Калиновский филиал
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Республики Крым
«Джанкойский профессиональный техникум»
Методическая разработка
открытого занятия по электротехнике
на тему: «Трансформаторы»
Исполнитель:
А.П. Царьков
преподаватель
специальных дисциплин
2021 г.
План
-
Введение
-
Проект занятия
-
Психолого-педагогическая характеристика группы
-
Диагностика ЗУНов
-
Проект открытого занятия
-
Содержание занятия
-
Самоанализ занятия
-
Литература
-
Приложения
-
Введение
Трансформаторы – наиболее распространенные устройства в современной электротехнике. Трансформаторы большой мощности на напряжение до сотен киловольт составляют основу систем передачи электроэнергии от электростанций в линии электропередачи. Эти трансформаторы повышают напряжение переменного тока до значений, необходимых для экономичной передачи электроэнергии на значительные расстояния. В местах распределения электроэнергии между потребителями применяют трансформаторы, понижающие напряжение до требуемых для потребителя значений. Наряду с этим трансформаторы являются элементами электроприводов, нагревательных и других установок, где они осуществляют преобразование напряжения питающей сети до значений, необходимых для работы электродвигателей, нагревательных печей и других электроустройств.
Трансформатором называют статическое электромагнитное устройство, имеющее две (или более) индуктивно связанные обмотки и предназначенное для преобразования посредством явления электромагнитной индукции одной (первичной) системы переменного тока в другую (вторичную) систему переменного тока.
Наибольшее применение в электротехнических установках, а также в энергетических системах передачи и распределения электроэнергии имеют силовые трансформаторы, посредством которых изменяют значения переменного напряжения и тока. Трансформаторы разделяют на силовые трансформаторы общего и специального назначения. Силовые трансформаторы общего назначения применяются на линиях передачи и распределения электроэнергии, а также в различных электроустройствах для получения требуемого напряжения. Трансформаторы специального назначения характеризуются разнообразием рабочих свойств и конструктивного использования. К этим трансформаторам относятся печные и сварочные трансформаторы, трансформаторы для устройств автоматики (пик-трансформаторы, импульсные, умножители частоты, стабилизаторы напряжения), испытательные и измерительные трансформаторы и т. д.
Изобретателем трансформатора является русский ученый П.Н.Яблочков. В 1876г. Яблочков использовал индукционную катушку с двумя обмотками в качестве трансформатора для питания изобретенных им электрических свечей. Трансформатор Яблочкова имел незамкнутый сердечник. Трансформаторы с замкнутым сердечником, подобные применяемым в настоящее время, появились значительно позднее, в 1884г. С изобретением трансформатора возник технический интерес к переменному току, который до этого времени не применялся.
-
Проект занятия
-
Психолого-педагогическая характеристика группы
В группе 15 СЦБ 25 студентов. Возраст 16 – 17 лет.
Коллектив в группе сформирован. Сложился благоприятный психологический климат. На эмоционально-межличностном уровне группа сплоченная, дружная, работоспособная; есть явно выраженные лидеры.
В группе отмечается средний уровень осведомленности, умения обобщать, анализировать, делать анализ и синтез, применять полученные навыки при решении задач и выполнении практических работ.
По уровню развития и обученности группа разноуровневая.
К первому уровню – творческому – относятся 50% студентов в группе, которые имеют неплохой запас знаний, могут оперировать понятиями, анализировать, самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
Ко второму уровню – прикладному – относятся 20% студентов. Они могут воспроизвести не очень большой по объему материал, ответить на изложенные вопросы, но анализировать материал могут только по вопросам или алгоритму.
К третьему уровню относятся 30% студентов, не обладают умением сосредоточиться, которые требуют индивидуального подхода и дополнительных занятий.
В целом, студенты группы чувствуют себя комфортно.
-
Диагностика ЗУНов
-
понятия: трансформатор, трансформаторная ЭДС
-
устройство и принцип действия двухобмоточного однофазного трансформатора
-
классификация трансформаторов
-
уравнение трансформации
-
к.п.д. трансформатора
-
оперировать понятиями
-
производить расчеты трансформаторной ЭДС, основных величин трансформатора
-
производить расчет к.п.д. трансформатора при его различной степени загрузки
Проект открытого занятия по дисциплине «Электротехника »
Группа: 15 СЦБ
Специальность: 23.01.14 Электромонтер устройств сигнализации, централизации и блокировки СЦБ
Преподаватель: Царьков А.П.
