СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оздоровительная гимнастика

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования по  Оздоровительной гимнастике для детей 1-4 класса

Просмотр содержимого документа
«Оздоровительная гимнастика»















Программа


ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА


Возраст 8-12 лет

4 года обучения





методическая разработка педагога

Каштановой Анны Платоновны



























Программа

«Оздоровительная гимнастика»

Возраст 8-12 лет

4 года обучения

Информационная карта программы

Тип программы: авторская

Образовательная область: оздоровительная

Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное

Способ освоения содержания образования:

репродуктивный

Уровень освоения содержания образования:

общекультурный

Уровень реализации программы:

основное образование

Форма реализации программы: групповая

Продолжительность реализации: четырехгодичная

Пояснительная записка

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить результаты.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. В тоже время в нашем обществе вопросами профилактики заболеваний путем выработки здоровых навыков поведения в семье, школе, детском саду по- настоящему никто не занимался. Вся работа по валеологии (под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности, изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни) проводилась спонтанно, поэтому внедрение здорового образа жизни ведется и сейчас медленно и неэффективно.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. В уставе ВОЗ говорится, что здоровье- это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб материнства и детства, в конечном счете- отношение государства к проблемам здоровья. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3-7лет имеют функциональное отклонение в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Доступность оздоровительной гимнастики основывается на простых общеразвивающих упражнениях, специальных упражнениях и коррегирующих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорнодвигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную систему. Эмоциональность достигается музыкальным сопровождением, образными упражнениями.

Спортивно-оздоровительная программа «Оздоровительная гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей и рассчитана на два года обучения.

В программе представлены различные разделы, но основными являются специальные упражнения на укрепление осанки и профилактику плоскостопия, гимнастика цигун.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей ребенка, а так же общему укреплению организма.

Основной целью программы «Оздоровительная гимнастика» является общее укрепление организма, исправление осанки, содействие всестороннему развитию личности ребенка средствами физической реабилитации формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач:

  1. Укрепление здоровья: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия4 содействовать укреплению функционального состояния органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы, нервной и иммунной систем организма.

  2. Совершенствование психомоторных способностей: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, координационные способности; содействовать развитию чувства ритма, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формировать навыки выразительности, пластичности.

  3. Развитие творческих способностей: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки пластичной двигательной активности в гимнастике цигун; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в упражнениях.

  4. Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи, трудолюбия.

Программа рассчитана на 4 года обучения:

1-й год- 144ч: теория- 14часов, практика-130 часов.

2-й год-144 ч: теория 14 часов, практика -130 часов.

3-й год- 216ч: теория 13 часов, практика- 203 часов.

4-й год-216ч: теория 13ч. Практика-203 часа.

Программа предполагает обучение детей от 8 до 13 лет

Количество детей в группе 12-15 человек.

Продолжительность занятий 4часа в неделю ( 2 занятия по 2 часа)-1й и 2й год; 6 часов в неделю-3й и 4й год обучения.

Новизна программы определяется системой нетрадиционных применений оздоровительных методик, использование фитболов, стэпов и различных видов гимнастик Востока, направленных на профилактику, коррекцию и оздоровление детей младшего школьного возраста.

К концу обучения учащиеся должны:

- Укрепить свое здоровье (сформировать правильную осанку; укрепить ОДА, органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую, нервную, иммунную системы организма);

- Развить психомоторные способности (развить мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности, память, внимание,;

- Развить творческие способности;

- Развить лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Формами подведения итогов реализации программы служат:

- Показательные выступления на соревнованиях и праздниках;

-Оформление видео альбомов воспитанников объединения;

- Проведение конкурса по оздоровительной гимнастике.

Учебно-тематический план.

Первый год обучения

Название раздела

Количество часов

Предполагаемый результат

Общее

Теория

Практика

1.Вводное занятие.

а.Инструктаж по

технике безопасности.

б. Что такое оздоровит-

тельная гимнастика?

2


2







Мотивация прихода

2.Гимнастика ОРУ

20

4

16

Укрепление ОДА

3.Коррегирующие

ФУ

20

2

18

Укрепление осанки, профилактика плоскостопия

4.Ритмика

20

2

18

Формирование движений

под музыку, развитие чувства ритма

5.Фитболгимнастика

40

2

38

Развитие мышечной силы и гибкости, равновесия с помощью нетрадиционных методик.

