Муниципальное образование Новокубанский район, п. Глубокий
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 п. Глубокого
муниципального образования Новокубанский район
Тема: « Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке».
(Лабораторно-практическое занятие, 8 класс).
Правозина Лариса Ивановна, учитель биологии, химии.
Тема: « Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке».
(Лабораторно-практическое занятие).
Задачи:
- научить учащихся оценивать качество некоторых продуктов
- научить получать информацию о качестве пищевых продуктов по упаковке
- формировать умения отличать качественную продукцию от подделки
- воспитывать бережное отношение к продуктам питания
Оборудование: на доске «Коды пищевых добавок», «Списки наиболее вредных пищевых добавок», коробки, упаковки от некоторых продуктов.
Ведущий. Часто в наших магазинах можно увидеть продукцию. Которая не отвечает международным стандартам качества: она может содержать патогенную микрофлору, а также специфические наполнители и всевозможные добавки, вредные для здоровья. Кроме того, поставщиков далеко не всегда заботят сроки хранения этих продуктов. Как же в такой ситуации обезопасить себя?
Врач. Обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упаковке. Обратите внимание на букву Е с индексом, означающую виды пищевых добавок: эмульгаторы, пищевые красители, вкусовые и ароматизирующие вещества. Каждый индекс несёт информацию о характере воздействия входящего в продукт ингредиента на организм человека. Покупатель должен решить сам, приобретать ему данный продукт или нет. Исследования показали, что целый ряд таких веществ при постоянном употреблении могут представлять серьёзную угрозу здоровью.
Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о качестве продуктов питания, о том, что можно найти информацию о продуктах питания на упаковках. Необходимо только уметь читать эту информацию и использовать её в пользу для своего здоровья. Чтобы мы все осознали важность проблемы собственного питания и принимали бы разумные меры предосторожности при потреблении пищи растительного и животного происхождения, а также следовали бы следующим советам.
Советы по здоровому питанию.
- ешьте разнообразную пищу, поддерживайте нормальный вес;
- придерживайтесь рациона с низким содержанием жиров, насыщенных жирных кислот и холестерина;
- включайте в рацион больше овощей, фруктов и продуктов из злаковых растений;
- ограничивайте употребление соли, сахара
Давайте внимательно посмотрим на упаковки продуктов питания, которые мы ежедневно употребляем.
Ребята работают в группах, рассматривают упаковки и используя инструктивную карточку выполняют задания.
Инструктивная карточка.
1.Прочитайте дополнительный материал и законспектируйте его.
Дополнительный материал.
На мировом рынке существует три категории продовольственных товаров, различающихся исходным сырьём и особенностями технологии производства. В продовольственных товарах первой категории количество и типы спецдобавок строго регламентированы. Качество товаров второй категории контролируется менее строго. Они производятся с учётом требований страны-импортёра. На товары третьей категории не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок, себестоимость их гораздо ниже, а производство выгоднее.
Большая часть информации о составе продукта, условиях его хранения и сроках годности должна быть указана на этикетке товара. Там же помещают и штрих- код - это ряд вертикальных чёрных и белых полос, под которыми расположено 13 цифр. Первые две цифры обозначают страну-производителя, за ними следуют пять цифр кода предприятия-изготовителя. Следующие пять цифр кодируют наименование товара и его потребительские свойства (размеры, массу, цвет и пр.). Последняя цифра в ряду – контрольная, она используется для проверки правильности считывания штрихов сканером. Есть штрих-коды, где страна-изготовитовитель обозначается 3 цифрами, а предприятие-изготовитель-4цифрами.
В продукты питания часто вводят различные добавки, которые придают им определённый вкус, запах, консистенцию и пр. товарные признаки. Не все добавки одинаково безвредны.
Среди них нередко (особенно в импортируемых продуктах) можно встретить канцерогены – вещества, способные провоцировать рак различных органов, мутагены – вещества, вызывающие генетические аномалии, что может негативно отразиться на потомстве, и группы добавок с другими патогенными эффектами.
Современный человек должен уметь хоть в общих чертах разбираться в этих жизненно важных вопросах. Информацию о качестве продукта можно получить не только со штрих-кода – о его органолептических свойствах (цвет, запах, вкус, консистенция), но и с упаковки того или иного продовольственного товара.
Ниже приводятся коды стран-производителей и список наиболее вредных добавок.

Код стран-производителей
Код | Страна-производитель | | Код | Страна-производитель |
1 | 2 | | 3 | 4 |
00-09 | СШа и Канада | | 560 | Португалия |
3-37 | Франция | | 57 | Дания |
380 | Болгария | | 590 | Польша |
383 | Словения | | 599 | Венгрия |
385 | Хорватия | | 64 | Финляндия |
400-440 | Германия | | 690 | Китай |
460-496 | Россия и СНГ | | 729 | Израиль |
471 | Тайвань | | 73 | Швеция |
474 | Эстония | | 76 | Швейцария |
475 | Латвия | | 789 | Бразилия |
477 | Литва | | 80-83 | Италия |
482 | Украина | | 84 | Испания |
484 | Молдова | | 858 | Словения |
489 | Гонконг | | 859 | Чехия |
45 и 49 | Япония | | 860 | Югославия |
50 | Великобритания | | 869 | Турция |
520 | Греция | | 87 | Нидерланды |
529 | Кипр | | 888 | Сингапур |
539 | Ирландия | | 890 | Индия |
54 | Бельгия, Люксембург | | 90-91 | Австралия |
Список наиболее вредных пищевых добавок.
