СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценочные материалы к урокам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные диктанты по темам, тесты по темам

Просмотр содержимого документа
«Оценочные материалы к урокам»

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС.


КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ (7 КЛАСС):


  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 31-32, 135 слов.

  2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие». – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 75-76, 189 слов.

  3. Контрольное тестирование по теме «Причастие». – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 12, вариант 1 – стр. 32-33, вариант 2 – стр. 34-35.

  4. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастный оборот». – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 105. Текст «Случай в Антарктике».

  5. Контрольное тестирование по теме «Деепричастие». – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 14, вариант 1 – стр. 38, вариант 2 – стр. 39.

  6. Контрольное тестирование по теме «Наречие». – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 18, вариант 1 – стр. 46, вариант 2 – стр. 47.

  7. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Разряды наречий». – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 121, 147 слов.

  8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие». – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 140-141. Текст «Загадка шаровой молнии», 106 слов.

  9. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Категория состояния». – ресурсы Интернет.

  10. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Производные и непроизводные предлоги». – Л. А. Виноградова. Сборник диктантов по русскому языку. 4-6 классы. М., «Просвещение», 1973 г. Текст «Зверьки-переселенцы», стр. 232, 116 слов.

  11. Контрольное тестирование по теме «Предлог». – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 21, вариант 1 – стр. 54, вариант 2 – стр. 55.

  12. Контрольное тестирование по теме «Сочинительные и подчинительные союзы». – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 22, вариант 1 – стр. 56, вариант 2 – стр. 57.

  13. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлог. Союз». – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 189-190, 133 слова.

  14. Контрольное тестирование по теме «Раздельное и дефисное написание частиц». – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 23, вариант 1 – стр. 58, вариант 2 – стр. 59.

  15. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частица». Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 209-210. Текст «На плоту по таёжной реке», 158 слов.

  16. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Междометие». – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 219-220. Задания 1-7.

  17. Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 7 класса. – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 25, вариант 1 – стр. 64-66, вариант 2 – стр. 68-70. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 240. Текст «Из истории астрономии», 168 слов.































Входная диагностическая работа по русскому языку.

A1 В каком слове ударение падает на первый слог?

1) звонишь 2) баловать

3) августовский 4) цемент

A2 Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) неуютный 2) разговорчивость

3) древнегреческий 4) сокурсник

A3 В каком случае выделенное слово является именем прилагательным?

1) Впервые в жизни я оказался на ТАКОЙ высоте, что на облака

можно было глядеть сверху вниз.

2) Школьная библиотека находится на ТРЕТЬЕМ этаже.

3) Маленький Женя был очень ПОХОЖ на отца.

4) В стороне стояли КАКИЕ-ТО люди.

A4 В характеристике какого выделенного слова допущена ОШИБКА?

1) СТАЛЬНОЙ (трос) – относительное прилагательное.

2) СПАРТАКИАДА – нарицательное существительное.

3) ТРОЕ – порядковое числительное.

4) НЕКТО – неопределенное местоимение.

A5 В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) соб…раюсь, зам…рли

2) насл…ждаться, гр…хотать

3) заг…релый, прик…сновение

4) пол…гаться, водор…сли

A6 В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) уголовный роз…ск, сверх…нициативный юноша

2) пр…ступить к работе, пр…неприятное положение

3) ра…чистить, бе…покойный

4) под…звать, безн…дзорный

A7 В каком ряду в каждом слове пропущена одна и та же буква?

1) ш…пот, медвеж…нок

2) свинц…вый, под плащ…м

3) крыж…вник, с товарищ…м

4) еж…вый, мы постереж…м

A8 В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется Ь?

1) пореж…те (хлеб) , похож… (на отца)

2) хищ…ник, пят…десят

3) (график) встреч…, (родная) реч…

4) увидиш…, молодёж…

A9 В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется НН?

1) комари…ый писк, были…ый богатырь

2) пчели…ое жало, жизне…ые принципы

3) кожа…ый ремень, деревя…ый стол

4) болезне…ая бледность, каме…ые стены

A10 В каком ряду оба слова пишутся слитно?

1) ни…чему, что…то 2) кое…кто, ни…кого

3) не...за...что, ни...к...чему 4) ни…чем, не…кто

A11 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же

буква?

1) участв…вать, опазд…вать

2) отклад…вать, перепроб…вать

3) отбел…вать, оплач…вать покупку

4) завед…вать, распут…вать

A12 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же

буква?

1) в син…м море, в семидесят… метрах

2) в тихой гаван…, в соседн…м доме

3) весь в ине…, в пятнадцат… шагах

4) на станци…, со средн…м достатком

A13 В каком предложении ставится ОДНА запятая (запятые не

расставлены)?

1) Рим — это столица Италии один из самых знаменитых городов

мира крупнейший культурный центр Европы.

2) Рим является административным центром области Лацио и

считается самым крупным по населению городом Италии.

3) В пределах Рима расположены город-государство Ватикан и

бесценные архитектурные ансамбли античности.

4) Достопримечательности Рима привлекают туристов и ежегодно

в город приезжают десятки тысяч людей.

Прочитайте текст и выполните задания B1–B5.

(1)В тысяча восемьсот шестом году Василий Михайлович Головин в чине

лейтенанта был назначен командиром шлюпа «Диана». (2)В истории русского

флота не отмечалось другого такого факта, чтобы лейтенанту, моряку

невысокого чина, доверили командование кораблем. (3)«Диана» прежде была

обычным лесовозом. (4)Под руководством В.М. Головина это судно

перестроили в небольшой трехмачтовый парусный корабль — шлюп.

(5)Русское правительство решило направить шлюп «Диана» в кругосветную

экспедицию и перед Головиным поставило задачу совершить ряд

географических открытий в Тихом океане. (6)Экспедиции было также

поручено доставить разные грузы в Охотск.

B1 В предложении 2 найдите слово, которое имеет следующий состав:

приставка – корень – суффикс – окончание.

Напишите это слово.

B2 В предложениях 2-3 найдите слово, являющееся синонимом к слову

РАНЬШЕ. Напишите это слово.

B3 Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) предложение(-я).

Напишите номер(-а) этого _______(-их) предложения(-ий).

Ответ:

B4 Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.

B5 Каким членом предложения являет(-ют)ся выделенное(-ые) слово(-а)?