6. Степ-аэробика

10

1

9

Изучение шагов аэробики, развитие координационных способностей, тренировка физиологических систем

7.Игры

22

-

22

Закрепление ЗУнов, приобретенных ранее, сплочение детей

8.Дыхательная гимнастика

10

1

9

Общее укрепление организма

Итого:

144

14

130



Второй год обучения

Первый год обучения

Название раздела

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1.Вводное занятие.

а.Инструктаж по

технике безопасности.

б. Фитнес сегодня. Современные виды гимнастик.

2


2





2.Гимнастика ОРУ

20

4

16

3.Коррегирующие

ФУ

20

2

18

4.Ритмика

20

2

18

5.Фитболгимнастика

40

2

38

6. Дыхательная гимнастика

10

1

9

7.Игры

22

-

22

8.Стэп-аэробика

10

1

9

Итого:

144

14

130


Учебно- тематический план.

Третий год обучения


Название раздела

Количество часов

общее

Теория



практика



  1. Вводное занятие

А. инструктаж по ТБ

Б. Гармоничное развитие личности

2

2


2. Фитбол - гимнастика

40

2

38

3. Специальные упражнения. коррегирующая гимнастика

30

2

28

4. Ритмика

40

2

38

5. ОРУ

30

2

28

6. Дыхательная гимнастика

4

1

3

7.Стэп-аэробика

40

2

38

8. Игры

30

-

30





Итого:

216

13

203



Учебно- тематический план.

Четвертый год обучения


Название раздела

Количество часов

общее

Теория



практика



  1. Вводное занятие

А. инструктаж по ТБ

Б. Гармоничное развитие личности

2

2


2. Фитбол - гимнастика

40

2

38

3. Специальные упражнения. коррегирующая гимнастика

30

2

28

4. Ритмика

40

2

38

5. ОРУ

30

2

28

6. Дыхательная гимнастика

4

1

3

7.Стэп-аэробика

40

2

38

8. Игры

30

-

30





Итого:

216

13

203



Методическое обеспечение программы


В основе построения программы лежат принципы:

-Развивающего и воспитательного характера обучения;

-Наглядности;

-Систематичности и последовательности действии;

-Доступности и посильности;

-Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;

-Принцип прочности (знаний) результатов обучения и развития;

-Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.

Программа предусматривает следующие методы и формы формирования знаний, умений. (Используется классификация из книги Кульневич С.В., Иванченко В.Н. «Дополнительное образование детей: методическая служба»)

Методы организации занятий в объединении:

  1. Игровой метод обучения:

Формы: игроритмика, игрогимнастика, игропластика, самомассаж, цигун, танцетерапия, игры-путешествия.

  1. Словесный метод обучения:

Формы: Лекции и рассказы по истории гимнастики, инструктаж по технике безопасности на вводных занятиях, консультация при выполнении творческого группового проекта.

  1. Репродуктивный:

Формы: обучение коррегирующим упражнениям, гимнастике цигун, самомассажу, пальчиковой гимнастике, гимнастике До-ин, йоге.

  1. Методы наблюдения:

Формы: фото- и видеосъемка во время выполнения творческих заданий.

  1. Проектный метод:

Формы: групповые проекты (участие в праздниках, показательных выступлениях).

  1. Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

-Методы мотивации: поощрение, создание «ситуации успеха»;

-Оценочные методы: взаимооценка, рейтинг, тестирование.

7. Формы и методы контроля знаний и умений:

Наблюдение, опрос, самоконтроль, взаимоконтроль, практическая работа, самостоятельная работа, упражнения, защита творческих проектов.

  1. Методы исследования:

- Антропометрические исследования (масса,кг; рост, ОГ)

-Дыхательная система (пикфлоуметр)

-Сердечно-сосудистая система (проба Штанге и Генча,ЧСС)

-Выносливость мышц спины, боковых мышц

-Психоэмоциональное состояние (фрактальный анализ В.Полуяктовой).

-Состояние ВНС (дермографическая реакция)



Условия реализации программы


Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

-учебный класс, с ковровым покрытием и гимнастическим станком

-фитболы

-скакалки

-гимнастические палки

-массажные мячи

-резиновые мячи

-гантели 0,5 и 1,0 кг

- стэпы

-музыкальный центр


Конечный результат

1 год обучения


К концу 1 года обучения воспитанники должны:

1. Иметь представление об истории гимнастики, их разновидностях, пользе;

2. Знать классификацию физических упражнений;

3. Уметь выполнять базовый комплекс утренней гимнастики, коррегирующей гимнастики, самомассаж;

4.Уметь общаться в коллективе, уважительно относиться к товарищам, воспитанникам объединения;

5. Уметь снять мышечные зажимы с лица, разбудить эмоции.


