СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оздоровительные мероприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос восстановления работоспособности, особенно после физических и умственных нагрузок актуален на данный момент времени. Проблема работоспособности -- общенаучная проблема, которая затрагивает интересы общества, работников всех отраслей труда и производства. Практическая и научная актуальность этой проблемы заключается в потребности сохранить и улучшить работоспособность человека как в повседневной жизни, так и при освоении окружающей среды, участии в научно-техническом прогрессе и т. п. В ходе эволюции отбирались и генетически закреплялись только те функционально-морфологические механизмы приспособления человека, которые обеспечивали его адекватную работоспособность и выживаемость. Одновременно происходило совершенствование этих механизмов в соответствии с новыми условиями существования. Эти механизмы могут быть использованы в каждом организме, однако эффективность их реализации будет зависеть как от состояния самого организма, так и от особенностей среды в каждом конкретном случае. Сказанное обусловливает необходимость разработки широкого круга медицинских, социально-гигиенических, психологических и экономических мероприятий по коррекции работоспособности человека и прогнозирования ее динамики. Поэтому мы поставили перед собой следующую цель: изучить вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности.

Просмотр содержимого документа
«Оздоровительные мероприятия»

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Здоровьесберегающий урок… Как его построить ? Что в наших силах ?


Каждый учитель не в праве забывать о том, что на уроке продолжается жизнь ребенка.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузка- ми. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомле-нию учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим прин-ципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Важно помнить, что больше всего дети утомляются в бездейст-вии. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возника-ющее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление, организм ослабевает.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. И это в наших силах! Использование оздоровительных мероприятий в учебном про-

цессе – вот решение проблемы восстановления работоспособности учащихся.

К оздоровительным мероприятиям в учебном процессе относятся :

физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, которые различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.


Физкультурные минутки :

кратковременные перерывы на занятиях (1 – 3 минуты) для проведения физических упражне-ний, связанных с длительной статической позой учащихся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушений осанки;

они проводятся на начальном этапе утомления ( 8 – 20 минуте урока ).

Требования : упражнения должны быть просты, знакомы и интересны детям, доступны для

выполнения на ограниченной площади.



Физкультурные паузы :


комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями длительностью 5 – 8 мин.

Требования : проведение в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении;

контроль за дозировкой физической и эмоциональной нагрузок;

не допускать переутомления.


Выполнять упражнения учащиеся могут индивидуально или по группам.

Индивидуальный способ выполнения физических упражнений преследует цель научить детей целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.

Групповой( фронтальный ) способ проведения физкультурных пауз может носить комбинирован-ный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающийся с игрой комплекс общеразвивающих упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом.



Динамические перемены :


организованная форма активного отдыха на открытом воздухе.

Требования : проведение после второго урока, длительность перемены 35 минут.

Динамические перемены могут быть комплексными, фольклорными, сюжетными, игровыми.





ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Оздоровительные :


- общеразвивающие упражнения ( упражнения для разных групп мышц ) ;

- подвижные игры ( используют игры малой и средней подвижности, когда на уроке

присутствует подгруппа учащихся ;

во время физкультурных пауз и динамических перемен игры большой

подвижности );

- танцевальные ( при проведении используют популярную музыку, классические произведения );

- ритмические ( отличаются от танцевальных четким исполнением элементов, повышают

эмоциональный настрой, способствуют развитию выразительности в движениях );

- гимнастика для глаз ( упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения

и расслабления мышцы глаз, снятия утомления глаз );

- физкультурно – спортивные ( гимнастика под счет ) ;

- двигательно - речевые ( дыхательная, артикуляционная гимнастика ).



Когнитивные ( познавательные ) :


- дидактические игры с движениями ;

- двигательные действия и задания ( отгадку загадки имитируют в движении ) ;

- развивающие игры ( запомни движения и выполни их в обратной последовательности ).

- психогимнастика


Креативные ( творческие ) :


- гимнастика для ума ;

- сюжетно – ролевые игры ( « игрушка » изображает в движении свой образ ) ;

- использование карточек ( на карточках изображены предметы в действии, учащиеся под-

ражают их движениям ) ;

- пантомимическая гимнастика ( передача в движении мимикой, жестами эмоциональное со-

стояние героя ) ;

- пальчиковая гимнастика .



Целенаправленное использование физкультурных минуток с содержательной направленностью в режиме учебных занятий формирует мотивацию к изучаемому предмету, повышает эмоциональ-ный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья детей.














ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ


Условно здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды :

- запланированный урок по предмету ( « Надежная защита организма », « Опора тела и движение » и т.д. ) ;

- урок с включением элементов здоровьесбережения :

« Минутки здоровья », возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками, например, « Почему нельзя грызть ручку?» ;

« Минутки…» по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления,

по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;

- стандартный урок, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т.к. это урок, на котором учитель :

полноценно выполняет учебную программу, формируя у обучающихся интерес к предмету;

устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения ;

предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта ;

максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения ;

урок, на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности .


К такому уроку разработаны требования :

- гигиенические условия ( проветривание, освещение, энергетика, посадочные места );

- наличие мотивационной деятельности на уроке ;

- количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за урок ( частые смены одной деятельности другой требуют от ученика дополнительных адаптационных усилий ) продолжительностью 7 – 10 минут ( письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, ответы на вопросы и т.д. );

- не менее 3-х видов преподавания ( словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа ) ;

- место и длительность применения ТСО ;

- плотность урока ( на учебную работу должно тратиться 60 - 80% ) ;

- наличие эмоциональных разрядок ( поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка, небольшие стихотворения ;

- оздоровительные мероприятия ;

- темп и особенности окончания урока ( комментирование домашнего задания, возможность задать вопросы и получить ответы ).

В арсенал учителя, проводящего такой урок, могут входить следующие

здоровьесберегающие технологии :


- создание оптимальных санитарно – гигиенических условий обучения в классе ;

- разнообразие видов и форм уроков ( удивление нестандартностью проведения ) ;

- формирование целей урока вместе с обучающимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей ;

- гибкость структуры урока ( в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса ) ;

- использование привлекательной мотивации ( кроме оценок ), способствующей активной самореализации учеников ;

- использование работы в парах или малых группах ;

- на 15 – 20-ой минутах проведение физкультминуток ;

- подведение итогов урока на последних 4 – 5 минутах вместе с учениками ;

- рефлексия .



Здоровьесберегающими технологиями являются те, использование которых идет на пользу обучающимся. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он не прост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.