Оценка творческого мышления средствами проектной деятельности для достижения функциональной грамотности детей
Творческие идеи и достижения продвинули человеческую культуру во всем мире в различных областях: в науках, технологиях, философии, искусстве и гуманитарных науках. Таким образом, творческое мышление - это больше, чем просто случайное придумывание идеи. Это осязаемая компетенция, основанная на знаниях и практике, которая поддерживает людей в достижении лучших результатов, часто в ограниченных и сложных условиях среды. Творческое мышление, понимаемое как вовлеченность в мыслительных процессах, связанных с творческой работой, может улучшить множество других индивидуальных способностей, включая метакогнитивные способности, меж- и внутриличностные, а также навыки решения проблем, а также содействие развитию личности, академической успеваемости, будущий карьерный успех и социальную активность.
Фундаментальная роль образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся компетенциями, в которых они нуждаются для того, чтобы добиться успеха в обществе. Творческое мышление необходимо для развития современных молодых людей может помочь им адаптироваться к постоянно и быстро меняющемуся миру, который требует гибкости работников, обладающими навыками «21 века», выходящими за рамки базовой грамотности.
Воспитание творческого мышления может помочь молодым людям адаптироваться и выполнять работу, которую нелегко копируют машины и решать все более сложные локальные и глобальные проблемы с помощью нестандартных решений.
Наиболее простое определение творческого мышления - придумывание новых идей и решений. Креативное мышление в проектной деятельности в PISA 2021 определяется как способность продуктивно участвовать в генерировании, оценке и улучшении идей, которые могут в оригинальных и эффективных решениях, достижениях в знаниях и в воображении, использование творчества как «взаимодействия между способностями, процессом и окружающей средой посредством который человек или группа производит ощутимый творческий продукт, который является одновременно новым и полезным в социальном контексте».
Творческое мышление имеет шесть измерений: (1) чувствовать, сопереживать, наблюдать, описывать соответствующие опыт и информацию; (2) исследовать, искать и генерировать идеи; (3) устанавливать связи, интегрировать другие дисциплинарные перспективы; (4) играть с необычными, рискованными или радикальными идеями; (5) представлять, выражать, производить, прототипировать новый продукт (или решение, или производительность); (6) оценить новизну решения и или его возможные последствия.
Оценка мышления требует следующей последовательности шагов:
1) Определение предметной области: обзор соответствующей литературы и взаимодействие с экспертами для определения области творческого мышления в образовательном контексте. Эта основополагающая работа проясняет компетенции творческого мышления, которые преподаватели желают продвигать, и типы творческого самовыражения, которые учениками могут быть достигнуты.
2) Определение конструкции: описание точной конструкции (определение модели компетенций учащегося), которую тест PISA будет оценивать с указанием утверждений, которые могут быть сделаны в отношении соответствующих характеристик испытуемых на основании оценки.
3) Идентификация доказательств: описание доказательств, которые необходимо собрать для подтверждения последующих утверждений, сделанных о тестируемых (т. е. поведения или выступления, демонстрирующего оцениваемые навыки).
4) Дизайн задачи: определение, концептуализация и прототипирование набора задач, которые предоставляют желаемое свидетельство в рамках ограничений оценки PISA.
5) Разработка тестов: объединение задач в тестовые форматы, поддерживающие все заявленные претензии по оценке с достаточными доказательствами.
6) Межкультурная валидация: обеспечение того, чтобы все инструменты оценки обеспечивали надежные и сопоставимые данные по странам и культурным группам.
7) Анализ и отчетность: валидация и пилотные исследования могут повысить итеративный характер этого цикла проектирования, например, анализ данных валидации может помочь сделать выбор в отношении доказательств идентификации и постановке задач.
Выделяются пять различных областей творческой активности: повседневная, научная, исполнительская, художественный, религиозная.
творческие задачи можно разделить на три категории.
«Инвестиционная теория творчества» Штернберга и Любарта (1991) предполагает, что для творчества необходимы шесть различных, но взаимосвязанных ресурсов: интеллектуальные навыки (такие как синтетические и аналитические навыки); предметные знания; специфические «стили мышления» (например, предпочтение мыслить по-новому); мотивация; специфические атрибуты личности; среда, которая поддерживает и вознаграждает творческие идеи. Штернберг (2006) позже уточнил важность слияния этих ресурсов, объясняя, что творческие усилия намного сложнее, чем простая сумма каждого соответствующего компонента. Взаимодействие между различными компонентами может привести к разнообразию результатов: например, высокие уровни во многих компонентах могут иметь мультипликативный эффект, повысить творческую активность.
Различают аспекты внутренних ресурсов учащихся («индивидуальные средства поддержки») для творческого мышления, в том числе: когнитивные навыки и умения; готовность предметной области (предметные знания и опыт); открытость новым идеям и опыту; готовность работать с другими и опираться на чужие идеи (сотрудничество); готовность упорствовать в достижении своих целей перед лицом трудностей и представление о собственной способности быть творческим (целенаправленность и убеждения); задача мотивации в проектной деятельности.
Конвергентное мышление обычно определяется как умение применять условный и логический поиск, распознавание и принятие решений в отношении стратегии к хранимой информации, чтобы произвести ответ (Cropley, 2006). Напротив, дивергентное мышление определяется как способность следовать новым подходам и производить оригинальные идеи, формируя неожиданные комбинации из доступной информации, применять способности, такие как семантическая гибкость и беглость ассоциаций, идеи и трансформация. Это также было описано как способность вырваться из сценариев выполнения и поиска различных решений, чтобы попробовать что-то нелогичное, когда все остальное терпит неудачу, смотреть на проблемы с разных сторон, подходить к задачам с другой отправной точки для создания новых методов вместо того, чтобы следовать готовым решениям.
Творческое мышление часто описывается в терминах дивергентного мышления и большинство оценок творческого мышления на сегодняшний день сосредоточены на измерении познавательных процессов дивергентного мышления на основе пятифакторной модели личностных черт: открытость опыту; добросовестность; экстраверсия; доброжелательность, ориентация на цель и творческую самооценку.