СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторно - практическое занятие в 8 классе. На этом занятии учащиеся учатся оценивать качество некоторых продуктов питания. Рассматривая упаковку они учатся получать информацию о данном продукте питания. Учащиеся учатся отличать качественную продукцию от подделки.

Просмотр содержимого документа
«Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке.»

Муниципальное образование Новокубанский район, п. Глубокий

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 п. Глубокого

муниципального образования Новокубанский район












Тема: « Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке».




(Лабораторно-практическое занятие, 8 класс).












Правозина Лариса Ивановна, учитель биологии, химии.

Тема: « Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке».

(Лабораторно-практическое занятие).


Задачи:

- научить учащихся оценивать качество некоторых продуктов

- научить получать информацию о качестве пищевых продуктов по упаковке

- формировать умения отличать качественную продукцию от подделки

- воспитывать бережное отношение к продуктам питания


Оборудование: на доске «Коды пищевых добавок», «Списки наиболее вредных пищевых добавок», коробки, упаковки от некоторых продуктов.


Ведущий. Часто в наших магазинах можно увидеть продукцию. Которая не отвечает международным стандартам качества: она может содержать патогенную микрофлору, а также специфические наполнители и всевозможные добавки, вредные для здоровья. Кроме того, поставщиков далеко не всегда заботят сроки хранения этих продуктов. Как же в такой ситуации обезопасить себя?


Врач. Обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упаковке. Обратите внимание на букву Е с индексом, означающую виды пищевых добавок: эмульгаторы, пищевые красители, вкусовые и ароматизирующие вещества. Каждый индекс несёт информацию о характере воздействия входящего в продукт ингредиента на организм человека. Покупатель должен решить сам, приобретать ему данный продукт или нет. Исследования показали, что целый ряд таких веществ при постоянном употреблении могут представлять серьёзную угрозу здоровью.


Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о качестве продуктов питания, о том, что можно найти информацию о продуктах питания на упаковках. Необходимо только уметь читать эту информацию и использовать её в пользу для своего здоровья. Чтобы мы все осознали важность проблемы собственного питания и принимали бы разумные меры предосторожности при потреблении пищи растительного и животного происхождения, а также следовали бы следующим советам.



Советы по здоровому питанию.


- ешьте разнообразную пищу, поддерживайте нормальный вес;


- придерживайтесь рациона с низким содержанием жиров, насыщенных жирных кислот и холестерина;

- включайте в рацион больше овощей, фруктов и продуктов из злаковых растений;


- ограничивайте употребление соли, сахара

Давайте внимательно посмотрим на упаковки продуктов питания, которые мы ежедневно употребляем.

Ребята работают в группах, рассматривают упаковки и используя инструктивную карточку выполняют задания.


Инструктивная карточка.


1.Прочитайте дополнительный материал и законспектируйте его.


Дополнительный материал.


На мировом рынке существует три категории продовольственных товаров, различающихся исходным сырьём и особенностями технологии производства. В продовольственных товарах первой категории количество и типы спецдобавок строго регламентированы. Качество товаров второй категории контролируется менее строго. Они производятся с учётом требований страны-импортёра. На товары третьей категории не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок, себестоимость их гораздо ниже, а производство выгоднее.

Большая часть информации о составе продукта, условиях его хранения и сроках годности должна быть указана на этикетке товара. Там же помещают и штрих- код - это ряд вертикальных чёрных и белых полос, под которыми расположено 13 цифр. Первые две цифры обозначают страну-производителя, за ними следуют пять цифр кода предприятия-изготовителя. Следующие пять цифр кодируют наименование товара и его потребительские свойства (размеры, массу, цвет и пр.). Последняя цифра в ряду – контрольная, она используется для проверки правильности считывания штрихов сканером. Есть штрих-коды, где страна-изготовитовитель обозначается 3 цифрами, а предприятие-изготовитель-4цифрами.


В продукты питания часто вводят различные добавки, которые придают им определённый вкус, запах, консистенцию и пр. товарные признаки. Не все добавки одинаково безвредны.

Среди них нередко (особенно в импортируемых продуктах) можно встретить канцерогены – вещества, способные провоцировать рак различных органов, мутагены – вещества, вызывающие генетические аномалии, что может негативно отразиться на потомстве, и группы добавок с другими патогенными эффектами.


Современный человек должен уметь хоть в общих чертах разбираться в этих жизненно важных вопросах. Информацию о качестве продукта можно получить не только со штрих-кода – о его органолептических свойствах (цвет, запах, вкус, консистенция), но и с упаковки того или иного продовольственного товара.

Ниже приводятся коды стран-производителей и список наиболее вредных добавок.


Код стран-производителей

Код

Страна-производитель


Код

Страна-производитель

1

2


3

4

00-09

СШа и Канада


560

Португалия

3-37

Франция


57

Дания

380

Болгария


590

Польша

383

Словения


599

Венгрия

385

Хорватия


64

Финляндия

400-440

Германия


690

Китай

460-496

Россия и СНГ


729

Израиль

471

Тайвань


73

Швеция

474

Эстония


76

Швейцария

475

Латвия


789

Бразилия

477

Литва


80-83

Италия

482

Украина


84

Испания

484

Молдова


858

Словения

489

Гонконг


859

Чехия

45 и 49

Япония


860

Югославия

50

Великобритания


869

Турция

520

Греция


87

Нидерланды

529

Кипр


888

Сингапур

539

Ирландия


890

Индия

54

Бельгия, Люксембург


90-91

Австралия


Список наиболее вредных пищевых добавок.


