СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценочная деятельность в образовательном учреждении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

             Оценочная деятельность в Учреждении осуществляется в ходе текущей и промежуточной аттестации.

Целью аттестации является:

-проверка соответствия знаний обучающихся требованиям ФГОС и ФК ГОС государственных образовательных программ;

-диагностика уровня обученности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Оценочная деятельность в образовательном учреждении»

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИИ


Оценочная деятельность в Учреждении осуществляется в ходе текущей и промежуточной аттестации. Целью аттестации является:

-проверка соответствия знаний обучающихся требованиям ФГОС и ФК ГОС государственных образовательных программ;

-диагностика уровня обученности обучающихся.

Текущая аттестация учащихся включает в себя поурочное, потемное и почетвертное (полугодовое) оценивание результатов их учебы. Промежуточная аттестация проводится в виде итогового контроля в конце учебного года.

Текущей аттестации подлежат учащиеся 2-9 классов Учреждения. Текущая аттестация учащихся 1-х классов в течение всего учебного года осуществляется качественно. Форму текущей аттестации (поурочную, потемную) во 2-9 классах определяет учитель с учетом уровня обученности учащихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущей аттестации сообщается учителем администрации школы одновременно с представлением рабочей программы учебного предмета. Учащиеся аттестуются по пятибалльной системе отметками «5», «4», «3», «2», «1». Знания, умения и навыки обучающихся 2-4 классов оцениваются по итогам четвертей и учебного года, обучающихся 5-9 классов – по итогам четвертей и учебного года. Отметка за четверть и полугодие выставляется на основании текущих отметок, выставленных в классный журнал в течение учебной четверти, полугодия. Отметка учащихся за четверть выставляется на основании результатов письменных работ и устных ответов учащихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков. Отметка учащимся за четверть или полугодие выставляется на основании не менее трех текущих отметок. На основании четвертных отметок учащимся 2-9 классов по окончании учебного года выставляются годовые отметки. При выставлении годовой отметки учащимся переводных классов учитываются результаты промежуточной аттестации. Учащиеся, временно находящиеся в санаторных Учреждениях и в оздоровительных лагерях, аттестуются на основе отметок, полученных в этих учебных заведениях.

Во 2-6 классах в конце учебного года проводятся итоговые контрольные работы по русскому языку и математике. КИМы рассматриваются и утверждаются на школьных ШМО учителей и сдается заместителю директора Учреждения по учебно-воспитательной работе за две недели до начала аттестационного периода. В 4 классе проводится комплексная итоговая работа (русский язык, математика, чтение, окружающий мир) – региональный экзамен. Промежуточная аттестация учащихся 7-8 классов осуществляется в форме регионального экзамена. Годовые отметки выставляются на основе четвертных (полугодовых) и результатов промежуточной аттестации. Учащемуся, заболевшему в период промежуточной аттестации, выставляется годовая отметка на основании имеющихся четвертных отметок при наличии медицинской справки. Перевод учащихся в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета Учреждения. В исключительных случаях по решению педсовета учащиеся могут быть переведены в следующий класс с одной неудовлетворительной отметкой условно. Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности возлагается на их родителей.

Уровень образовательной подготовки учащихся также определяется результативным участием в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, участием в предметных конкурсах и успешным прохождением государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования.


Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развивать у школьников умение контролировать себя, проверять и находить свои ошибки, анализировать и искать пути их устранения. В 1-х классах осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. Отметка как цифровое оформление оценки (по пятибалльной шкале) вводится со 2-го класса. Итоговая отметка выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутой учеником к концу определенного периода. Основными принципами контрольно-оценочной деятельности являются:

А) дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий.

Б) контроль и оценивание строятся на критериальной основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

В) самоконтроль и самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

Г) контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся:

А) соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

Б) динамика результатов предметной обученности, формирования УУД;

В) развитость и сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Критерии отметки за текущий и итоговый материал различны.

Основными показателями развития учащихся являются:

  • сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;

  • учебно-познавательный интерес;

  • основы умения учить себя самостоятельно;

  • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

  • способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем на основе итоговых проверочных работ, проводимых в конце учебного года.

Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;

  • тестовые диагностические работы;

  • текущие проверочные работы;

  • разноуровневые контрольные работы;

  • «портфолио» ученика;

  • публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

Стартовая работа (проводится в сентябре) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в классном журнале (2-9) и оценочном листе ученика(1кл), учащимися в оценочных листах, которые хранятся в Портфолио.

Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются у учащихся в оценочных листах по каждой конкретной операции, а также учителем пооперационно в классном журнале.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал, а учащимися в оценочные листы.

Разноуровневые контрольные работы проводятся по окончанию изучения разделов, тем и предоставляет ученику право выбора заданий с учетом его индивидуальности. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал, а учащимися в специальной папке « Портфолио ученика».

Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в классном журнале и в оценочных листах учащихся.

«Портфолио» ученика.

УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития.

УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени.

Основной смысл: показать всё, на что ты способен.

Основная задача: проследить динамику учебного прогресса.

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО.

Портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» включает сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения и предполагает возможность как качественной, так и количественной их оценки. В него ученик собирает документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования, участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п.

«ПОРТФОЛИО РАБОТ» дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

«ПОРТФОЛИО РАБОТ» включает в себя:

Работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования;

Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист целей и т.п.);

Собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.).

Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио работ»:

Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

Исследовательские работы и рефераты – указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и т.п.

Техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;

Работы по искусству – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;

Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре, оркестре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах;

Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия;

Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила; ее продолжительность;

Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты;

Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат;

Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика;

Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

В «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» учащемуся предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил; саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.

Примерный перечень документов « ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ»:

Заключение о качестве выполненной работы;

Рецензия на статью;

Отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

Резюме школьника с оценкой собственных учебных достижений;

Эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

Рекомендательные письма;

Отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д.

В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:

  • « Самый оригинальный портфолио»;

  • « За лучшее оформление работ»;

  • « Идея!»;

  • « За многогранность таланта »;

  • « За трудолюбие »;

  • « За творческий подход » и др.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом:


Оценка

Текущий материал

Пройденный материал

«5»

- за работу, в которой нет ошибок, и есть не более одного недочета

- отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему материалу

«4»

- за работу, в которой допущено 1-3 ошибки или 4-6 недочетов

- не более 2 ошибок или 4 недочетов

«3»

- не более 6 ошибок или 10 недочетов

- не более 5 ошибок или не более 8 недочетов

«2»

- более 6 ошибок или 10 недочетов

- более 5 ошибок или более 8 недочетов


Тестовые работы по учебным предметам оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Количественные результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале, качественная оценка фиксируется учителем и учащимися в тетрадях «Портфолио ученика».

Оценивание письменных работ.

Сущность оценки «за общее впечатление от письменной работы» состоит в определении отношения к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение оценки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

  • в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя по оценочной деятельности позволяет более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «каково его прилежание и старание?».


Критерии оценки творческих работ (изложение, сочинение).

По содержанию и речевому оформлению:

Оценка

Критерии оценки

Допускается

1

2

3


«5»

  • за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение);

  • не более 1 речевой неточности;

  • 1-2 исправления

  • отсутствие фактических ошибок;


  • богатство словаря;


  • правильное речевое оформление;


  • отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются ошибки на изученные правила)



«4»

  • правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

  • отдельные речевые неточности

  • не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста;

  • не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки;

  • 1-2 исправления


«3»

  • допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонение от темы (сочинение);

  • не более 5 недочетов в содержании и построении текста;

  • допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений;

  • 3-5 орфографических ошибок в содержании и построении текста;

  • 1-2 исправления

  • беден словарь;


  • имеются речевые неточности



«2»

  • работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение);

  • более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;

  • допущено много фактических неточностей;

  • 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки;

  • нарушена последовательность изложения мыслей;

  • 3-5 исправлений

  • отсутствует связь между частями текста;


  • беден словарь


Учитывая достаточный объем изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность.

Критерии оценки за грамотность остаются такие же, как при оценке за контрольный материал.

При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочеты:

  • несоответствие теме (сочинения), искажение содержания исходного текста (изложения);

  • внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;

  • неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.

Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:

  • самый высокий уровень – 85 -100%

  • высокий уровень – 70 – 84 %

  • средний уровень – 50 – 69 %

  • ниже среднего – 30 – 49 %

  • низкий уровень – менее 30 %.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков дается только по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!