Ознакомление дошкольников с художественной литературой
Выполнила: Чебан Екатерина Андреевна
воспитатель МДОАУ д/с № 9 г. Свободного
Актуальность темы
Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте.
Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно– этических норм.
Формировать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов ,сказок, стихов, развивать поэтический слух и любовь к родному языку
Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость
Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой
Способствовать формированию духовно-нравственных представлений, социализации и развитию речи как средства коммуникации
Основные методы ознакомления с художественной литературой
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.
2. Рассказывание воспитателя .
Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование.
3 . Инсценирование . Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4 . Заучивание наизусть . Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
Методика проведения занятий
В структуре типичного занятия можно выделить три части.
- В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова.
- Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.
- В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Условия и последовательность проведения занятий
- Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.
- Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
- В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям.
- Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.
Приемы, используемые на занятиях
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.
- Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.
- Выразительное чтение ,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова.
- Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
Методика использования иллюстраций
- Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия.
- Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
- При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекая от содержания услышанного.
- Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес детей к данной книге.
Обобщение:
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
- выразительное чтение воспитателя,
- беседа о прочитанном,
- повторное чтение,
- рассматривание иллюстраций,
- объяснение незнакомых слов.
Заучивание стихотворений
- Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
- При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания
- При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1—2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших.
Структура занятия по заучиванию стихотворений
- Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу . Воспитатель обращается к эмоциональной памяти детей, помогает припомнить образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
- Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его.
- В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том ,что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам) ,что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
- Дети повторяют стихотворение индивидуальн о, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних.
- В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места.
- При заучивании проводится большая работа по формированию выразительност и и непосредственности детского чтения. Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.
3
Приемы, используемые при заучивании стихотворения
- У некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов,на помощь взрослым приходят мнемотаблицы
- В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. д.Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Интеграция с другими видами обучения
- Педагог может включить литературный материал в другие занятия , например, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используя стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем, вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.
- Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей.
Советы для родителей
- При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям, для этого можно использовать информационные стенды, а также провести индивидуальные консультации.
- Часто родители нуждаются в помощи при выборе места и времени для чтения детям. В этом случае им можно посоветовать, гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге.
- В режиме дня нужно выделить 15-20 минут перед сном, чтобы почитать ребенку. Традиции семейного чтения пополняют и активизируют словарь, формируют фразовую речь и развивают эмоциональный мир ребенка.
Значение художественной литературы в формировании личности ребенка
- Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
- В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения.
Спасибо за внимание!