СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценочные средства

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кодификатор элементов содержания

для составления контрольных материалов

экзамена по физической культуре в 10 классе.

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания физической культуры учащихся 10-х классов.

(Федеральный стандарт. Программа МОРФ для общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание 10 класс).

Жирным шрифтом выделены крупные блоки содержания, которые разбиты на более мелкие блоки – темы (выделены курсивом) и вопросы содержания.

Просмотр содержимого документа
«Оценочные средства»

Кодификатор элементов содержания

для составления контрольных материалов

экзамена по физической культуре в 10 классе.

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания физической культуры учащихся 10-х классов.

(Федеральный стандарт. Программа МОРФ для общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание 10 класс).

Жирным шрифтом выделены крупные блоки содержания, которые разбиты на более мелкие блоки – темы (выделены курсивом) и вопросы содержания.



Код блока содержания

Код контролируемого содержания

Содержание, проверяемое заданиями КИМ



Основы знаний о физической культуре, умения и навыки

1


Легкая атлетика



1.1

Инструктаж техники безопасности по легкой атлетике.



1.2

Биомеханические основы техники бега и прыжков. Разновидности бега с низкого старта и с чередованием ходьбы.



1.3

Биомеханические основы техники метания. Основные механизмы энергообеспечения л/а упр.



1.5

Основные механизмы энергообеспечения л/а упражнений


1.6

Совершенствование физических качеств, при самостоятельных занятиях физических упражнений


1.19-20

Название разучиваемых упражнений.

2


Баскетбол


2.1

Инструктаж техники безопасности по баскетболу



2.1

Терминология спортивной игры баскетбол.



2.15

Роль и значение физкультуры в сохранении репродуктивных функций человека.



2.17

Влияние игровых упр. на развитие координационных и кондиционных способностей.


2.18


Комбинация из освоенных элементов техники



2.19

Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми.



2.21

Совершенствование физических качеств при самостоятельных занятиях.

3


Волейбол


3.23

Инструктаж техники безопасности по волейболу.



3.24

Воспитание нравственных и волевых качеств. за счет занятий физ. культурой



3.24

Комбинация из освоенных элементов движения, перемещений, остановок



3.2

Терминология игры



3.5

Организация и проведение данной игры.

4



Лыжная подготовка


4.1

Инструкция по технике безопасности на уроках лыжной подготовки


4.4-5

Подготовка, смазка лыж к учебно – тренировочным занятиям и соревнова-ниям.


4.7-8

развитие выносливости во время самостоятельных занятий.


4.10-11

Правила проведения самостоятельных занятий.


4.13-14

Правила проведения лыжных соревнований.


4.16-17

Основные элементы в лыжных гонгах.


4.19-20

Первая помощь при травмах и при обморожениях.


5.


Гимнастика


5.5

Инструкция по технике безопасности на уроках гимнастики в спортивном зале и на снарядах.


5.8

Основы биомеханики гимнастических упр.


5.11

Влияние гимнастических упр. на телосложение, воспитание волевых качеств.


5.15

Особенности методики занятий с младшими школьниками.


5.19

Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.



5.20

Оказания первой помощи при травмах.


5.23-24

Самостоятельная работа при составлении комбинации акробатических упражнений


Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется на основании сопоставления их реальных учебных достижений с заданными целями и требованиями учебных программ и образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Учащиеся общеобразовательных учреждений распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы (основная, подготовительная, специальная медицинская, группа лечебной физической культуры). Аттестация учебных достижений учащихся по предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется в устной и практической формах с учётом указанных медицинских групп.

К учащимся основной медицинской группы предъявляются все требования учебных программ без ограничений.

Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, выполняют требования учебных программ с учётом медицинских показаний и противопоказаний. При этом из программных требований, предъявляемых к учащимся, исключаются те виды учебной деятельности и контрольные нормативы, которые им противопоказаны. Указанные исключения не должны влиять на итоговую отметку.

Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, изучают учебный предмет «Физическая культура и здоровье» по специальным программам и аттестуются в форме «зачтено».

В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.

Текущая аттестация представляет собой поурочный контроль соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ согласно содержанию соответствующих разделов и тем учебного предмета на уроках с выставлением отметок.

Согласно структуре учебных программ учитель проводит текущую аттестацию учащихся по разделам «Знания», «Умения и навыки», «Уровень физической подготовленности», «Домашние задания».

В разделе «Знания» оцениваются общие теоретические сведения о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физической культуры, спорта и Олимпийских играх; теоретические сведения об основных видах движений, правила подвижных, народных и спортивных игр, правила соревнований по видам спорта; правила безопасного поведения на уроках физической культуры, самостоятельных физкультурных занятиях, во время спортивных соревнований.

Контроль усвоения знаний осуществляется только в устной форме (приложение 1).

В разделе «Умения и навыки» оценивается степень сформированности двигательных умений и навыков при выполнении отдельных упражнений, комплексов упражнений, игровых элементов и заданий. При этом у учащихся оцениваются не только результаты, но и процесс освоения техники физических упражнений. На этапах формирования двигательных умений и навыков (ознакомление, разучивание, закрепление, совершенствование и контроль) отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы (приложение 2). Отметки за результаты, показанные учащимися VIII–XI классов при выполнении учебных нормативов (например, бег 60 м, бег 100 м, прыжки в длину и т. д.), выставляются в данный раздел (приложение 3).

Раздел «Уровень физической подготовленности» предполагает использование тестовых упражнений, критериев их оценки и методики тестирования, включенных в содержание учебных программ. Текущая аттестация учащихся в указанном разделе проводится отдельно за выполнение каждого тестового упражнения. Отметки выставляются как за технику выполнения тестовых упражнений, так и за результаты, показанные при их выполнении (приложение 4).

В разделе «Домашние задания» оцениваются знания теоретических сведений из области физической культуры и спорта, двигательные умения и навыки выполнения отдельных упражнений и различных комплексов на этапах их закрепления и совершенствования, а также результаты выполнения упражнений тренировочного характера для развития физических (двигательных) качеств. Конкретные домашние задания определяет учитель в соответствии с требованиями учебных программ. Домашние задания выполняются в устной и практической формах. Текущие отметки за домашние задания выставляются с использованием критериев, предъявляемых к знаниям, двигательным умениям и навыкам, уровням развития физических (двигательных) качеств.

Промежуточная аттестация представляет собой тематический контроль соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ по соответствующим разделам и темам учебного предмета «Физическая культура и здоровье» с выставлением отметок за четверть, полугодие.

При промежуточной аттестации учащихся VIII–XI классов учитель оценивает у них выполнение требований учебных программ отдельно по каждому из разделов «Знания», «Умения и навыки», «Домашнее задание», «Уровень физической подготовленности». Отметки за указанные разделы определяются по среднему баллу с учётом текущих отметок. Отметки за раздел «Уровень физической подготовленности» выставляются учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, за выполнение шести тестовых упражнений (приложение 4). Учащимся, не выполнившим по уважительным причинам одно или несколько тестовых упражнений (например, болезнь или медицинские противопоказания), отметка за раздел «Уровень физической подготовленности» не выставляется.

В случае, если учащийся в течение четверти пропустил уроки по уважительной причине (например, несколько медицинских справок подряд), он аттестуется в форме «освобождён».

Итоговая аттестация — определение соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ по учебным предметам с выставлением отметок за год (годовая отметка) с учётом результатов промежуточной аттестации, а также за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования.

Итоговая аттестация за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования включает в себя выставление отметок за год (годовая отметка) с учётом результатов промежуточной аттестации.

Система оценивания, основанная на накоплении и фиксации балльных эквивалентов образовательных достижений обучающихся, включает в себя: - новый подход к оцениванию (применительно к баскетболу); -расширенный спектр объектов оценивания; - альтернативный инструментарий оценивания образовательных (учебно-спортивных) достижений, обучающихся с использованием индивидуальной накопительной ведомости; Сущность новой системы оценивания – в течение года обучающиеся накапливают («зарабатывают») баллы:

70 и более баллов – оценка «5»;

35 баллов – оценка «4»;

20 баллов – оценка «3».


