ? – знает, но иногда ошибается;  - – пока испытывает трудности

ФИО

Целеполагание

2

Ученик

?

Ученик

3

?

?

4

Ученик

?

?

?

Ученик

5

Ученик

?

?

-

8

?

Ученик

?

?

9

?

?

-

?

?

Ученик

+

-

10

?

?

?

?

?

?

-

Ученик

?

+

11

?

?

+

-

?

?

Ученик

12

?

?

?

?

-

Ученик

?

+

15

?

+

?

?

?

+

?

+

+

Ученик

16

+

?

?

-

+

?

+

?

Ученик

+

+

+

+

?

+

17

?

?

+

+

+

+

+

?

Ученик

?

+

?

+

18

?

+

19

+

?

+

+

+

+

+

?

?

?

?

+

Ученик

+

+

+

Ученик

+

+

?

+

+

+

?

+

?

?

?

?

?

+

+

+

Ученик

+

+

?

+

+

?

?

?

?

?

+

Ученик

-

+

+

?

?

?

?

?

?

+

+

?

+

+

+

-

?

-

?

?

+

+

?

+

?

?

+

+

?

+

-

+

?

?

+

?

+

-

?

+

?

+

?

+

+

+

-

+

+

-

?

+

+

+

+

+

+

-

-

?

?

+

+

+

-

+

-

?

?

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

?

?

+

+

?

-

?

+

+

-

-

+

+

?

+

-

+

+

-

-

+

+

+

?

-

+

+

+

?

?

+

+

?

+

?

?

?

?

Ученик (самооценка) ставит :

+ – знаю или умею очень хорошо; ? – иногда ошибаюсь; - – пока самостоятельно не выполняю.

Учитель (оценка) ставит :

+ – знает, умеет применять на практике; ? – знает, но иногда ошибается; - – пока испытывает трудности

Критерий оценивания  Примерное задание  Умение принимать учебную цель Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового? Умение следовать инструкции учителя Самооценка ученика  Примечание:  задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов Выполни задание по указанию учителя: открой учебник на странице ___, найди упражнение ___, прочитай и пойми задание… Умение осуществлять действия по образцу Оценка учителя    Выполни задание так, как в образце Умение оценить свой результат       Оцени свою работу по 5-ти балльной шкале. Объясни, почему так себя оценил. Умение контролировать свои действия   Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова? Умение задавать вопросы     Умение работать в паре Сформулируй вопросы к тексту   Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя   Умение строить монологическое и диалогическое высказывание     Составь краткий рассказ по теме (выразив свое отношение)      

Критерий оценивания

Примерное задание

Умение принимать учебную цель

Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?

Умение следовать инструкции учителя

Самооценка ученика

Примечание:  задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов

Выполни задание по указанию учителя: открой учебник на странице ___, найди упражнение ___, прочитай и пойми задание…

Умение осуществлять действия по образцу

Оценка учителя

 

Выполни задание так, как в образце

Умение оценить свой результат

 

 

 

Оцени свою работу по 5-ти балльной шкале. Объясни, почему так себя оценил.

Умение контролировать свои действия

 

Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?

Умение задавать вопросы

 

 

Умение работать в паре

Сформулируй вопросы к тексту

 

Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя

 

Умение строить монологическое и диалогическое высказывание

 

 

Составь краткий рассказ по теме (выразив свое отношение)

 

 

 

Критерий оценки Оценка Могу по гласным буквам определить моя Оценка мягкость или твёрдость согласной Умею делать звуко-буквенный анализ слова Ошибки, учителя Вижу ли я орфограммы в тексте на трудности изученные правила Все ли ошибки я смог найти в тексте Могу определить, что слово называет Могу разгадать, по какому принципу составлены слова в группы, и найти для Могу по гласным буквам определить каждой группы “лишнее” слово мягкость или твердость согласной Вижу в задании ловушку, могу объяснить, в чем она заключается

Критерий оценки

Оценка

Могу по гласным буквам определить

моя

Оценка

мягкость или твёрдость согласной

Умею делать звуко-буквенный анализ слова

Ошибки,

учителя

Вижу ли я орфограммы в тексте на

трудности

изученные правила

Все ли ошибки я смог найти в тексте

Могу определить, что слово называет

Могу разгадать, по какому принципу

составлены слова в группы, и найти для

Могу по гласным буквам определить

каждой группы “лишнее” слово

мягкость или твердость согласной

Вижу в задании ловушку, могу объяснить, в чем она заключается

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!