(2)В истории русского флота не отмечалось другого такого

факта, чтобы лейтенанту, моряку невысокого чина, доверили

КОМАНДОВАНИЕ кораблем.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».

Диктант.

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, загля­дывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разно­сятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают ши­рокие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после дол­гой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить Их с наступившей весной. (135 слов) (По А. Онегову)

Грамматическое задание.

Лингвистический разбор.

1. Фонетический разбор: 1-й вариант - языки, 2-й вариант - седые.

2.     Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: 1-й вариант - приземистые, 2-й вариант - разносятся.

3.     Морфологический разбор: 1 -й вариант - поднимаюсь, 2-й ва­риант - глухих.

4.     Синтаксический разбор, схемы предложения. 1-й вариант - Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавлива­ются на узком острове. 2-й вариант - Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие».

Диктант.

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.

Доктор Гаспар Арнери был ученый. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери. Об его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры.

Однажды в июне доктор решил отправиться в далёкую про­гулку, чтобы собрать некоторые виды трав и жуков. День был чу­десный: солнце сияло, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей - гвардей­цами в чёрных клеенчатых шляпах, украшенных жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпан­ные цветами, рощи и пруды. (189 слов) (По Ю. Олеше) 

Грамматическое задание.

1.                Сделать словообразовательный разбор и разбор слова по сос­таву:

2.                1-й вариант - дурачившими, 2-й вариант - засыпанные.

2.           Сделать синтаксический разбор предложений.

1-й вариант - Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучив­шийся студент могли бы его тоже принять за волшебника.

2-й вариант - Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды.

3.           Задание для обоих вариантов: сделать морфологический раз­ бор причастий.

(Причастия: недоучившийся, дурачившими, окружён, украшен­ных, засыпанные.)


Контрольное тестирование по теме «Причастие».

Тест 12. Обобщение темы «Причастие»

Вариант 1

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) с ушедш..м поездом, развес..вший фотографии

□ 2) о накаливш..йся обстановке, поспор..вший с приятелем

□ 3) о проливш..мся молоке, выгор..вший участок

□ 4) с прошедш..м праздником, выкат..вшийся клубок

А2. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква А (Я)?

□ 1) вид..щий, сморщ..нный

□ 2) проща..щийся, озадач..нный

□ 3) стел..щийся, потрач..нный

□ 4) кле..щий, рассе..нный

А3. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) выставля..мый, разве..на

□ 2) завис..мый, сочт..ны

□ 3) управля..мый, заверш..на

□ 4) движ..мый, усе..ны

А4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) напряжё..ый труд, решение найде..о

□ 2) печё..ые овощи, охваче..ы радостью

□ 3) просвещё..ое общество, нечая..ая встреча

□ 4) мощё..ая булыжником, дети растеря..ы

А5. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?

□ 1) (Не)работающий, а сломанный телефон.

□ 2) Посуда (не)убрана в шкаф.

□ 3) (Не)накормленная вовремя собака.

□ 4) (Не)оконченная повесть.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.

□ 2) В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне?

□ 3) С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

□ 4) Д. С. Мережковский сравнивал стихи Лермонтова с «заученными с детства молитвами».

Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.

(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистепёрая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад. (2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря. (3)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.

В1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (1).

В2. Из предложения (1) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.

В3. Напишите, какие причастия встречаются в предложении (2).

В4. Выпишите из предложения (3) причастный оборот.

С1. Расскажите, в чём вы видите значение охраны животных.


Тест 12. Обобщение темы «Причастие»

Вариант 2

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) о пропавш..й книге, рано состар..вшийся

□ 2) с брызжущ..м весельем, заиндев..вший лес

□ 3) с заканчивающ..ми школу, высвет..вший проблему

□ 4) о разбивш..ся чашке, нечаянно обид..вший

А2. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква А (Я)?

□ 1) позор..щий, засе..нный

□ 2) держ..щий, скош..нный

□ 3) занима..щийся, спа..нный

□ 4) отбира..щий, постриж..нный

А3. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) встреча..мый, потер..на

□ 2) отража..мый, учт..на

□ 3) невид..мый, прекращ..на

□ 4) сберега..мый, выслуш..ны

А4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) гружё..ая машина, девочка рассея..а

□ 2) покраше..ый забор, невида..ый успех

□ 3) лома..ая линия, пути отреза..ы

□ 4) вяза..ая бабушкой, письмо получе..о

А5. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?

□ 1) (Не)поставленные на место лыжи.

□ 2) (Не)выключенный утюг.

□ 3) (Не)прибранная, а разбросанная одежда.

□ 4) Огурцы (не)засолены.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Он пролез через частокол в сад, влез на дерево, раскинувшееся ветвями, упиравшимися в самую крышу дома.

□ 2) Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату.

□ 3) Крик, двигавшейся в стороне, тучи диких гусей отдавался в дальнем озере.

□ 4) Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.

(1)Леса на Земле вырубаются повсеместно, но особенно обеспокоены экологи зоной субтропиков. (2)За последние сто лет уничтожено около половины всех влажных лесов планеты. (3)«Облысение» обширных территорий увеличивает отражающую способность Земли. (4)Почвы нагреваются, изменяется циркуляция воздушных масс вблизи экватора, уменьшается количество выпавших осадков, что приводит к образованию пустынь.

В1. В предложении (1) найдите причастие, укажите его вид и форму.

В2. Укажите синтаксическую роль слова «уничтожено» из предложения (2).

В3. Укажите вид причастия из предложения (3).

В4. Укажите время причастия из предложения (4).

С1. Расскажите, что вы знаете о проблемах экологии.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастный оборот».

Диктант.

Случай в Антарктике.

Однажды полярники Мирного получили радиограмму о том, что одномоторный самолет бельгийской антарктической экспедиции не вернулся на базу. Вот что писал в отчете о спасении бельгийцев летчик Виктор Перов.

Погода была из рук вон плохая. Мела пурга, ветер достигал сорока метров в секунду. Лишь утром удалось приступить к планомерным поискам.

Вершины Кристальных гор, сверкающие белизной, показались издали. К сожалению, у нас не было времени, чтобы предаваться лирике, созерцая красоты безжизненной величественной природы.

Следуя вдоль главного хребта, мы заметили внизу красную точку, оказавшуюся самолетом, лежавшим на правом крыле. Из записки, найденной в кабине самолета, стало ясно, где искать бельгийцев.

