СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ознакомление с поэзией в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Ознакомление с поэзией в детском саду"»

Тема: «Ознакомление с поэзией в детском саду. Выразительное чтение произведений художественной литературы».

Тема: «Ознакомление с поэзией в детском саду. Выразительное чтение произведений художественной литературы».

 Чтение художественной литературы Расширяет представления дошкольников,  обогащает их знаниями  об окружающей действительности,  формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. Художественная литература вводит детей в особый,  исключительный мир  чувств, переживаний  и эмоциональных  открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.

Чтение художественной литературы

Расширяет представления

дошкольников,

обогащает их знаниями

об окружающей

действительности,

формирует целостную

картину мира,

содействует развитию речи.

Художественная литература

вводит детей в особый,

исключительный мир

чувств, переживаний

и эмоциональных

открытий и способствует

формированию первичных

ценностных представлений.

Круг детского чтения Поэзия; Проза; Произведения устного народного творчества; Авторские книги; Сказки и загадки; Рассказы и повести; Песни и потешки.

Круг детского чтения

  • Поэзия;
  • Проза;
  • Произведения устного народного творчества;
  • Авторские книги;
  • Сказки и загадки;
  • Рассказы и повести;
  • Песни и потешки.
Поэзия для детей  - Обогащение образной речи;  - Развитие поэтического слуха;  - Развитие этических и нравственных понятий  - Расширение представлений об окружающем; - Развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Поэзия для детей

- Обогащение образной речи;

- Развитие поэтического слуха;

- Развитие этических и нравственных понятий

- Расширение представлений об окружающем;

- Развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Использование поэтического слова На занятиях; На прогулках; Во время наблюдений; Экскурсий; Игр; При рассматриваний картин и иллюстраций; Во время выполнения режимных моментов.

Использование поэтического слова

  • На занятиях;
  • На прогулках;
  • Во время наблюдений;
  • Экскурсий;
  • Игр;
  • При рассматриваний картин и иллюстраций;
  • Во время выполнения режимных моментов.

Русские классики Именно они позволяют почувствовать поэтичность образов, понять, что о привычных явлениях можно сказать непривычно красиво, почувствовать ритмичность, музыкальность, напевность стихотворной речи. А. С. Пушкин; А. Фет; С. Есенин; А. Плещеев; Ф. Тютчев и др.

Русские классики

  • Именно они позволяют почувствовать поэтичность образов, понять, что о привычных явлениях можно сказать непривычно красиво, почувствовать ритмичность, музыкальность, напевность стихотворной речи.
  • А. С. Пушкин;
  • А. Фет;
  • С. Есенин;
  • А. Плещеев;
  • Ф. Тютчев

и др.

Приёмы работы при знакомстве детей с поэтическим произведением Беседа по теме произведения; Демонстрация иллюстративного материала; Короткий рассказ о поэте; Выразительное чтение стихотворения воспитателем; Анализ произведения;

Приёмы работы при знакомстве детей с поэтическим произведением

  • Беседа по теме произведения;
  • Демонстрация иллюстративного материала;
  • Короткий рассказ о поэте;
  • Выразительное чтение стихотворения воспитателем;
  • Анализ произведения;
Знакомство со стихами Лес точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный.  Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)  Все это помогает учить детей воспринимать поэтический образ времен года средствами художественной выразительности, учить устанавливать связи и закономерности в природе, воспитывать любовь к родной природе, желание глубже познавать ее тайны, развивать наблюдательность. картинка

Знакомство со стихами

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И. Бунин)

Все это помогает учить детей воспринимать поэтический образ времен года средствами художественной выразительности, учить устанавливать связи и закономерности в природе, воспитывать любовь к родной природе, желание глубже познавать ее тайны, развивать наблюдательность.

картинка

Поэзия также способствует воспитанию чувств, умению сопереживать и сочувствовать, эмоционально реагировать на разные ситуации. Например зимой, наблюдая за воробьем читаем детям стихотворение Н.Рубцова «Воробей»: Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней! И дрожит он над зернышком бедный, И летит к чердаку к своему. А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему…  Дети сопереживают воробью и мы вместе вешаем кормушку.
  • Поэзия также способствует воспитанию чувств, умению сопереживать и сочувствовать, эмоционально реагировать на разные ситуации. Например зимой, наблюдая за воробьем читаем детям стихотворение Н.Рубцова «Воробей»:

Чуть живой.

Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедный,

И летит к чердаку к своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Дети сопереживают воробью и мы вместе вешаем кормушку.