2 год обучения


  1. Иметь представление о способах укрепления здоровья;

  2. Знать базовые комплексы по УГГ, ОРУ, СГ для укрепления осанки, дыхательные упражнения.

  3. Владеть навыками свободного танца, комплексом по стэп-аэробике.

  4. Уметь выполнять комплекс гимнастики Цигун; йоге

  5. Стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать;

3 год обучения

1. Знать комплексы ФУ для укрепления функционального состояния физиологических систем организма.

2. Уметь согласовывать движения с музыкой, выразительно и пластично выполнять все комплексы ФУ.

3. Развить мышечную силу, координационные способности.

4. Уметь взаимно принимать друг друга и входить в контакт, экспериментировать с движением, ощущать себя в роли ведущего и ведомого.

5.Уметь выполнять комплексы цигун и йоги под музыку. Комплекс на фитболе и коррегирующие упражнения.

6. Владеть техниками дыхания по йоге, цигун, Стрельниковой.

4 год обучения

  1. Уметь выполнять ОРУ с предметом и без предмета, знать комплексы упражнений с палкой, мячом.

  2. Уметь выполнять упражнения для коррекции осанки по йоге, Цигун. Знать комплекс упражнений на коррекцию осанки и плоскостопия.

  3. Уметь двигаться под музыку, менять тэмп во время комплекса упражнений под музыку.

  4. Уметь выполнять все виды дыхания : йога, цигун, гимнастика Стрельниковой.

  5. Знать подвижные игры с предметами.

  6. Знать комплекс с гантелями для развития плечевого пояса.

  7. Знать комплекс упражнений на мяче, хорошо держать равновесие, хорошо владеть мячом.


Критерии отслеживания результативности освоения программы


Уровни освоения программы:

Высокий: Проявляет интерес к упражнениям, может контролировать действия других, сохраняет длительное устойчивое равновесие, следит за осанкой, знает и выполняет гимнастические комплексы правильно.

Средний: самостоятельно выполняет упражнения, соблюдает правила игры, сохраняет равновесие.

Низкий : допускает ошибки при выполнении упражнений. Плохо сохраняет равновесие. Нарушает правила игры.

Содержание программы


Распределено по 2 блокам: основы знаний и учебно-практический материал(умения, навыки, развитие двигательных способностей).

Основы знаний - теоретический раздел программы, представленный различными темами, без знания которых овладение практическим материалом является невозможным.

Учебно-практический материал включает в себя формирование умений, навыков и развитие двигательных способностей средствами фитболгимнастики, стэп – аэробики, гимнастик Востока, ОРУ и коррегирующих упражнений.

Весь учебный материал распределен на 4 года обучения, дается последовательно и равномерно на каждом занятии. Занятия проводятся по группам с учетом возраста и групп здоровья. Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная ,заключительная.




Заключение

Программа предлагает условия для оздоровления младших школьников посредством физических упражнений и использования фитболов, стэп-досок, гантелей, которые развивают физические качества и являются методом оздоровления. Доступность программы делает ее наиболее востребованной для педагогов, родителей и детей.




Список используемой литературы

Литература для педагога:


1.Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания :учеб.пособие для студентов и методистов пед.практики/Г.Ф. Шитиковва; СПбГАФК.-СПб,1997.-59с.

2.Программа практики студентов 4 курса по специальности 022500 «Адаптивная физическая культура»./Сост:к.п.н.,доц,Л.М. Куликова,Л.П.Селькова;,-УралГафк,Челябинск,2004-20с.

3.Чепипиков В.Т. Педагогическая практика в начальных классах: учеб.пособие/В.Т.Чепиков.Ростов-на-Дону: Феникс,2002-267с.

4.Лечебная физическая культура : Учеб.для студ.высш.учеб.заведений/Под ред.С.Н.Попова.-М.:Издательский центр «Академия»,2004.-416с

5.Белая Н.А.Лечебная физкультура и массаж: учебно-методич,пособие для мед.работников./Н.А.Белая-М.:Советский спорт,2001-272с

6.Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике-М.Терра-спорт, 2000.-72с.

7.Кудра Т.А. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-методи. Пос.-Владивосток:МГУ им.адмирала Г.И.Невельского, 2001.-120с.



Литература для учащихся

1.Белова Л. Цигун на каждый день.- СПб.:Питер,2007.-160с

2.Шарманова С.Б.,Федоров А.И., Калугина Г.К. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста:учебное пособие.-Челябинск: УралГуФК,1999.-212с










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!