Несмотря на внимательный осмотр местности, обнаружить никого не удалось. После заправки, отказавшись от обеда, снова поднялись в воздух. Но и этот напряженный полет оказался бесполезным. Мы вернулись на базу, где нас ждали удрученные горем зимовщики.

Утром в пятый раз вылетели на поиски. Не доходя до северной оконечности горы, мы заметили маленькую желтую палатку. Решено было приземлиться, хотя ледник, испещренный множеством трещин, не представлял удобного места для посадки.

Обследовав местность, мы установили, что бельгийцы выбросили здесь все лишнее: спальный мешок, комплект верхней одежды, поломанные санки. На снегу заметили следы четырех человек, сглаженные поземкой.

Заправив самолет, Перов в ту же ночь вылетел снова. Буквально прочесав местность, летчик, наконец, увидел палатку, из которой вышел человек, усиленно махавший руками.

Чудесное спасение бельгийцев, обреченных на верную гибель, не отразилось на лаконичном стиле Перова: «Подрулив к палатке, мы убедились, что все четверо находятся здесь, чему мы были очень рады». (По В. Каверину).

Грамматическое задание.

Подчеркнуть деепричастные обороты как члены предложения.


Контрольное тестирование по теме «Деепричастие».

Тест 14. Деепричастие

Вариант 1

А1. Какое слово является деепричастием?

□ 1) висевший

□ 2) размахнувшись

□ 3) покинуты

□ 4) падающего

А2. Укажите деепричастие несовершенного вида.

□ 1) нахмурясь

□ 2) встречаясь

□ 3) приняв

□ 4) заблудившись

А3. От какого слова нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?

□ 1) гулять

□ 2) взлетать

□ 3) рулить

□ 4) ждать

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Используя высказывания об устном народном творчестве, подготовьте сообщение о былинах.

□ 2) Под тонкими корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.

□ 3) Солнце встаёт над безоблачным горизонтом, и совершает свой дневной путь, не встречаясь с облаками.

□ 4) Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам.

В1. Из данного предложения выпишите деепричастия.

Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, Державин открывал дорогу развитию реалистического языка.

С1. Напишите, в чём состоят художественные открытия Г. Р. Державина.


Тест 14. Деепричастие

Вариант 2

А1. Какое слово является деепричастием?

□ 1) зависевший

□ 2) болтающего

□ 3) коснувшись

□ 4) напечатано

А2. Укажите деепричастие несовершенного вила.

□ 1) нахлынув

□ 2) растаяв

□ 3) колдуя

□ 4) загоревшись

А3. От какого слова нельзя образовать деепричастие совершенного вида?

□ 1) опоздать

□ 2) сыграть

□ 3) сойти

□ 4) помочь

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья, и устремив глаза свои в траву.

□ 2) Вся музыка, наполнявшая день, затихала и сменялась другою.

□ 3) Подготовьте выразительное чтение «Песни…», учитывая связь с устным народным творчеством, оттеняя характеры героев, их речь, их поступки.

□ 4) Пробираясь меж тростников, остановились они перед наваленным хворостом.

В1. Из данного предложения выпишите деепричастия.

Читая и перечитывая Лермонтова, проникаясь героическим, активным духом его поэзии, восторгаясь её неповторимым лирическим содержанием, мы думаем о нём как о живом.

С1. Напишите, чем вам нравятся стихотворения М. Ю. Лермонтова.


Контрольное тестирование по теме «Наречие».

Тест 18. Правописание наречий: слитное и раздельное написание приставок в наречиях; Ь на конце наречий. Произношение наречий

Вариант 1

А1. Какое наречие пишется раздельно с приставкой?

□ 1) (на)скоро

□ 2) (в)миг

□ 3) (во)всю

□ 4) (на)скаку

А2. Какое наречие пишется через дефис?

□ 1) (видимо)невидимо

□ 2) (с)разбегу

□ 3) бок(о)бок

□ 4) (до)сыта

А3. В каком наречии не пишется на конце Ь?

□ 1) проч..

□ 2) невтерпёж..

□ 3) наотмаш..

□ 4) настеж..

А4. В каком наречии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) мелькОм

□ 2) неоткУда

□ 3) дОсуха

□ 4) во-первЫх

В1. Укажите, каким членом данного предложения является наречие.

Выше солнца сокол не летает.

С1. Напишите небольшое сочинение о значении наречий в речи.


Тест 18. Правописание наречий: слитное и раздельное написание приставок в наречиях; Ь на конце наречий. Произношение наречий

Вариант 2

А1. Какое наречие пишется раздельно с приставкой?

□ 1) (в)верху

□ 2) (на)чисто

□ 3) (на)миг

□ 4) (в)пустую

А2. Какое наречие пишется через дефис?

□ 1) точь(в)точь

□ 2) (на)ходу

□ 3) (под)силу

□ 4) (по)двое

А3. В каком наречии не пишется на конце Ь?

□ 1) навзнич..

□ 2) вскач..

□ 3) сплош..

□ 4) замуж..

А4. В каком наречии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) нимАло

□ 2) некогдА

□ 3) Испокон (веков)

□ 4) издАвна

В1. Укажите, каким членом данного предложения является наречие.

Кончил дело — гуляй смело.

С1. Напишите небольшое рассуждение о сходстве и различии наречий и прилагательных.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Разряды наречий».

Диктант.

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне не­много жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалёку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.

Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я не­вольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я ни­как не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.

«Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку», -шёпотом говорит мне мой спутник.

Стихло. Всё вновь погружается в ничем не возмутимую тишину. (147 слов)

Грамматическое задание.

1.      Озаглавить текст диктанта.

2.      Сделать фонетический разбор слов: 1-й вариант - невольно; 2-й вариант - сзади.

3.      Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант - непо­далёку; 2-й вариант - внезапно.

4.      Подчеркнуть наречия как члены предложения: 1-й вариант-первый абзац; 2-й вариант - остальные абзацы.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие».

Диктант.

Загадка шаровой молнии.

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаро­вой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

(106 слов)

Грамматическое задание.

1.     Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант - издавна, 2-й вариант - нередко.

2.     Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант -меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант - неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно).

3.            Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант -
Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант - Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.















Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Категория состояния».

Диктант.

Сказка года – зима.

