СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ознакомление с окружающим детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваютс формы работы с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с окружающим детей раннего возраста»













Сообщение на РМО для воспитателей раннего возраста

«Ознакомление с окружающим детей раннего возраста»



Волкова Е.В.























Задачи познавательного развития детей раннего возраста:

-поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения,

-накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности,

-уделять особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.
Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи выбрать для работы с детьми  раннего возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем возрастные особенности детей раннего возраста: 

им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; 

поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; 

детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;  преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Поэтому,  решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая  деятельность  должна быть: 
во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); 
во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); 
в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Какие формы работы с детьми необходимо использовать для развития познавательной активности и речи детей раннего возраста?

-специально организованные игры-занятия,

-дидактические игры,

-предметно-манипулятивная деятельность,

-наблюдения,

-прогулки,

-игры-экспериментирования,

-чтение и рассказывание детям,

-рассматривание картинок, иллюстраций,


-сюжетно-ролевые игры,

-проблемные ситуации (с использованием игрушек), 

-игры-драматизации,

-создание «сокровищниц» и «чудесных мешочков»,

-ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.

Огромное значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования

Для своих опытов ребенок выбирает объекты, принадлежащие к разным сферам:

  • рукотворной, т.е. созданной руками человека,

  • миру живой природы (растения, звери, насекомые, рыбы и т.д.)

  • миру неживой природы (камешки, песок, вода, земля, снег и т.д.)

Например, с водой можно организовать множество игр. Варианты:

Знакомство со свойствами воды:

-Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.

-Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Как из горячей воды сделать теплую?

-Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.

-Вода не пахнет, у нее нет запаха, дать понюхать.

-Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.

-Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку…).

Вопрос: В какие еще игры можно поиграть с водой? С бумагой?

Все эти игры решают несколько задач, в том числе - расширение и обогащение словаря.

(Д.В. №2-2009г., стр.22: Е.Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»)

Основные темы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим:

сезонные изменения в природе: признаки времен года, погода, наблюдение за объектами живой и неживой природы; 

овощи, фрукты, деревья, 

животные домашние и дикие

птицы домашние и дикие; 

дом, квартира, комната; 

одежда и обувь

мебель

посуда

транспорт

первоначальные сведения о себе и своей семье, и др.

Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире, который можно постоянно надстраивать – расширять и дополнять. Насколько обширны и разнообразны познания ребенка, во многом зависит от воспитания и семьи: беседуют ли родители с ребенком; учат ли наблюдать за миром вокруг; организуют ли поездки и путешествия; походы в театр, кино, цирк; какие книги покупают ребенку, какие телепередачи разрешают смотреть. Деятельность по развитию речи и знакомству ребенка с окружающим миром тесно переплетаются между собой. Советуем объединить усилия воспитателей, родителей и специалистов, и желаем успехов!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!