Дата проведения: 31.01.2014
Тема занятия: «Трансформаторы»
Вид занятия: урок
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Педагогическая технология: технология развивающего обучения с элементами игровой и проектной деятельности
Цели занятия:
-
Образовательная – обобщить и углубить знания студентов о трансформаторах; об устройстве и принципе действия трансформаторов;
-
Развивающая – способствовать развитию мыслительных способностей студентов; формированию умений и навыков при выполнении расчетных заданий; способствовать развитию самостоятельности мышления.
-
Воспитательная – способствовать воспитанию у студентов устойчивого интереса к дисциплине и навыков работы в коллективе.
Межпредметные связи: физика, математика, материаловедение, электрические машины и аппараты, основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования; электрическое и электромеханическое оборудование.
Квалификационные требования:
Студенты должны знать:
-
понятия: взаимоиндукция, трансформатор;
-
закон электромагнитной индукции;
-
устройство и принцип действия трансформатора;
-
классификацию трансформаторов
Студенты должны уметь:
-
оперировать понятиями;
-
производить расчеты КПД трансформатора, трансформаторной ЭДС;
-
производить расчет коэффициент трансфомации.
Средства обучения:
Плакаты, макет трансформатора, мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация, видеоролик
Дидактический материал: кроссворд, задачи, тест, карточки-задания
Литература:
-
Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники – М.: Академия, 2002.
-
Гальперин М.В. Электротехника и электроника – М.: Форум, 2009.
-
Гальперин М.В. Электронная техника – М.: ИД Форум – ИНФРА, 2007.
-
Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электроники – М.: Академия, 2009.
-
Лотерейчук Е.А. Теоретические основы электротехники – М.: ИД Форум – ИНФРА, 2009.
-
Содержание урока
№ п/п | Ход урока | Теоретическое обоснование деятельности преподавателя | Прогнозируемая деятельность студентов | Время |
1 | Организационный этап | Приветствие студентов, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку, пожелание успешной работы, психологический настрой на урок. | Приветствие преподавателя, настраивание на работу. | 2 мин. |
2 | Мотивация учебной деятельности | Обозначение темы, знакомство с целями урока. Создание эмоционального настроя на повторение и обобщение учебного материала | Студенты внимательно слушают | 3 мин |
3 | Обобщение и систематизация знаний | Организация групповой работы. 2 – Тестовые задания в виде игры «пинг-понг» – каждая микрогруппа задает команде сопернице по 6 тестовых вопросов по очереди. 3 – работа с карточками – заданиями – каждой микрогруппе выдается карточка с заданиями 4. сообщение дополнительного материала через опережающие задания, которые способствуют развитию навыков самостоятельности студентов, расширяют их кругозор, навыки публичного выступления 5- кроссворд 6 – повторение формул и решение задач | Студенты делятся на 3 микрогруппы Студенты смотрят видеоролик Студенты отвечают на тестовые вопросы, вспоминая ранее изученный материал Студенты выполняют индивидуальные задания по карточкам – по окончанию работы один из студентов обобщает полученный результат Студенты смотрят презентацию, слушают выступления Студенты разгадывают предложенный кроссворд Студенты вспоминают формулы, необходимые при проведении расчетов и решают предложенные задачи | 80 мин |
4 | Подведение итогов урока | Благодарит студентов, анализирует их работу, объявляет оценки | Студенты выслушивают оценки | 3 мин |
5 | Домашнее задание | Объявление домашнего задания, инструктаж по его выполнению. | Студенты слушают, записывают домашнее задание | 2 мин |
-
Самоанализ занятия
-
Данное занятие проводилось в группе, где студенты разного уровня по способностям, поэтому, планируя занятие, я использовала хорошие познавательные способности отдельных студентов, у которых хорошая память и имеются навыки мыслительной деятельности. Студенты с другими способностями участвовали в работе с понятиями, т.е. в репродуктивной деятельности.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме «Трансформаторы» является завершающим в изучении раздела «Трансформаторы». Урок обобщает, систематизирует знания студентов по данной теме. Опирается на знания, умения и навыки студентов, полученные на предыдущих занятиях по данной теме. Данный урок систематизирует знания студентов и обеспечивает формирование интереса к электротехнической науке, которые будут необходимой базой при изучении последующих тем и предметов.