Светило отстояло вахту зимнего солнцестояния и повернулось на лето. Сначала оно незаметно отобрало у долгой ночи всего одну минуту, потом другую. И как бы теперь ни лютовали морозы, световой день начал уверенно удлиняться.
Прилетели к нам снегири, и как-то сразу посветлело: точно погожая заря осветила зимний лес. Морозно в лесу и снежно.
Вся природа окутана мудростью снежной тишины. Глубокие сугробы приносят земле сон и покой.
Присмотришься в эту пору к лесу и заметишь, что повышается настроение у птиц. Первым об этом заявляет большой пестрый дятел. А где-то на верхушке сосны неподвижно, настороженно сидит, подкарауливая добычу, лесной разбойник – серый сорокопут. (А.Марин)

Грамматическое задание.

1. Выделите морфемы в следующих словах.

Сначала;
повернулось;
разбойник;
незаметно;
лютовали;
(на) верхушке.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения (по вариантам).

Светило отстояло вахту... Сначала оно незаметно...

3. Укажите предложение со словами категории состояния, определите, какие это члены предложения, подчеркните.

4. Найдите сложное предложение, составьте его схему: в 1–2-м абзацах, в 3–4-м абзацах.

5. Сделайте морфологический разбор одного из наречий из 1–2-го абзацев, 3–4-го абзацев.



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Производные и непроизводные предлоги».

Диктант.

Зверьки – переселенцы.

   Я ещё мальчиком узнал, что белки обитают не только в таёжной Сибири, но и в нашем степном крае.

  Ставропольские белки – редкий зверёк…

   Незадолго до Великой Отечественной войны в горной части нашего края, на территории заповедника, были выпущены алтайские белки, завезённые из лесистых районов горного Алтая. В течение нескольких лет зверьки хорошо освоились на новом месте, обжились…

    Вскоре они были замечены в прилегающих к заповеднику районах. А впоследствии, расселяясь всё  дальше, белки  оказались далеко от тех мест, где их выпустили. Пушистого зверька обнаружили в лесах Кавказского государственного заповедника.

    С каждым годом алтайские белки проникают в новые районы Кавказа. Наши леса с их обильным урожаем буковых орешков обеспечивают белок достаточным питанием.

    Так люди расширили районы обитания ценного пушного зверька.

    Далёкая незнакомка прижилась в лесистых горах Кавказа. (116 слов)

Грамматическое задание.

1. Произвести морфологический разбор предлогов:

          1 вариант   -    из последнего абзаца,

          2 вариант  -   из первого абзаца.

2.Проивести синтаксический разбор последнего предложения.


Контрольное тестирование по теме «Предлог».

Тест 21. Предлог

Вариант 1

А1. В каком предложении нет предлога?

□ 1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.

□ 2) Плохо, когда не с кем поговорить.

□ 3) Дом напротив построили лет десять назад.

□ 4) Остановка находится около школы.

А2. Какой предлог является непроизводным?

□ 1) в течение

□ 2) ввиду

□ 3) вместо

□ 4) при

А3. Укажите пример раздельного написания предлога.

□ 1) звонил (в)продолжение получаса

□ 2) двигаться (на)встречу ветру

□ 3) узнали (на)счёт контрольной

□ 4) выступит (в)место меня

А4. В каком примере нарушены речевые нормы?

□ 1) встретились по приезде

□ 2) благодаря заботе

□ 3) согласно графика

□ 4) заплатить за билет

В1. Из данного предложения выпишите производный предлог.

Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.

С1. Напишите о том, какое значение в речи имеют предлоги.


Тест 21. Предлог

Вариант 2

А1. В каком предложении нет предлога?

□ 1) Дверь передо мной распахнулась.

□ 2) Вперёд, навстречу новым приключениям!

□ 3) Диспетчеры работают согласно графику.

□ 4) Хорошо, когда рядом друг.

А2. Какой предлог является непроизводным?

□ 1) через

□ 2) в связи

□ 3) вследствие

□ 4) позади

А3. Укажите пример раздельного написания предлога.

□ 1) отменили (в)виду морозов

□ 2) зайду (в)течение недели

□ 3) обогнал (не)смотря на запрет

□ 4) объект (на)подобие летающей тарелки

А4. В каком примере нарушены речевые нормы?

□ 1) таблетки для головной боли

□ 2) вопреки всему

□ 3) пришёл из школы

□ 4) уверенность в победе

В1. Из данного предложения выпишите производный предлог.

Вдоль по улице метелица метёт, за метелицей мой миленький идёт.

С1. Напишите о том, какие отношения выражают предлоги. Приведите примеры.


Контрольное тестирование по теме «Сочинительные и подчинительные союзы».

Тест 22. Союз

Вариант 1

А1. Какой союз является простым?

□ 1) как только

□ 2) если

□ 3) так как

□ 4) потому что

А2. Какой союз является сочинительным?

□ 1) или

□ 2) чтобы

□ 3) пока

□ 4) с тех пор как

А3. В каком примере выделенное слово пишется слитно?

□ 1) Не делай (ТО)ЖЕ, что и все, если все делают плохо.

□ 2) В дружбе доверие нужно (ТАК)ЖЕ, как надёжность.

□ 3) Зайдёшь (ЗА)ТО серое здание и повернёшь направо.

□ 4) Журналисты собрались в студии, (ЧТО)БЫ обсудить злободневную проблему.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Костёр тлел неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.

□ 2) Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги надо, присыпав загрязнённый участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.

□ 3) Немного лиц мне память сохранила, немного слов доходят до меня, а прочее погибло невозвратно.

□ 4) Выберите в меню имя команды, отмеченное многоточием, и откроется диалоговое окно.

В1. Из данного предложения выпишите сочинительный соединительный составной союз.

Третьяковская галерея — не только огромный музей с мировой известностью, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.

С1. Напишите о посещении вами картинной галереи или музея.


Тест 22. Союз

Вариант 2

А1. Какой союз является простым?

□ 1) как будто

□ 2) оттого что

□ 3) чтобы

□ 4) по мере того как

А2. Какой союз является сочинительным?

□ 1) что

□ 2) либо

□ 3) потому что

□ 4) так как

А3. В каком примере выделенное слово пишется раздельно?

□ 1) (ЧТО)БЫ мне почитать?

□ 2) На встречу прибыли главы делегаций «большой восьмёрки», (ТАК)ЖЕ приехали наблюдатели из других стран.