Условные обозначения:

«РК» - вызывает расстройство кишечника;

«АД» - влияет на артериальное давление;

«С» - вызывает сыпи;

«К» - канцероген;

«Х» - способствует повышению содержания холестерина;

«П» - подозрительная группа;

«РЖ» - вызывает расстройства желудка;

«О» - опасный по ряду причин;

«ОО» - очень опасный;

«ВК» - вреден для кожи;

«З» - запрещён к применению.


Добавка

Расшифровка

Добавка

Расшифровка

Добавка

Расшифровка

1

2

3

4

5

6

Е 151

З

Е 250

О, АД

Е 211

К

Е 155

Р, О

Е 252

ВК, АД

Е 212

К

Е 154

РК, АД

Е 252

ВК, К

Е 215

К

Е 160

ВК

Е 255

О

Е 214

К

Е 171

П

Е 259

ВК

Е 215

К

Е 175

П

Е 240

К

Е 402

О

Е 180

О

Е 241

П

Е 405

О

Е 201

О

Е 242

О

Е 404

О

Е 216

К

Е 249

К

Е 450-454

РЖ

Е 219

К

Е 270

О для детей

Е 461-466

РЖ

Е 220

О

Е 280

К

Е 477

П

Е 222

О

Е 282

К

Е 504-505

О

Е 225

О

Е 285

К

Е 510

ОО

Е 224

О

Е 510

С

Е 515

ОО

Е 228

О

Е 210

К

Е 527

ОО

Е 620

О

Е 626-655

РК

Е 656-657

О

Е 907

С

Е 951

ВК

Е 952

З

Е 954

Р

Е 513

С

Е 512

С

Е 520

Х

Е 521

Х

Е 550

Р

Е 338

РЖ

Е 559

РЖ

Е 540

РЖ

Е 541

РЖ

Е 545

РК

Е 400

О

Е 401

О

Е 102

О

Е 104

П

Е 105

З

Е 110

О

Е 111

З

Е 120

О

Е 121

З

Е 122

П

Е 125

З

Е 124

О

Е 126

З

Е 127

О

Е 129

О

Е 130

З

Е 131

К

Е 141

П

Е 142

К

Е 150

П

Е 151

ВК




2.Начертите в тетради таблицу, в которую будите вносить результаты первичной экологической экспертизы.


п/п

Показатель

Результаты экспертизы.

Наименование продукта:

1.

Информация на этикетке:



-наименование предприятия-изготовителя, его адрес


-наименование товара, его масса


-состав


-калорийность


-дата изготовления


-обозначения ГОСТа или ТУ


-срок годности и условия хранения


-наличие консервантов и пищевых добавок


2.

Страна-производитель

(по штрих-коду)


3.

Подлинность штрих-кода


4.

Группа пищевых добавок и консервантов



3.Получите упаковку какого-либо продукта и проведите первичную экологическую экспертизу его качества по пунктам, указанным в таблице. В графу «Результаты экспертизы» ставьте знак «+» (если показатель есть) или «-» ( если показателя нет).

4.Определите подлинность штрих-кода следующим образом.

а) Сложите все цифры, стоящие на чётных местах.

б) Полученную сумму умножьте на 3. Результаты напишите на черновики. Это число обозначим А.

в) Сложите все цифры, стоящие на нечётных местах (без контрольной цифры).

г) Прибавьте к этой сумме число А.

д) От полученного числа оставьте только последнюю цифру и отнимите её от 10.

е) Если результат соответствует контрольной цифре, значит исследуемый вами товар – не подделка.

5. Сделайте вывод о качестве исследуемых вами продуктов.


Мы закончили сегодня наше занятие, и мне очень хочется, чтобы вы научились оценивать качество продуктов, получать информацию о качестве пищевых продуктов по упаковке. Так же вы будите придерживаться правильного питания и здорового образа жизни.



Овощи и фрукты

Любят все на свете.

Бабушки и дети

Секреты знают эти.

Виноград и вишня

Лечат все сосуды.

Абрикос от сердца,

Груша от простуды.

Апельсин, как витамин,

Знают все, незаменим.

Ешьте фрукты, здоровейте,

Пейте сок и не болейте!














Литература.



1.Г. А. Фадеева «Химия и экология». Издательство «Учитель», Волгоград,2009 год.


2. Н. А. Степанчук «Экология». Издательство «Учитель», Волгоград, 2009 год.


3. В. В. Гаевая «За здоровый образ жизни». Издательство «Учитель», Волгоград, 2009 год.


4.В. В.Балабанова, Т.А.Максимцева «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни». Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.


5.Школьный иллюстрированный справочник. «Твоё питание и здоровье».

Москва. «РОСМЭН», 2009год.


6. К. Н. Задорожный. «Предметная неделя биологии в школе». Ростов – на – Дону. Феникс.2009 год.


7. Газета «Кубанские новости» № 215 22 ноября 2013 год. Статья «Завтрак для победителя» (меню участников Игр 2014 и их сопровождающих в Сочи)


8. Е. А. Якушкина, М. В. Крамарева «Биология внеклассные мероприятия». Издательство «Учитель», Волгоград, 2009 год.


9.Газета «Биология»,№ 14, 2008 год.


10. Н. А. Касаткина « Уроки знаний. Классные часы». Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.


11. В. Рохлов, А. Теремов, Р.Петросова. «Занимательная ботаника». Москва «АСТ ПРЕСС», 2010 год.


12. Газета «Досуг», №6, 2008 год.


13. Журнал Лиза. Добрые советы. Издательский дом «Бурда» ноябрь 2007 года.

.