Приложение 1

10-балльная шкала оценки уровня усвоения знаний учащихся X класса.

Балл

Показатели оценки уровня усвоения знаний

0

Отсутствие результатов учебной деятельности

1

Узнавание отдельных упражнений, видов спорта, предъявленных в готовом виде

2

Различение основных видов движений и упражнений, видов спорта, предъявленных в готовом виде

3

Воспроизведение основных видов движений, комплексов упражнений, видов спорта по памяти (фрагментарное перечисление упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта)

4

Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание основных видов движений, упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта с указанием общих и отличительных признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по образцу

5

Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта с указанием общих и существенных отличительных признаков без их объяснения), соблюдение правил безопасного поведения на уроках физической культуры по образцу

6

Осознанное воспроизведение в полном объёме программного учебного материала (описание упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта с указанием их существенных отличительных признаков, описание медико-биологических основ физической культуры), соблюдение правил безопасного поведения на уроках физической культуры по образцу

7

Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта, выявление и обоснование между ними закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение заданий по образцу), соблюдение правил безопасного поведения на уроках физической культуры

8

Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта, раскрытие социальной сущности физической культуры, обоснование правил безопасного поведения на уроках физической культуры, подтверждение аргументами и фактами истории физической культуры, спорта и Олимпийских игр, формулирование выводов, самостоятельное выполнение задания)

9

Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (свободное описание и сравнительный анализ на основе известных правил основных видов движений, упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта, самостоятельный поиск новых знаний о социальной сущности физической культуры, обоснование правил безопасного поведения на уроках физической культуры, выдвижение предположений и гипотез о взаимосвязи физкультурных занятий и здоровья человека, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий)

10

Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению основных видов движений, упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта, формулированию правил безопасного поведения на уроках физической культуры во время самостоятельных физкультурных занятий и спортивных соревнований, выполнение творческих заданий с обоснованием взаимосвязи физкультурных занятий и здоровья человека)



Приложение 2

10-балльная шкала оценки уровня сформированности двигательных умений и навыков учащихся X класса.

Балл

Показатели оценки уровня сформированности

двигательных умений и навыков*

0 Отсутствие результатов учебной деятельности

1

Выполненное упражнение отдаленно напоминает оригинал, показанный учителем или его помощником

2

Упражнение выполнено с оказанием помощи, по частям под контролем сознания, напряженно, скованно, замедленно, с грубыми нарушениями амплитуды и темпа. Допущены лишние действия, задержки между структурными частями упражнения

3

Упражнение выполнено с оказанием помощи, по образцу, под контролем сознания, скованно, замедленно, со значительным нарушением амплитуды и темпа. Допущены задержки между структурными частями упражнения

4

Упражнение выполнено с оказанием помощи, по образцу, под контролем сознания, замедленно, с минимальными нарушениями амплитуды и темпа. Допущены незначительные задержки между структурными частями упражнения

5

Упражнение выполнено с оказанием помощи, без контроля сознания, без задержек между структурными частями, с незначительным напряжением и заметными отклонениями от образца

6

Упражнение выполнено с незначительным оказанием помощи, слитно, ненапряженно, без контроля сознания, с мелкими отклонениями от образца

7

Упражнение выполнено с минимальным оказанием помощи, слитно, ненапряженно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником

8

Упражнение выполнено самостоятельно, слитно, ненапряженно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником. Учебный норматив выполнен не менее чем на 6 баллов*

9

Упражнение выполнено в частично измененной ситуации (например, изменено исходное положение, использованы дополнительные условия и т.п.) самостоятельно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником. Учебный норматив выполнен не менее чем на 7 баллов*.

