Программа
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Возраст 8-12 лет
4 года обучения
методическая разработка педагога
Каштановой Анны Платоновны
Программа
«Оздоровительная гимнастика»
Возраст 8-12 лет
4 года обучения
Информационная карта программы
Тип программы: авторская
Образовательная область: оздоровительная
Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное
Способ освоения содержания образования:
репродуктивный
Уровень освоения содержания образования:
общекультурный
Уровень реализации программы:
основное образование
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации: четырехгодичная
Пояснительная записка
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить результаты.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. В тоже время в нашем обществе вопросами профилактики заболеваний путем выработки здоровых навыков поведения в семье, школе, детском саду по- настоящему никто не занимался. Вся работа по валеологии (под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности, изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни) проводилась спонтанно, поэтому внедрение здорового образа жизни ведется и сейчас медленно и неэффективно.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. В уставе ВОЗ говорится, что здоровье- это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб материнства и детства, в конечном счете- отношение государства к проблемам здоровья. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3-7лет имеют функциональное отклонение в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Доступность оздоровительной гимнастики основывается на простых общеразвивающих упражнениях, специальных упражнениях и коррегирующих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорнодвигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную систему. Эмоциональность достигается музыкальным сопровождением, образными упражнениями.
Спортивно-оздоровительная программа «Оздоровительная гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей и рассчитана на два года обучения.
В программе представлены различные разделы, но основными являются специальные упражнения на укрепление осанки и профилактику плоскостопия, гимнастика цигун.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей ребенка, а так же общему укреплению организма.
Основной целью программы «Оздоровительная гимнастика» является общее укрепление организма, исправление осанки, содействие всестороннему развитию личности ребенка средствами физической реабилитации формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач:
Укрепление здоровья: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия4 содействовать укреплению функционального состояния органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы, нервной и иммунной систем организма.
Совершенствование психомоторных способностей: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, координационные способности; содействовать развитию чувства ритма, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формировать навыки выразительности, пластичности.
Развитие творческих способностей: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки пластичной двигательной активности в гимнастике цигун; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в упражнениях.
Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи, трудолюбия.
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1-й год- 144ч: теория- 14часов, практика-130 часов.
2-й год-144 ч: теория 14 часов, практика -130 часов.
3-й год- 216ч: теория 13 часов, практика- 203 часов.
4-й год-216ч: теория 13ч. Практика-203 часа.
Программа предполагает обучение детей от 8 до 13 лет
Количество детей в группе 12-15 человек.
Продолжительность занятий 4часа в неделю ( 2 занятия по 2 часа)-1й и 2й год; 6 часов в неделю-3й и 4й год обучения.
Новизна программы определяется системой нетрадиционных применений оздоровительных методик, использование фитболов, стэпов и различных видов гимнастик Востока, направленных на профилактику, коррекцию и оздоровление детей младшего школьного возраста.
К концу обучения учащиеся должны:
- Укрепить свое здоровье (сформировать правильную осанку; укрепить ОДА, органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую, нервную, иммунную системы организма);
- Развить психомоторные способности (развить мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности, память, внимание,;
- Развить творческие способности;
- Развить лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Формами подведения итогов реализации программы служат:
- Показательные выступления на соревнованиях и праздниках;
-Оформление видео альбомов воспитанников объединения;
- Проведение конкурса по оздоровительной гимнастике.
Учебно-тематический план.
Первый год обучения
Название раздела | Количество часов | Предполагаемый результат |
Общее | Теория | Практика |
1.Вводное занятие. а.Инструктаж по технике безопасности. б. Что такое оздоровит- тельная гимнастика? | 2 | 2 | | Мотивация прихода |
2.Гимнастика ОРУ | 20 | 4 | 16 | Укрепление ОДА |
3.Коррегирующие ФУ | 20 | 2 | 18 | Укрепление осанки, профилактика плоскостопия |
4.Ритмика | 20 | 2 | 18 | Формирование движений под музыку, развитие чувства ритма |
5.Фитболгимнастика | 40 | 2 | 38 | Развитие мышечной силы и гибкости, равновесия с помощью нетрадиционных методик. |
6. Степ-аэробика | 10 | 1 | 9 | Изучение шагов аэробики, развитие координационных способностей, тренировка физиологических систем |
7.Игры | 22 | - | 22 | Закрепление ЗУнов, приобретенных ранее, сплочение детей |
8.Дыхательная гимнастика | 10 | 1 | 9 | Общее укрепление организма |
Итого: | 144 | 14 | 130 | |
Второй год обучения
Первый год обучения
Название раздела | Количество часов |
Общее | Теория | Практика |
1.Вводное занятие. а.Инструктаж по технике безопасности. б. Фитнес сегодня. Современные виды гимнастик. | 2 | 2 | |
2.Гимнастика ОРУ | 20 | 4 | 16 |
3.Коррегирующие ФУ | 20 | 2 | 18 |
4.Ритмика | 20 | 2 | 18 |
5.Фитболгимнастика | 40 | 2 | 38 |
6. Дыхательная гимнастика | 10 | 1 | 9 |
7.Игры | 22 | - | 22 |
8.Стэп-аэробика | 10 | 1 | 9 |
Итого: | 144 | 14 | 130 |
Учебно- тематический план.