□ 3) Все играли во дворе, мне (ТО)ЖЕ хотелось на улицу.

□ 4) Ёлочку мы выбрали невысокую, (ЗА)ТО пушистую.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Чтобы выделить ячейку, щёлкните на ней мышью.

□ 2) Рисунок и цвет обоев могут не только, изменить внешний вид помещения, но и смягчить некоторые его недостатки

□ 3) День пасмурный, и Москва в тумане.

□ 4) Если выделить весь ряд данных, а затем щёлкнуть на одной из его меток, то из всего ряда останется выделенной только эта метка.

В1. Из данного предложения выпишите подчинительный временной составной союз.

Павел Михайлович Третьяков стал постоянным членом товарищества передвижников, с тех пор как приобрёл на первой их выставке около десятка картин Саврасова, Шишкина, Крамского.

С1. Напишите об одной из известных вам картин передвижников.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлог. Союз».

Диктант.

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был ис­ключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следу­ет. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцвет­ные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота сперли ему горло.

(133 слова) (Ю. Олеша)

Грамматическое задание.

1.      Озаглавьте текст.

2.      Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).


Контрольное тестирование по теме «Раздельное и дефисное написание частиц».

Тест 23. Частица.

Вариант 1

А1. Какая частица относится к вопросительным?

□ 1) не

□ 2) даже

□ 3) вон

□ 4) разве

А2. В каком предложении на месте пропуска пишется частица НИ?

□ 1) (..) всё то золото, что блестит.

□ 2) Стоит Антошка на одной ножке, кто (..) пройдёт, всяк поклонится.

□ 3) (..) надо печалиться!

□ 4) В кабинете сидела (..) врач, а медсестра.

А3. В каком предложении НЕ является частицей (пишется раздельно)?

□ 1) Вот лишь (не)полный список тем.

□ 2) (Не)смотря в нашу сторону, по лесной просеке прошла волчица.

□ 3) (Не)взлюбила мачеха свою падчерицу.

□ 4) Он говорил о своих (не)осуществившихся планах.

А4. В каком примере частица пишется раздельно?

□ 1) поехал(бы)

□ 2) всё(таки)

□ 3) (не)ужели

□ 4) ответь(ка)

В1. Выпишите из данного предложения формообразующую частицу.

Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья, когда бы это сделал я!

С1. Напишите небольшое рассуждение о значении частиц в речи.


Тест 23. Частица.

Вариант 2

А1. Какая частица относится к указательным?

□ 1) же

□ 2) вот

□ 3) неужели

□ 4) ли

А2. В каком предложении на месте пропуска пишется частица НИ?

□ 1) (..) имей сто рублей, а имей сто друзей.

□ 2) Этот вопрос (..) трудный, а лёгкий.

□ 3) В лесу нет (..) одной души.

□ 4) Курица (..) птица.

А3. В каком предложении НЕ является частицей (пишется раздельно)?

□ 1) Оглянись, (не)знакомый прохожий!

□ 2) Вертолёт отправился в горы на поиски туристов, (не)смотря на сильный ветер.

□ 3) (Не)льзя объять (не)объятное.

□ 4) Деревья в парке (не)пострижены.

А4. В каком примере частица пишется раздельно?

□ 1) неуже(ли)

□ 2) скажи(ка)

□ 3) такой(же)

□ 4) семья(то) большая

В1. Выпишите из данного предложения формообразующую частицу.

Давайте жить, во всём друг другу потакая, — тем более, что жизнь короткая такая.

С1. Напишите небольшое рассуждение о значении междометий в речи.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частица».

Диктант.

На плоту по таёжной реке.

Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шеле­стела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частным ельником. Меж гор - мел­кая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое поло­тенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя...

Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за по­ворота. Плотик переполз поворот - и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды. (158 слов) (А. Иванов)

Грамматическое задание.

1.           Выполнить синтаксический разбор предложений:
1-й вариант - первое предложение,

2-й вариант - последнее предложение. Примечание: вместо тире можно поставить запятую.

2.           Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор.
1-й вариант - формообразующей частицы,

2-й вариант - смысловой частицы.

Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, Можно ошибочно принять за частицы составной союз в предложе­нии Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось.

3.           Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор
предложения, обозначить части речи.

А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Примечание: основа предложения состоит из одного сказуемо­го, выраженного категорией состояния.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Междометие».


Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 7 класса.

Диктант.

Из истории астрономии.

Жизнь в долине Нила целиком зависела от реки. Предсказание срока нового наступления разлива Нила было чрезвычайно важ­ным. Жрецы, определяя уровень воды в реке, заметили, что начало разлива совпадает с появлением на небе очень яркой звезды - Си­риуса. Она появлялась на востоке непосредственно перед восходом Солнца. Оказалось также, что эти два события совпадают с треть­им - летним солнцестоянием.

Открытие египтян позволяло предсказывать важнейшее в их жизни явление по астрономическому событию. Они считали число дней от одного разлива Нила до другого. С этого началось создание календарей.

Созданный древними египтянами весьма точный календарь сви­детельствует, что жрецы имели неплохое представление о движении Солнца и звезд. Они еще в начале второго тысячелетия до нашей эры разделили небесный свод на созвездия и регистрировали все из­менения, происходившие на небе. Астрономическим наблюдениям помогали величественные сооружения - древние храмы, пирамиды и даже сфинксы. Например, стороны пирамид в Луксоре оказались ориентированными с запада на восток так, что наблюдатель, смотря­щий вдоль стены, видит восход Солнца в дни равноденствий. В эту же сторону смотрит сфинкс - сторож пирамид.

С большим вниманием относились первые астрономы к регист­рации как солнечных, так и лунных затмений. Сохранилась даже инструкция для наблюдателя затмения, состоящая из двенадцати пунктов. Благодаря подобной аккуратности греческая наука, многое перенявшая у египтян, получила огромный материал для дальней­шего осмысления и развития. (168 слов) (По А. Вильвовской)


Тест 25. Итоговый тест по программе 7 класса

Вариант 1

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) о пропавш..й экспедици..

□ 2) о случивш..мся н..давно

□ 3) на взвивш..мся знамен..