-
Данный тип урока (по технологии развивающего обучения с элементами игровой и проектной деятельности) был выбран в процессе отбора и анализа материала для занятия, т.к. на мой взгляд, это наиболее интересная и привлекательная форма для студентов при проведении повторительно-обобщающего урока.
-
Объем необходимого материала был тщательно подобран, поэтому соответствовал времени занятия, которое было составлено и проведено компактно, как единое целое, где последующий этап вытекал из предыдущего.
-
Студенты легко пришли к главным выводам, т.к. весь материал был логически связан, где один элемент присоединялся к другому, и создавалась целостная картина.
-
Главный упор на уроке делался на развитие мыслительной деятельности студентов.
6,7. При систематизации и обобщении знаний использовались такие методы:
-
наглядные;
-
словесные: вводное слово преподавателя и проблемные вопросы активизировали умственную деятельность учащихся, историческое мышление;
-
использовались индуктивные и дедуктивные методы;
-
частично-поисковая деятельность;
-
информационные технологии.
8. На уроке присутствовала самостоятельная работа студентов – как индивидуальная, так и групповая. Задания были реподуктивного и развивающего характера, разноуровневые (использовался дифференцированный и деятельностный подходы). Каждый вид работы предварял инструктаж учителя.
9. Контроль знаний проходил в течение всего занятия: при актуализации знаний, во время беседы, выводах и т.д.
10. Высокая работоспособность обеспечивалась за счет активизации и упрощения материала, с помощью информационных технологий. Психологический климат обеспечивался поощрениями студентов.
11. На уроке царила творческая, поисковая атмосфера, сотрудничество и взаимопонимание преподавателя и студентов. Студенты на уроке были активны, с удовольствием участвовали во всех видах учебной деятельности.
12. Домашнее задание носило вариативный, разноуровневый характер с последующим инструктажем.
13. Цели, поставленные преподавателем, достигнуты. Половина студентов группы получила положительные оценки.
-
Литература
-
Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники – М.: Академия, 2002.
-
Гальперин М.В. Электротехника и электроника – М.: Форум, 2009.
-
Гальперин М.В. Электронная техника – М.: ИД Форум – ИНФРА, 2007.
-
Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электроники – М.: Академия, 2009.
-
Лотерейчук Е.А. Теоретические основы электротехники – М.: ИД Форум – ИНФРА, 2009.
-
Приложения
Приложение 1
Тест «пинг-понг»
ГРУППА 15
-
Трансформатор – это электростатический аппарат, служащий для изменения величины
-
Тока
-
Напряжения
-
Сопротивления
-
На каком явлении основана работа трансформатора
-
Электромагнитной индукции
-
Самоиндукции
-
Взаимоиндукции
-
Если коэффициент трансформации k1, то такой трансформатор
-
Повышающий
-
Понижающий
-
Силовой
-
Непосредственно к стержню примыкает обмотка
-
Высшего напряжения
-
Низшего напряжения
-
Среднего напряжения
5. Расширитель в масляных трансформаторах используют для
-
Регулирования уровня масла
-
Регулирования температуры
-
Регулирования напряжения
-
Если вторичная обмотка разомкнута, а к первичной подключено номинальное напряжение, то это режим
-
Номинальный
-
Короткого замыкания
-
Холостого хода
ГРУППА 15
-
Открытие и использование первого трансформатора принадлежит русскому ученому
-
П.Н. Яблочкову
-
М.О. Доливо-Добровольскому
-
Э.Х. Ленцу
-
Обмотку трансформатора, которую включают в сеть, называют
-
Первичной
-
Вторичной
-
Нейтральной
-
Если коэффициент трансформации k
а) Повышающий
б) Понижающий
в) Силовой
4. Трансформаторы небольшой мощности с воздушным охлаждением называют
-
Сухими
-
Воздушными
в) Малой мощности
5. Трансформатор, у которого конец одной обмотки электрически соединен с началом другой называется
-
Трехфазный трансформатор
-
Двухфазный трансформатор
-
Автотрансформатор
6.Если первичная обмотка включена в сеть под напряжение, а в цепь вторичной обмотки включена нагрузка, то это режим
-
Номинальный
-
Короткого замыкания
-
Холостого хода
ГРУППА 15.3
-
Какой закон лежит в основе принципа действия трансформатора
-
Закон Ампера
-
Закон электромагнитной индукции
-
Правило Ленца
-
Обмотка, к которой присоединяют потребитель, называется
-
Первичная
-
Вторичная
-
Нейтральная
3. Как называют верхнюю часть магнитопровода?