Условные обозначения:
«РК» - вызывает расстройство кишечника;
«АД» - влияет на артериальное давление;
«С» - вызывает сыпи;
«К» - канцероген;
«Х» - способствует повышению содержания холестерина;
«П» - подозрительная группа;
«РЖ» - вызывает расстройства желудка;
«О» - опасный по ряду причин;
«ОО» - очень опасный;
«ВК» - вреден для кожи;
«З» - запрещён к применению.
Добавка | Расшифровка | Добавка | Расшифровка | Добавка | Расшифровка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Е 151 | З | Е 250 | О, АД | Е 211 | К |
Е 155 | Р, О | Е 252 | ВК, АД | Е 212 | К |
Е 154 | РК, АД | Е 252 | ВК, К | Е 215 | К |
Е 160 | ВК | Е 255 | О | Е 214 | К |
Е 171 | П | Е 259 | ВК | Е 215 | К |
Е 175 | П | Е 240 | К | Е 402 | О |
Е 180 | О | Е 241 | П | Е 405 | О |
Е 201 | О | Е 242 | О | Е 404 | О |
Е 216 | К | Е 249 | К | Е 450-454 | РЖ |
Е 219 | К | Е 270 | О для детей | Е 461-466 | РЖ |
Е 220 | О | Е 280 | К | Е 477 | П |
Е 222 | О | Е 282 | К | Е 504-505 | О |
Е 225 | О | Е 285 | К | Е 510 | ОО |
Е 224 | О | Е 510 | С | Е 515 | ОО |
Е 228 | О | Е 210 | К | Е 527 | ОО |
Е 620 | О | Е 626-655 | РК | Е 656-657 | О |
Е 907 | С | Е 951 | ВК | Е 952 | З |
Е 954 | Р | Е 513 | С | Е 512 | С |
Е 520 | Х | Е 521 | Х | Е 550 | Р |
Е 338 | РЖ | Е 559 | РЖ | Е 540 | РЖ |
Е 541 | РЖ | Е 545 | РК | Е 400 | О |
Е 401 | О | Е 102 | О | Е 104 | П |
Е 105 | З | Е 110 | О | Е 111 | З |
Е 120 | О | Е 121 | З | Е 122 | П |
Е 125 | З | Е 124 | О | Е 126 | З |
Е 127 | О | Е 129 | О | Е 130 | З |
Е 131 | К | Е 141 | П | Е 142 | К |
Е 150 | П | Е 151 | ВК | | |
2.Начертите в тетради таблицу, в которую будите вносить результаты первичной экологической экспертизы.
№ п/п | Показатель | Результаты экспертизы. |
Наименование продукта: |
1. | Информация на этикетке: | |
| -наименование предприятия-изготовителя, его адрес | |
-наименование товара, его масса | |
-состав | |
-калорийность | |
-дата изготовления | |
-обозначения ГОСТа или ТУ | |
-срок годности и условия хранения | |
-наличие консервантов и пищевых добавок | |
2. | Страна-производитель (по штрих-коду) | |
3. | Подлинность штрих-кода | |
4. | Группа пищевых добавок и консервантов | |
3.Получите упаковку какого-либо продукта и проведите первичную экологическую экспертизу его качества по пунктам, указанным в таблице. В графу «Результаты экспертизы» ставьте знак «+» (если показатель есть) или «-» ( если показателя нет).
4.Определите подлинность штрих-кода следующим образом.
а) Сложите все цифры, стоящие на чётных местах.
б) Полученную сумму умножьте на 3. Результаты напишите на черновики. Это число обозначим А.
в) Сложите все цифры, стоящие на нечётных местах (без контрольной цифры).
г) Прибавьте к этой сумме число А.
д) От полученного числа оставьте только последнюю цифру и отнимите её от 10.
е) Если результат соответствует контрольной цифре, значит исследуемый вами товар – не подделка.
5. Сделайте вывод о качестве исследуемых вами продуктов.
Мы закончили сегодня наше занятие, и мне очень хочется, чтобы вы научились оценивать качество продуктов, получать информацию о качестве пищевых продуктов по упаковке. Так же вы будите придерживаться правильного питания и здорового образа жизни.
Овощи и фрукты
Любят все на свете.
Бабушки и дети
Секреты знают эти.
Виноград и вишня
Лечат все сосуды.
Абрикос от сердца,
Груша от простуды.
Апельсин, как витамин,
Знают все, незаменим.
Ешьте фрукты, здоровейте,
Пейте сок и не болейте!




Литература.
1.Г. А. Фадеева «Химия и экология». Издательство «Учитель», Волгоград,2009 год.
2. Н. А. Степанчук «Экология». Издательство «Учитель», Волгоград, 2009 год.
3. В. В. Гаевая «За здоровый образ жизни». Издательство «Учитель», Волгоград, 2009 год.
4.В. В.Балабанова, Т.А.Максимцева «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни». Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.
5.Школьный иллюстрированный справочник. «Твоё питание и здоровье».
Москва. «РОСМЭН», 2009год.
6. К. Н. Задорожный. «Предметная неделя биологии в школе». Ростов – на – Дону. Феникс.2009 год.
7. Газета «Кубанские новости» № 215 22 ноября 2013 год. Статья «Завтрак для победителя» (меню участников Игр 2014 и их сопровождающих в Сочи)
8. Е. А. Якушкина, М. В. Крамарева «Биология внеклассные мероприятия». Издательство «Учитель», Волгоград, 2009 год.
9.Газета «Биология»,№ 14, 2008 год.
10. Н. А. Касаткина « Уроки знаний. Классные часы». Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.
11. В. Рохлов, А. Теремов, Р.Петросова. «Занимательная ботаника». Москва «АСТ ПРЕСС», 2010 год.
12. Газета «Досуг», №6, 2008 год.
13. Журнал Лиза. Добрые советы. Издательский дом «Бурда» ноябрь 2007 года.
.