□ 4) выяв..вший н..достатки

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

□ 1) примеча..мый, высвет..в

□ 2) поража..мый, заброс..в

□ 3) ненавид..мый, прекращ..на

□ 4) недвиж..мый, отвес..в

А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

□ 1) засе. но, позор. щий

□ 2) держ. щий, кол. щий

□ 3) занима. щийся, спа. нный

□ 4) стел. щий, потер. на

А4. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) К станции подходил гружё..ый углём состав.

□ 2) Все пути к отступлению отреза..ы.

□ 3) Говорил он горячо и взволнова..о.

□ 4) Подростки были веселы и раскова..ы.

А5. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?

□ 1) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.

□ 2) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.

□ 3) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.

□ 4) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?

В чертогах Снежной королевы Каю казалось, что лучше ему (1)где быть (2) может. Он (3)мало (4) беспокоился о своей судьбе.

□ 1) 1, 4

□ 2) 1

□ 3) 1, 2, 3, 4

□ 4) 1, 3

А7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

□ 1) Вот раздалося (КУ)КУ (В)ДАЛЕКЕ.

□ 2) (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.

□ 3) (НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.

□ 4) Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.

А8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

□ 1) насух..

□ 2) снов..

□ 3) к..литка

□ 4) акв..рель

А9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) балУясь

□ 2) досЫта

□ 3) килОметр

□ 4) нАчавший

А10. В каком примере не нарушена речевая норма?

□ 1) напишущий изложение

□ 2) аэрозоль для моли

□ 3) уверенность в победе

□ 4) поделиться о впечатлениях

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом.

□ 2) Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.

□ 3) Тьма заполнила комнату, камин потух, и тени пропали, а гномы продолжали играть.

□ 4) Злая мачеха вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и царевну повстречала.


Тест 25. Итоговый тест по программе 7 класса

Вариант 2

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

□ 1) с ушедш..м трамва..м

□ 2) с разросш..йся яблон..

□ 3) спор..вший с пр..ятелем

□ 4) об исчезнувш..х плем..нах

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) поставля..мый, выкат..в

□ 2) заправля..мый, заверш..на

□ 3) независ..мый, выгор..в

□ 4) вид..мый, смещ..на

А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

□ 1) вид..щий, разве..на

□ 2) прощ..ны, неча..нный

□ 3) затрач..нный, усе..ны

□ 4) кле..щий, ка..щийся

А4. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) Она хорошо держится, умна, увере..а.

□ 2) К площади вела мощё..ая камнем улица.

□ 3) Дело это довольно рискова..ое.

□ 4) С вертолёта видна была лома..ая линия берега.

А5. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?

□ 1) Среди (не)отвеченных звонков я обнаружил (не)знакомый номер.

□ 2) (Не)разбив яйца, яичницу (не)приготовишь.

□ 3) Если (не)даёшь списывать, поступаешь (не)по-товарищески?

□ 4) Никогда (не)делай работу (не)брежно.

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?

Сам я (1)куда (2) пишу, писем (3)откуда (4) жду, да и думаю, что и взяться им (5)откуда.

□ 1)1, 5

□ 2) 1, 3, 5

□ 3) 1, 3

□ 4) 2, 3, 4

А7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

□ 1) (ЧТО)БЫ мне сделать, (ЧТО)БЫ мы помирились?

□ 2) (В)ТЕЧЕНИЕ дня ожидается дождь, а (ТАК)ЖЕ повышение температуры воздуха.

□ 3) (ТОЧЬ)В(ТОЧЬ) как в прошлый раз мы попали в пробку и двигались (ЕЛЕ)ЕЛЕ.

□ 4) Переходя дорогу, (С)НАЧАЛА посмотри (НА)ЛЕВО.

А8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

□ 1) искос..

□ 2) к..мбинат

□ 3) с..тира

□ 4) справ..

А9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) ржавЕя

□ 2) черпАя

□ 3) дОсуха

□ 4) средствА

А10. В каком примере не нарушена речевая норма?

□ 1) улыбающие лица

□ 2) по истечении срока

□ 3) более дороже

□ 4) показывает об умении

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) На стенах висели под стеклом высушенные травы, венчики цветов и листья, не потерявшие естественного цвета.

□ 2) «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют», — писал М. В. Ломоносов.

□ 3) Машина, въехав с размаху на неутрамбованный участок дороги, забуксовала в рыхлом сугробе.

□ 4) Дверь сама собой отворилась и из хаты повеяло сыростью.







ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ОБОБЩАЮЩИМ ТЕМАМ (7 КЛАСС):

  1. Повторение по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 6, вариант 1 – стр. 18-19, вариант 2 – стр. 20-21.

  2. Повторение по теме «Причастие». – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 11, вариант 1 – стр. 30, вариант 2 – стр. 31.

  3. Повторение по теме «Деепричастие». – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 13, вариант 1 – стр. 36, вариант 2 – стр. 37.

  4. Повторение по теме «Наречие». – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 17, вариант 1 – стр. 44, вариант 2 – стр. 45.

  5. Повторение по теме «Категория состояния». – Н. В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2010 г. Тест 19, вариант 1 – стр. 48, вариант 2 – стр. 49.

  6. Повторение сведений по теме «Союзы и предлоги». – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г. Тест, приложение 4, стр. 265.

  7. Повторение по теме «Частица». – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г. Тест, приложение 4, стр. 266.


Повторение по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».

Тест 6. Обобщение повторения. Текст

Вариант 1

А1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

□ 1) ложь

□ 2) цель

□ 3) шить

□ 4) часть

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

□ 1) расцв..тать, пос..литься

□ 2) р..сти, пр..сти

□ 3) выст..лить, п..чатать

□ 4) м..ляр, ген..рал

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) и..править, во..вратить

□ 2) ц..плёнок, с..грать

□ 3) пред..юбилейный, бросат..ся

□ 4) щ..лка, врач..м

А4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква И?

□ 1) каб..нет, пр..мерный

□ 2) о прежн..м, н..чей

□ 3) пр..кратить, прогон..м

□ 4) трен..ровка, закута..мся

А5. Какое слово пишется через дефис?

□ 1) (сорок)пятый

□ 2) (дело)производство

□ 3) (кое)кто

□ 4) (ни)с чем

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Раздался рёв двигателя, и машина резко тронулась с места.

□ 2) Дети нетерпеливо спрашивали: «Дедушка, что же было дальше?»

□ 3) В наших лесах пожалуй, нет дерева мощнее и красивее дуба.