-
Крышка
-
Стержень
-
Ярмо
4. В мощных трансформаторах применяют трансформаторное масло для
-
Смазки
-
Охлаждения
-
Не применяют вообще
5. Если первичная обмотка включена под напряжение, а вторичная замкнута на себя, то это режим
-
Номинальный
-
Короткого замыкания
-
Холостого хода
6. Идея использования трехфазного трансформатора принадлежит
-
П.Н. Яблочкову
-
М.О. Доливо-Добровольскому
-
Э.Х. Ленцу
Приложение 2
Карточки заданий
Классификация трансформаторов
1 | По назначению | |
2 | По числу фаз | |
3 | По числу обмоток | |
4 | Способы охлаждения | |
5 | По частоте | |
6 | По форме магнитопровода | |
Устройство трансформатора
1 | Трансформатор какого типа изображен на рисунке | |
2 | Трансформаторы какого охлаждения называют сухими? | |
3 | Как называют верхнюю часть магнитопровода? | |
4 | Какая из обмоток – обмотка низшего напряжения? 2 1 | |
5 | Для чего используется расширитель трансформатора? | |
6 | Можно ли расширитель трансформатора полностью залить маслом? | |
Принцип действия
1 | На каком законе основан принцип действия трансформатора? | |
2 | При каком напряжении целесообразно передавать энергию? | |
3 | Какой это трансформатор? I1=10 А I2=5 А U1=100B U2=200B | |
4 | На каком явлении основана работа трансформатора? | |
5 | Чему равно отношение напряжений на зажимах первичной и вторичной обмоток? | |
6 | Какие трансформаторы используются для питания электроэнергией жилых помещений? | |
Приложение 3
Кроссворд
| | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | 3 | | | |
| | | | 4 | | 3 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 4 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | 2 | | | | | | | |
| 7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 5 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 5 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 8 | | | | | | | | 9 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
-
Сосуд, цилиндрической формы, установленный на крышке бака с маслом и сообщающийся с ним.
-
Явление, на котором основана работа трансформатора.
-
Непосредственно на нем располагаются обмотки трансформатора.
-
Аппарат для изменения величины напряжения
-
Ему принадлежит открытие трансформатора
-
Его собирают из листов электротехнической стали толщиной 0,32 – 0,5 мм
-
Какие трансформаторы используются для питание электроэнергией жилых помещений
-
Трансформатор небольшой мощности с воздушным охлаждением.
-
Как называется трансформатор, если его k1
По вертикали:
-
Трансформатор, у которого конец одной обмотки электрически соединен с началом другой.
-
Обмотка, соединенная с источником энергии
-
Обмотка, соединенная с нагрузкой
-
Режим работы трансформатора, когда первичная обмотка включена под номинальное напряжение, а в цепь вторичной обмотки включена нагрузка
-
Как называют верхнюю часть магнитопровода
Приложение 4
Задачи
Задача 1.
Максимальный магнитный поток в сердечнике однофазного трансформатора равен 0,005Вб. При холостом ходе замерено напряжение на вторичной обмотке, равное 120 В. Число витков первичной обмотки ω1=500. Частота сети 50 Гц. Найти коэффициент трансформации и напряжение питающей сети.
Задача 2.
Трансформатор мощностью P2=60 кВА имеет потери в стали Pст=400вт и потери в обмотках при полной нагрузке (100 %) Pобн=1350 вт. Определить коэффициент полезного действия при нагрузках 100%, 75%, 50%, и 25% номинальной, считая нагрузку чисто активной (cosφ=1)