Третий год обучения
Название раздела | Количество часов |
общее | Теория | практика |
Вводное занятие А. инструктаж по ТБ Б. Гармоничное развитие личности | 2 | 2 | |
2. Фитбол - гимнастика | 40 | 2 | 38 |
3. Специальные упражнения. коррегирующая гимнастика | 30 | 2 | 28 |
4. Ритмика | 40 | 2 | 38 |
5. ОРУ | 30 | 2 | 28 |
6. Дыхательная гимнастика | 4 | 1 | 3 |
7.Стэп-аэробика | 40 | 2 | 38 |
8. Игры | 30 | - | 30 |
| | | |
Итого: | 216 | 13 | 203 |
Учебно- тематический план.
Четвертый год обучения
Название раздела | Количество часов |
общее | Теория | практика |
Вводное занятие А. инструктаж по ТБ Б. Гармоничное развитие личности | 2 | 2 | |
2. Фитбол - гимнастика | 40 | 2 | 38 |
3. Специальные упражнения. коррегирующая гимнастика | 30 | 2 | 28 |
4. Ритмика | 40 | 2 | 38 |
5. ОРУ | 30 | 2 | 28 |
6. Дыхательная гимнастика | 4 | 1 | 3 |
7.Стэп-аэробика | 40 | 2 | 38 |
8. Игры | 30 | - | 30 |
| | | |
Итого: | 216 | 13 | 203 |
Методическое обеспечение программы
В основе построения программы лежат принципы:
-Развивающего и воспитательного характера обучения;
-Наглядности;
-Систематичности и последовательности действии;
-Доступности и посильности;
-Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
-Принцип прочности (знаний) результатов обучения и развития;
-Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
Программа предусматривает следующие методы и формы формирования знаний, умений. (Используется классификация из книги Кульневич С.В., Иванченко В.Н. «Дополнительное образование детей: методическая служба»)
Методы организации занятий в объединении:
Игровой метод обучения:
Формы: игроритмика, игрогимнастика, игропластика, самомассаж, цигун, танцетерапия, игры-путешествия.
Словесный метод обучения:
Формы: Лекции и рассказы по истории гимнастики, инструктаж по технике безопасности на вводных занятиях, консультация при выполнении творческого группового проекта.
Репродуктивный:
Формы: обучение коррегирующим упражнениям, гимнастике цигун, самомассажу, пальчиковой гимнастике, гимнастике До-ин, йоге.
Методы наблюдения:
Формы: фото- и видеосъемка во время выполнения творческих заданий.
Проектный метод:
Формы: групповые проекты (участие в праздниках, показательных выступлениях).
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:
-Методы мотивации: поощрение, создание «ситуации успеха»;
-Оценочные методы: взаимооценка, рейтинг, тестирование.
7. Формы и методы контроля знаний и умений:
Наблюдение, опрос, самоконтроль, взаимоконтроль, практическая работа, самостоятельная работа, упражнения, защита творческих проектов.
Методы исследования:
- Антропометрические исследования (масса,кг; рост, ОГ)
-Дыхательная система (пикфлоуметр)
-Сердечно-сосудистая система (проба Штанге и Генча,ЧСС)
-Выносливость мышц спины, боковых мышц
-Психоэмоциональное состояние (фрактальный анализ В.Полуяктовой).
-Состояние ВНС (дермографическая реакция)
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
-учебный класс, с ковровым покрытием и гимнастическим станком
-фитболы
-скакалки
-гимнастические палки
-массажные мячи
-резиновые мячи
-гантели 0,5 и 1,0 кг
- стэпы
-музыкальный центр
Конечный результат
1 год обучения
К концу 1 года обучения воспитанники должны:
1. Иметь представление об истории гимнастики, их разновидностях, пользе;
2. Знать классификацию физических упражнений;
3. Уметь выполнять базовый комплекс утренней гимнастики, коррегирующей гимнастики, самомассаж;
4.Уметь общаться в коллективе, уважительно относиться к товарищам, воспитанникам объединения;
5. Уметь снять мышечные зажимы с лица, разбудить эмоции.