□ 4) Андрей собрал учебники и тетради и отправился в школу.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.

(1)В драме «Борис Годунов» Пушкин обращается к исторической теме, показывает царя и патриарха, дворянство и народ. (2)Царь Борис — умный и дальновидный властитель, который оттеснил более родовитых бояр и захватил престол. (3)Так Борис показал путь к престолу другим политическим честолюбцам. (4)Если один человек тёмного происхождения стал царём, то почему не может этого сделать другой, хотя бы и простой чернец. (5) Такие мысли не могут не возникнуть.

В1. Напишите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным.

В2. Из предложения (2) выпишите прилагательное в составной форме сравнительной степени.

В3. Из предложения (3) выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.

В4. Из предложения (4) выпишите слово, употреблённое в переносном значении.

С1. Напишите, какие произведения А. С. Пушкина на историческую тему вам известны. Расскажите об одном из героев этих произведений.


Тест 6. Обобщение повторения. Текст

Вариант 2

А1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

□ 1) щука

□ 2) счастье

□ 3) рыжий

□ 4)седьмой

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

□ 1) к..саться, зав..нтить

□ 2) отр..сль, пеш..ход

□ 3) подг..реть, л..ловый

□ 4) л..довый, пот..плеть

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) добав..те, раз..яснить

□ 2) во..пылать, ра..мерить

□ 3) ш..мпол, плащ..м

□ 4) ц..ферблат, мельниц..

А4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква И?

□ 1) перемел..тся, с..рень

□ 2) ф..олетовый, капа..т

□ 3) с дальн..м пр..целом

□ 4) н..чья, пр..одолеть

А5. Какое слово пишется через дефис?

□ 1) (ярко)синий

□ 2) (физ)культура

□ 3) (не)сколько

□ 4) (семь)сот

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Набежали тучи, и хлынул ливень.

□ 2) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей!

□ 3) После дождя начали буйно лезть грибы: маслята, лисички, рыжики.

□ 4) «Ты, конечно, опоздал по уважительной причине?» — спросила учительница.

Прочитайте текст и выполните задания B1—B4 и С1.

(1)В пяти болдинских повестях Пушкин являлся в роли бытописателя, который изображает современную ему жизнь обыкновенных людей. (2)Пушкин никогда не вдаётся в подробное объяснение поступков своих героев. (3)Но они поступают так, что мы сразу чувствуем правду, видим живых людей со всеми их противоречиями. (4)«Повести Белкина» пробуждали в народе уважение к человеческой личности.

В1. Напишите номер предложения, в котором подлежащее выражено сочетанием слов.

В2. Из предложения (1) выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.

В3. Из предложения (3) выпишите притяжательное местоимение.

В4. Из предложения (4) выпишите слово, употреблённое в переносном значении.

С1. Напишите, какие из «Повестей Белкина» А. С. Пушкина вы читали. Расскажите об одном из героев этих произведений.



Повторение по теме «Причастие».

Тест 11. Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Вариант 1

А1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) замеш..нный в преступлении человек

□ 2) картины развеш..ны

□ 3) поле засе..но

□ 4) измер..нное расстояние

А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) решё..ая задача

□ 2) мороже..ые овощи

□ 3) освещё..ая улица

□ 4) копчё..ая на костре рыба

А3. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

□ 1) Листья развея..ы ветром.

□ 2) Девочка рассея..а.

□ 3) Страница разорва..а.

□ 4) Общество образова..о пять лет назад.

А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Ё?

□ 1) заключ..нный

□ 2) получ..нный

□ 3) обожж..на

□ 4) огорч..ны

В1. Напишите, как пишется НЕ в данном предложении.

Книга ещё (не)прочитана.

С1. Составьте заявление о приёме в спортивную секцию.


Тест 11. Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Вариант 2

А1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) рассе..нные ветром тучи

□ 2) тесто замеш..но

□ 3) потер..нный ключ

□ 4) пожелания выслуш..ны

А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) печё..ная в золе картошка

□ 2) сгущё..ое молоко

□ 3) варё..ое мясо

□ 4) купле..ые продукты

А3. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

□ 1) Деревья украше..ы фонариками.

□ 2) Повесть изда..а.

□ 3) Девушка образова..а.

□ 4) Игрушка слома..а.

А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Ё?

□ 1) откуш..нный

□ 2) заверш..ны

□ 3) прикруч..на

□ 4) закопч..нный

В1. Напишите, чем является НЕ в данном предложении.

(Не)отремонтированная квартира выглядит (не)опрятно.

С1. Составьте заявление, в котором обоснуйте просьбу разрешить вам пропустить занятия.


Повторение по теме «Деепричастие».

Тест 13. Деепричастие

Вариант 1

А1. Укажите ошибочное утверждение.

□ 1) Деепричастия образуются только от глаголов.

□ 2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»

□ 3) Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.

□ 4) Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.

А2. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?

□ 1) (не)замечая

□ 2) (не)годуя

□ 3) (не)успев

□ 4) (не)ощутив

А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) ржавЕя

□ 2) пОняв

□ 3) располОжвшись

□ 4) балУясь

А4. Укажите верное продолжение предложения.

Потрогав воду,

□ 1) она показалась мне очень холодной.

□ 2) мне расхотелось купаться.

□ 3) я передумал купаться.

□ 4) её температура была слишком низкой.

В1. Напишите цифрой количество деепричастий в предложении.

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

С1. Напишите, что общего у деепричастий с глаголами и наречиями.


Тест 13. Деепричастие

Вариант 2

А1. Укажите ошибочное утверждение.

□ 1) Деепричастие не изменяется.

□ 2) В предложении деепричастие является дополнением.

□ 3) Деепричастие обозначает добавочное действие.

□ 4) Частица не с деепричастиями пишется раздельно.

А2. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?

□ 1) (не)ответив

□ 2) (не)уходя

□ 3) (не)присев

□ 4) (не)навидя

А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) черпАя

□ 2) глЯдя

□ 3) нАчав

□ 4) прИняв

А4. Укажите верное продолжение предложения.

Включив телевизор,

□ 1) я принялся переключать каналы.

□ 2) мне понравилась одна передача.

□ 3) он показывал футбольный матч.

□ 4) у него прыгало изображение.

В1. Напишите цифрой количество деепричастий в предложении.

Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклёвки.