10

Упражнение выполняется самостоятельно и свободно в любой измененной ситуации по выбору ученика, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником. Учебный норматив выполнен не менее чем на 8 баллов*


Приложение 3

10-БАЛЛЬНЫЕ ШКАЛЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ НОРМАТИВОВ ПО ОСВОЕНИЮ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ Xкласса

X класс

Контрольное упражнение

Балл

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Юноши

Бег 100 м (с)

13,9

14,2

14,5

14,7

14,9

15,1

15,3

15,5

15,7

15,8 и более

Бег 3000 м (мин, с)

14.40

15.00

15.20

15.40

16.00

16.20

16.40

17.00

17.20

17.21 и более

Метание гранаты 700 г с разбега (м)

34

32

30

28

26

24

23

22

21

20 и менее

Бег на лыжах 5 км (мин, с)

26.10

27.00

27.50

28.40

29.30

30.00

30.30

31.00

31.30

31.31 и более

Девушки

Бег 100 м (с)

15,7

16,0

16,3

16,5

16,7

17

17,2

17,4

17,6

17,7 и более

Кросс 2000 м (мин, с)

10.32

11.00

11.28

11.54

12.20

12.40

13.00

13.20

13.40

13.41 и более

Метание мяча 150 г с разбега (м)

30

28

26

24

23

21

19

18

16

15 и менее

Сгибание–разгибание рук в упоре лёжа (раз)

16

15

10

8

6

5

4

3

2

1

Подтягивание на низкой перекладине (раз)

24

21

19

18

17

15

12

11

10

9 и менее

Бег на лыжах 3 км (мин, с)

16.00

16.30

17.05

17.50

18.15

18.55

19.20

19.50

20.30

20.31 и более


Приложение 4

10-БАЛЛЬНЫЕ ШКАЛЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ X класса

X класс

Тестовое упражнение

Балл

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Юноши

Наклон вперёд из положения сидя (см)

14

12

10

8

6

4

2

0

-2

-3 и менее

Подтягивание на перекладине (раз)

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3 и менее

Челночный бег 4 х 9 м (с)

9,0

9,2

9,3

9,5

9,6

9,7

9,9

10,0

10,3

10,4 и более

Прыжок в длину с места (см)

230

225

220

215

210

208

205

202

200

199 и менее

Бег 1000 м (мин, с)

4.30

4.40

4.50

5.00

5.10

5.20

5.30

5.40

6.00

6.01 и более

Девушки

Наклон вперёд из положения сидя (см)

20

18

16

14

12

10

8

6

4

3 и менее

Поднимание туловища за 1 мин (раз)

54

52

50

48

46

44

42

40

38

37 и менее

Челночный бег 4 х 9 м (с)

10,1

10,2

10,3

10,4

10,5

10,6

10,8

10,9

11,1

11,2 и более

Прыжок в длину с места (см)

190

185

180

175

170

165

160

155

150

149 и менее

ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Уровень физической подготовленности

Средний балл

Соответствие

10-балльной шкале

Высокий

9,5–10

10

8,5–9,4

9

Выше среднего

7,5–8,4

8

6,5–7,4

7

Средний

5,5–6,4

6

4,5–5,4

5

Ниже среднего

3,5–4,4

4

2,5–3,4

3

Низкий

1,5–2,4

2

0,5–1,4

1

0,4 и менее

0


Бонусы: доклады, рефераты, выступления - до 5 баллов.

Участие в контрольной игре: победители – 5 балла, проигравшие- 4 балла                            

Участие в школьных соревнованиях – 5 балла

Участие в выездных товарищеских матчах – 5 баллов

Штрафы: отсутствие спортивной формы – 2б; нарушение дисциплины- 2б; несоблюдение правила техники безопасности- 10б.

Практика показала, что контрольно-оценочная система на основе фиксации индивидуального прогресса, обучающегося позволяет учителю учесть динамику учебных достижений школьников, а ученику – творчески подойти к проектированию своей оценки по предмету, используя как требования образовательного стандарта, так и систему альтернативного накопления (бонусов).