ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИИ
Оценочная деятельность в Учреждении осуществляется в ходе текущей и промежуточной аттестации. Целью аттестации является:
-проверка соответствия знаний обучающихся требованиям ФГОС и ФК ГОС государственных образовательных программ;
-диагностика уровня обученности обучающихся.
Текущая аттестация учащихся включает в себя поурочное, потемное и почетвертное (полугодовое) оценивание результатов их учебы. Промежуточная аттестация проводится в виде итогового контроля в конце учебного года.
Текущей аттестации подлежат учащиеся 2-9 классов Учреждения. Текущая аттестация учащихся 1-х классов в течение всего учебного года осуществляется качественно. Форму текущей аттестации (поурочную, потемную) во 2-9 классах определяет учитель с учетом уровня обученности учащихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущей аттестации сообщается учителем администрации школы одновременно с представлением рабочей программы учебного предмета. Учащиеся аттестуются по пятибалльной системе отметками «5», «4», «3», «2», «1». Знания, умения и навыки обучающихся 2-4 классов оцениваются по итогам четвертей и учебного года, обучающихся 5-9 классов – по итогам четвертей и учебного года. Отметка за четверть и полугодие выставляется на основании текущих отметок, выставленных в классный журнал в течение учебной четверти, полугодия. Отметка учащихся за четверть выставляется на основании результатов письменных работ и устных ответов учащихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков. Отметка учащимся за четверть или полугодие выставляется на основании не менее трех текущих отметок. На основании четвертных отметок учащимся 2-9 классов по окончании учебного года выставляются годовые отметки. При выставлении годовой отметки учащимся переводных классов учитываются результаты промежуточной аттестации. Учащиеся, временно находящиеся в санаторных Учреждениях и в оздоровительных лагерях, аттестуются на основе отметок, полученных в этих учебных заведениях.
Во 2-6 классах в конце учебного года проводятся итоговые контрольные работы по русскому языку и математике. КИМы рассматриваются и утверждаются на школьных ШМО учителей и сдается заместителю директора Учреждения по учебно-воспитательной работе за две недели до начала аттестационного периода. В 4 классе проводится комплексная итоговая работа (русский язык, математика, чтение, окружающий мир) – региональный экзамен. Промежуточная аттестация учащихся 7-8 классов осуществляется в форме регионального экзамена. Годовые отметки выставляются на основе четвертных (полугодовых) и результатов промежуточной аттестации. Учащемуся, заболевшему в период промежуточной аттестации, выставляется годовая отметка на основании имеющихся четвертных отметок при наличии медицинской справки. Перевод учащихся в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета Учреждения. В исключительных случаях по решению педсовета учащиеся могут быть переведены в следующий класс с одной неудовлетворительной отметкой условно. Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности возлагается на их родителей.
Уровень образовательной подготовки учащихся также определяется результативным участием в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, участием в предметных конкурсах и успешным прохождением государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования.
Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развивать у школьников умение контролировать себя, проверять и находить свои ошибки, анализировать и искать пути их устранения. В 1-х классах осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. Отметка как цифровое оформление оценки (по пятибалльной шкале) вводится со 2-го класса. Итоговая отметка выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутой учеником к концу определенного периода. Основными принципами контрольно-оценочной деятельности являются:
А) дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий.
Б) контроль и оценивание строятся на критериальной основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.
В) самоконтроль и самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
Г) контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся:
А) соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
Б) динамика результатов предметной обученности, формирования УУД;
В) развитость и сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
Критерии отметки за текущий и итоговый материал различны.
Основными показателями развития учащихся являются:
сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;
учебно-познавательный интерес;
основы умения учить себя самостоятельно;
самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем на основе итоговых проверочных работ, проводимых в конце учебного года.
Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовые и итоговые проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
текущие проверочные работы;
разноуровневые контрольные работы;
«портфолио» ученика;
публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.
Стартовая работа (проводится в сентябре) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в классном журнале (2-9) и оценочном листе ученика(1кл), учащимися в оценочных листах, которые хранятся в Портфолио.
Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются у учащихся в оценочных листах по каждой конкретной операции, а также учителем пооперационно в классном журнале.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал, а учащимися в оценочные листы.
Разноуровневые контрольные работы проводятся по окончанию изучения разделов, тем и предоставляет ученику право выбора заданий с учетом его индивидуальности. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал, а учащимися в специальной папке « Портфолио ученика».
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в классном журнале и в оценочных листах учащихся.
«Портфолио» ученика.
УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития.
УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени.
Основной смысл: показать всё, на что ты способен.
Основная задача: проследить динамику учебного прогресса.
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО.
Портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».
«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» включает сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения и предполагает возможность как качественной, так и количественной их оценки. В него ученик собирает документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования, участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п.
«ПОРТФОЛИО РАБОТ» дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
«ПОРТФОЛИО РАБОТ» включает в себя:
Работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования;
Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист целей и т.п.);
Собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.).
Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио работ»:
Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
Исследовательские работы и рефераты – указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и т.п.
Техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;
Работы по искусству – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре, оркестре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах;
Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия;
Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила; ее продолжительность;
Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты;
Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат;
Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика;
Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
В «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» учащемуся предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил; саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
Примерный перечень документов « ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ»:
Заключение о качестве выполненной работы;
Рецензия на статью;
Отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
Резюме школьника с оценкой собственных учебных достижений;
Эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
Рекомендательные письма;
Отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д.
В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:
« Самый оригинальный портфолио»;
« За лучшее оформление работ»;
« Идея!»;
« За многогранность таланта »;
« За трудолюбие »;
« За творческий подход » и др.
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом:
Оценка | Текущий материал | Пройденный материал |
«5» | - за работу, в которой нет ошибок, и есть не более одного недочета | - отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему материалу |
«4» | - за работу, в которой допущено 1-3 ошибки или 4-6 недочетов | - не более 2 ошибок или 4 недочетов |
«3» | - не более 6 ошибок или 10 недочетов | - не более 5 ошибок или не более 8 недочетов |
«2» | - более 6 ошибок или 10 недочетов | - более 5 ошибок или более 8 недочетов |
Тестовые работы по учебным предметам оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Количественные результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале, качественная оценка фиксируется учителем и учащимися в тетрадях «Портфолио ученика».
Оценивание письменных работ.
Сущность оценки «за общее впечатление от письменной работы» состоит в определении отношения к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение оценки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя по оценочной деятельности позволяет более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «каково его прилежание и старание?».
Критерии оценки творческих работ (изложение, сочинение).
По содержанию и речевому оформлению:
Оценка | Критерии оценки | Допускается |
1 | 2 | 3 |
«5» | | |
| |
| |
| |
| |
«4» | правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; отдельные речевые неточности | не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста; не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки; 1-2 исправления |
«3» | | |
| |
| |
| |
«2» | | |
| |
| |
| |
| |
Учитывая достаточный объем изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность.
Критерии оценки за грамотность остаются такие же, как при оценке за контрольный материал.
При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочеты:
несоответствие теме (сочинения), искажение содержания исходного текста (изложения);
внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;
неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.
Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:
самый высокий уровень – 85 -100%
высокий уровень – 70 – 84 %
средний уровень – 50 – 69 %
ниже среднего – 30 – 49 %
низкий уровень – менее 30 %.
Количественная характеристика знаний, умений и навыков дается только по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.
6