Зимой, на прогулке во время наблюдения за березой мы находим момент для того, чтобы сказать о березе словами поэта С. Есенина:  На пушистых ветках  Снежною каймой  Распустились кисти  Белой бахромой.  Затем вместе с детьми любуемся и этой « снежной каймой» на ветках, и «белой бахромой». Здесь уместно, на наглядном образном примере и пояснить непонятные слова детям. В такой ситуации дети легко воспринимают стихотворение, быстро его запоминают, они получают элементарные знания о природных явлениях (образование инея).
  • Зимой, на прогулке во время наблюдения за березой мы находим момент для того, чтобы сказать о березе словами поэта С. Есенина:

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

  • Затем вместе с детьми любуемся и этой « снежной каймой» на ветках, и «белой бахромой». Здесь уместно, на наглядном образном примере и пояснить непонятные слова детям. В такой ситуации дети легко воспринимают стихотворение, быстро его запоминают, они получают элементарные знания о природных явлениях (образование инея).
Приёмы заучивания Драматизация стихов; Пение стихотворения на мелодию знакомой песни; Комплемент словами автора; Чтение стихотворения с различным настроением; Прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного чтения (в записи); Различные виды театра с игрушками или с предметами, их заменяющими. Игра «Эхо»; Построчное запоминание; Перекидывание мяча друг другу.

Приёмы заучивания

  • Драматизация стихов;
  • Пение стихотворения на мелодию знакомой песни;
  • Комплемент словами автора;
  • Чтение стихотворения с различным настроением;
  • Прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного чтения (в записи);
  • Различные виды театра с игрушками или с предметами, их заменяющими.
  • Игра «Эхо»;
  • Построчное запоминание;
  • Перекидывание мяча друг другу.
Выразительное чтение произведений художественной литературы Речь – орудие труда педагога. Дети усваивают язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон, манеру говорить. Речь воспитателя – образец принятого употребления языковых средств. Воспитатель обязан соблюдать лексические, грамматические, стилистические, фонетические нормы.

Выразительное чтение произведений художественной литературы

  • Речь – орудие труда педагога.
  • Дети усваивают язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон, манеру говорить.
  • Речь воспитателя – образец принятого употребления языковых средств.
  • Воспитатель обязан соблюдать лексические, грамматические, стилистические, фонетические нормы.
Техника речи – это совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Дыхание – основа внешней речи. Дыхание – энергетическая база, жизнь речи. Типы дыхания: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-нижнерёберное.

Техника речи – это совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения.

  • Дыхание – основа внешней речи.
  • Дыхание – энергетическая база, жизнь речи.
  • Типы дыхания: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-нижнерёберное.
Постановка дыхания Привести себя в состояние покоя. Отрабатывать диафрагмально-нижнерёберное дыхание. Отрабатывать направленность выдоха, фокусируя его на губах. Тренировать умение на паузах «добирать» воздух.

Постановка дыхания

  • Привести себя в состояние покоя.
  • Отрабатывать диафрагмально-нижнерёберное дыхание.
  • Отрабатывать направленность выдоха, фокусируя его на губах.
  • Тренировать умение на паузах «добирать» воздух.
Голос Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей. Голос каждого отличается тембром. В голосе различают высоту, длительность, полётность, гибкость.

Голос

  • Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей.
  • Голос каждого отличается тембром.
  • В голосе различают высоту, длительность, полётность, гибкость.
Голосоподача, дикция Атаки голоса: твёрдая, мягкая, придыхательная. Основной тон речевого голоса – микет. Дикция – это ясное, чистое, чёткое , правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в целом. Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти. Дикционные упражнения: чтение слоговых таблиц, скороговорок.

Голосоподача, дикция

  • Атаки голоса: твёрдая, мягкая, придыхательная.
  • Основной тон речевого голоса – микет.
  • Дикция – это ясное, чистое, чёткое , правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в целом.
  • Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти.
  • Дикционные упражнения: чтение слоговых таблиц, скороговорок.
Интонация Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий в себя: мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи.

Интонация

  • Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий в себя: мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи.
Подготовка к чтению Познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить действующих лиц, события, причинно-следственные связи, которые движут события вперёд. Установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора. Продумать способы исполнения.

Подготовка к чтению

  • Познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить действующих лиц, события, причинно-следственные связи, которые движут события вперёд.
  • Установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора.
  • Продумать способы исполнения.
Рассказывание сказки Сказка сказывается в естественной, разговорной манере. Присказку нужно читать в среднем темпе, ритмично, выделяя образные слова и словосочетания. После чтения присказки делается длительная пауза. Концовку читать в разговорной манере, последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования.

Рассказывание сказки

  • Сказка сказывается в естественной, разговорной манере.
  • Присказку нужно читать в среднем темпе, ритмично, выделяя образные слова и словосочетания. После чтения присказки делается длительная пауза.
  • Концовку читать в разговорной манере, последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования.
Чтение рассказа Точное знание того, о чём рассказываешь. Рассказывая, надо уметь показывать, а не играть. Выражать своё отношение к героям, событиям. Точно знать, какие мысли, чувства хотим вызвать у слушателей.