С1. Напишите, каково значение деепричастий в речи.


Повторение по теме «Наречие».

Тест 17. Наречие. Правописание наречий

Вариант 1

А1. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) ране..ый в руку

□ 2) испуга..о посмотрел

□ 3) беше..о скачет

□ 4) утро тума..о

А2. В каком наречии на месте пропуска пишется буква О?

□ 1) ещ..

□ 2) горяч..

□ 3) зловещ..

□ 4) волнующ..

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

□ 1) изредк..

□ 2) достаточн..

□ 3) своевременн..

□ 4) направ..

А4. В каком примере дефис не ставится?

□ 1) (по)прежнему доверяю

□ 2) (по)дружески

□ 3) (во)первых

□ 4) (по)другому пути

В1. Выпишите из данного предложения отрицательное наречие.

Он нимало не смутился, когда его уличили во лжи.

С1. Опишите, используя наречия, действия продавца.


Тест 17. Наречие. Правописание наречий

Вариант 2

А1. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

□ 1) медле..о поднялся

□ 2) вяза..ые варежки

□ 3) говорит ум..о

□ 4) предложение записа..о

А2. В каком наречии на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) свеж..

□ 2) общ..

□ 3) хорош..

□ 4) певуч..

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

□ 1) исправн..

□ 2) занов..

□ 3) докрасн..

□ 4) строг..

А4. В каком примере дефис не ставится?

□ 1) (по)турецки говорил

□ 2) (по)весеннему небу

□ 3) (в)пятых

□ 4) (по)зимнему холодно

В1. Укажите степень сравнения наречия в данном предложении.

После бури над землёю светит радостней лазурь.

С1. Опишите, используя наречия, действия водителя.



Повторение по теме «Категория состояния».

Тест 19. Категория состояния

Вариант 1

А1. В каком примере есть слово категории состояния?

□ 1) Весь июль солнце пекло немилосердно.

□ 2) Летом на юге темнеет очень быстро.

□ 3) Рассказывал он очень интересно.

□ 4) Роза приятно пахнет.

А2. Какое слово может быть и личным глаголом, и словом категории состояния?

□ 1) нездоровится

□ 2) вечереет

□ 3) дует

□ 4) спится

А3. В каком примере выделенное слово является категорией состояния?

□ 1) Он ВЕСЕЛО посмотрел вокруг.

□ 2) Ему было ВЕСЕЛО.

□ 3) Лицо его было ВЕСЕЛО.

□ 4) Мы ВЕСЕЛО провели каникулы.

А4. Какая из перечисленных частей речи относится к изменяемым?

□ 1) причастие

□ 2) деепричастие

□ 3) наречие

□ 4) категория состояния

В1. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении.

На другой день гусару стало хуже.

С1. Опишите с помощью слов категории состояния душевное состояние человека.


Тест 19. Категория состояния

Вариант 2

А1. В каком примере есть слово категории состояния?

□ 1) Лицо темнеет от загара.

□ 2) Последние метры дистанции спортсмен бежал тяжело.

□ 3) Если что-то делаешь, делай хорошо.

□ 4) Пахнет яблоком и мёдом.

А2. Какое слово может быть и личным глаголом, и словом категории состояния?

□ 1) смеркается

□ 2) ломает

□ 3) знобит

□ 4) дышится

А3. В каком примере выделенное слово является категорией состояния?

□ 1) Я ЯСНО выразился?

□ 2) Небо ЯСНО после дождя.

□ 3) Мне стало всё ЯСНО.

□ 4) Дедушка ЯСНО объяснил мне то, чего я раньше не понимал.

А4. Какая из перечисленных частей речи относится к неизменяемым?

□ 1) имя числительное

□ 2) местоимение

□ 3) категория состояния

□ 4) причастие

В1. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении.

Мне грустно потому, что весело тебе.

С1. Опишите с помощью слов категории состояния состояние природы.


Повторение сведений по теме «Союзы и предлоги».


Повторение по теме «Частица».





















УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЯ (7 КЛАСС):

  1. Сжатое изложение «Обыкновенная земля» (по упражнению 322). Сложный план. – Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. М., «Просвещение», 2007 г., стр. 131. М. Т. Баранов. Учебник по русскому языку. 7 класс. М., «Просвещение», 2015 г. Упражнение 322.

  2. Сжатое изложение по тексту В. Пескова «Родина» (по упражнению 467). – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2015 г., стр. 221-222. М. Т. Баранов. Учебник по русскому языку. 7 класс. М., «Просвещение», 2015 г. Упражнение 467.

Сжатое изложение «Обыкновенная земля» (по упражнению 322).

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Мне приходилось ночевать в стогах и в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в неё и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шёл холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам — разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днём этот край делается всё богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории. (К. Паустовский).

План.

1. В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств.

2. Что можно увидеть в Мещёрском крае?

3. Что можно услышать в Мещёрском крае?

4. С каждым днем край делается богаче, разнообразнее и милее сердцу.


Сжатое изложение по тексту В. Пескова «Родина» (по упражнению 467).

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия новых машинтанцы, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом снами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. Давайте же будем помнить об этих корнях.
































УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЯ (7 КЛАСС):

  1. Сочинение. Описание внешности человека. – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», стр. 47-49. М. Т. Баранов. Учебник по русскому языку. 7 класс. Параграф 15.

  2. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь». – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 99-102. М. Т. Баранов. Учебник по русскому языку. 7 класс. Упражнение 207-209.

  3. Описание действий. Написание сочинения по упражнению 264. – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 122-124. М. Т. Баранов. Учебник по русскому языку. 7 класс. Параграф 41, упражнение 264.

  4. Сочинение. Впечатление от картины А. Сайкина «Детская спортивная школа». – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 161-163. М. Т. Баранов. Учебник по русскому языку. 7 класс. Упражнение 348.

  5. Сочинение-репортаж с места раскопок (по упражнению 393). - Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2015 г., стр. 184-185. М. Т. Баранов. Учебник по русскому языку. 7 класс. М., «Просвещение», 2015 г. Упражнение 393.

  6. Сочинение-рассказ по данному сюжету (по упражнению 446). – Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «ВАКО», 2014 г., стр. 205-206. М. Т. Баранов. Учебник по русскому языку. 7 класс. М., «Просвещение», 2015 г. Упражнение 446.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!