2 год обучения
Иметь представление о способах укрепления здоровья;
Знать базовые комплексы по УГГ, ОРУ, СГ для укрепления осанки, дыхательные упражнения.
Владеть навыками свободного танца, комплексом по стэп-аэробике.
Уметь выполнять комплекс гимнастики Цигун; йоге
Стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать;
3 год обучения
1. Знать комплексы ФУ для укрепления функционального состояния физиологических систем организма.
2. Уметь согласовывать движения с музыкой, выразительно и пластично выполнять все комплексы ФУ.
3. Развить мышечную силу, координационные способности.
4. Уметь взаимно принимать друг друга и входить в контакт, экспериментировать с движением, ощущать себя в роли ведущего и ведомого.
5.Уметь выполнять комплексы цигун и йоги под музыку. Комплекс на фитболе и коррегирующие упражнения.
6. Владеть техниками дыхания по йоге, цигун, Стрельниковой.
4 год обучения
Уметь выполнять ОРУ с предметом и без предмета, знать комплексы упражнений с палкой, мячом.
Уметь выполнять упражнения для коррекции осанки по йоге, Цигун. Знать комплекс упражнений на коррекцию осанки и плоскостопия.
Уметь двигаться под музыку, менять тэмп во время комплекса упражнений под музыку.
Уметь выполнять все виды дыхания : йога, цигун, гимнастика Стрельниковой.
Знать подвижные игры с предметами.
Знать комплекс с гантелями для развития плечевого пояса.
Знать комплекс упражнений на мяче, хорошо держать равновесие, хорошо владеть мячом.
Критерии отслеживания результативности освоения программы
Уровни освоения программы:
Высокий: Проявляет интерес к упражнениям, может контролировать действия других, сохраняет длительное устойчивое равновесие, следит за осанкой, знает и выполняет гимнастические комплексы правильно.
Средний: самостоятельно выполняет упражнения, соблюдает правила игры, сохраняет равновесие.
Низкий : допускает ошибки при выполнении упражнений. Плохо сохраняет равновесие. Нарушает правила игры.
Содержание программы
Распределено по 2 блокам: основы знаний и учебно-практический материал(умения, навыки, развитие двигательных способностей).
Основы знаний - теоретический раздел программы, представленный различными темами, без знания которых овладение практическим материалом является невозможным.
Учебно-практический материал включает в себя формирование умений, навыков и развитие двигательных способностей средствами фитболгимнастики, стэп – аэробики, гимнастик Востока, ОРУ и коррегирующих упражнений.
Весь учебный материал распределен на 4 года обучения, дается последовательно и равномерно на каждом занятии. Занятия проводятся по группам с учетом возраста и групп здоровья. Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная ,заключительная.
Заключение
Программа предлагает условия для оздоровления младших школьников посредством физических упражнений и использования фитболов, стэп-досок, гантелей, которые развивают физические качества и являются методом оздоровления. Доступность программы делает ее наиболее востребованной для педагогов, родителей и детей.
Список используемой литературы
Литература для педагога:
1.Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания :учеб.пособие для студентов и методистов пед.практики/Г.Ф. Шитиковва; СПбГАФК.-СПб,1997.-59с.
2.Программа практики студентов 4 курса по специальности 022500 «Адаптивная физическая культура»./Сост:к.п.н.,доц,Л.М. Куликова,Л.П.Селькова;,-УралГафк,Челябинск,2004-20с.
3.Чепипиков В.Т. Педагогическая практика в начальных классах: учеб.пособие/В.Т.Чепиков.Ростов-на-Дону: Феникс,2002-267с.
4.Лечебная физическая культура : Учеб.для студ.высш.учеб.заведений/Под ред.С.Н.Попова.-М.:Издательский центр «Академия»,2004.-416с
5.Белая Н.А.Лечебная физкультура и массаж: учебно-методич,пособие для мед.работников./Н.А.Белая-М.:Советский спорт,2001-272с
6.Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике-М.Терра-спорт, 2000.-72с.
7.Кудра Т.А. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-методи. Пос.-Владивосток:МГУ им.адмирала Г.И.Невельского, 2001.-120с.
Литература для учащихся
1.Белова Л. Цигун на каждый день.- СПб.:Питер,2007.-160с
2.Шарманова С.Б.,Федоров А.И., Калугина Г.К. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста:учебное пособие.-Челябинск: УралГуФК,1999.-212с