Чтение рассказа

  • Точное знание того, о чём рассказываешь.
  • Рассказывая, надо уметь показывать, а не играть.
  • Выражать своё отношение к героям, событиям.
  • Точно знать, какие мысли, чувства хотим вызвать у слушателей.
Чтение басни Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи, тон. Если басня имеет стихотворную форму, то её чтение предполагает соблюдение ритмических пауз. Речь героев читается с учётом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. «Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на неё внимание и задумались над ней.» Майман Р.Р.

Чтение басни

  • Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи, тон.
  • Если басня имеет стихотворную форму, то её чтение предполагает соблюдение ритмических пауз.
  • Речь героев читается с учётом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика.
  • «Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на неё внимание и задумались над ней.» Майман Р.Р.
Чтение стихов Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм должно быть учтено исполнителем. Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха иногда делается дополнительная пауза – цезура. В конце строфы делается пауза. При чтении заключительной строки стихотворения нужно передать законченность мысли или её незавершённость. При чтении учитывать наличие аллитерации (повторение согласных) и ассонанса (повторение гласных). Чтец должен проникновенно и трепетно передавать каждую мысль, каждый образ, каждое слово. Читая, старайтесь «видеть» поэтические образы.

Чтение стихов

  • Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм должно быть учтено исполнителем.
  • Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха иногда делается дополнительная пауза – цезура.
  • В конце строфы делается пауза.
  • При чтении заключительной строки стихотворения нужно передать законченность мысли или её незавершённость.
  • При чтении учитывать наличие аллитерации (повторение согласных) и ассонанса (повторение гласных).
  • Чтец должен проникновенно и трепетно передавать каждую мысль, каждый образ, каждое слово.
  • Читая, старайтесь «видеть» поэтические образы.
Рассказ воспитателя Виды рассказов: описательные, сюжетные. Подготовка к рассказыванию: определить тему, воспитательно-образовательную задачу, отобрать фактический и художественный материал, составить план, продумать словесное оформление, общую тональность рассказа. Виды творческого рассказывания: рассказ из жизни, рассказ-пояснение к картине, художественному произведению, рассказы из биографий замечательных людей, рассказ-передача художественного произведения близко к тексту, рассказ на основе научно-популярной статьи.

Рассказ воспитателя

  • Виды рассказов: описательные, сюжетные.
  • Подготовка к рассказыванию: определить тему, воспитательно-образовательную задачу, отобрать фактический и художественный материал, составить план, продумать словесное оформление, общую тональность рассказа.
  • Виды творческого рассказывания: рассказ из жизни, рассказ-пояснение к картине, художественному произведению, рассказы из биографий замечательных людей, рассказ-передача художественного произведения близко к тексту, рассказ на основе научно-популярной статьи.
Инсценирование литературных произведений Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров(в поступках, в диалоге). Материалом для инсценирования служат сказки, рассказы, стихи, насыщенные действиями, диалогами. Сценарий включает текст, который произносят герои, указания о расположении актёров на сцене (мизансцены), описание обстановки, характера переживаний , поступков, жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход их со сцены (ремарки).

Инсценирование литературных произведений

  • Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров(в поступках, в диалоге).
  • Материалом для инсценирования служат сказки, рассказы, стихи, насыщенные действиями, диалогами.
  • Сценарий включает текст, который произносят герои, указания о расположении актёров на сцене (мизансцены), описание обстановки, характера переживаний , поступков, жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход их со сцены (ремарки).
Классификация кукольных театров Настольные кукольные театры: театр игрушек, театр картинок (полуобъёмные, плоскостные). Стендовые кукольные театры: театр картинок на фланелеграфе, «живые картинки», театр теней. Театр с куклами на ширме, театр перчаток (Петрушек, носков, варежек), театр пальчиков, театр ложек, театр тростевых кукол. Театрализованные игры-драматизации.

Классификация кукольных театров

  • Настольные кукольные театры: театр игрушек, театр картинок (полуобъёмные, плоскостные).
  • Стендовые кукольные театры: театр картинок на фланелеграфе, «живые картинки», театр теней.
  • Театр с куклами на ширме, театр перчаток (Петрушек, носков, варежек), театр пальчиков, театр ложек, театр тростевых кукол.
  • Театрализованные игры-драматизации.
 « Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них, как музыка».  В.Г. Белинский.

« Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них, как музыка».

В.Г. Белинский.

Выполнила:  Фирсова Светлана Вячеславовна

Выполнила: Фирсова Светлана Вячеславовна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!