Сообщение на РМО для воспитателей раннего возраста
«Ознакомление с окружающим детей раннего возраста»
Волкова Е.В.
Задачи познавательного развития детей раннего возраста:
-поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения,
-накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности,
-уделять особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру.
Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.
Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.
Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи выбрать для работы с детьми раннего возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем возрастные особенности детей раннего возраста:
им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;
внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;
поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:
во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
Какие формы работы с детьми необходимо использовать для развития познавательной активности и речи детей раннего возраста?
-специально организованные игры-занятия,
-дидактические игры,
-предметно-манипулятивная деятельность,
-наблюдения,
-прогулки,
-игры-экспериментирования,
-чтение и рассказывание детям,
-рассматривание картинок, иллюстраций,
-сюжетно-ролевые игры,
-проблемные ситуации (с использованием игрушек),
-игры-драматизации,
-создание «сокровищниц» и «чудесных мешочков»,
-ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.
Огромное значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования
Для своих опытов ребенок выбирает объекты, принадлежащие к разным сферам:
рукотворной, т.е. созданной руками человека,
миру живой природы (растения, звери, насекомые, рыбы и т.д.)
миру неживой природы (камешки, песок, вода, земля, снег и т.д.)
Например, с водой можно организовать множество игр. Варианты:
Знакомство со свойствами воды:
-Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.
-Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Как из горячей воды сделать теплую?
-Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.
-Вода не пахнет, у нее нет запаха, дать понюхать.
-Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.
-Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку…).
Вопрос: В какие еще игры можно поиграть с водой? С бумагой?
Все эти игры решают несколько задач, в том числе - расширение и обогащение словаря.
(Д.В. №2-2009г., стр.22: Е.Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»)
Основные темы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим:
сезонные изменения в природе: признаки времен года, погода, наблюдение за объектами живой и неживой природы;
овощи, фрукты, деревья,
животные домашние и дикие;
птицы домашние и дикие;
дом, квартира, комната;
одежда и обувь;
мебель;
посуда;
транспорт;
первоначальные сведения о себе и своей семье, и др.
Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире, который можно постоянно надстраивать – расширять и дополнять. Насколько обширны и разнообразны познания ребенка, во многом зависит от воспитания и семьи: беседуют ли родители с ребенком; учат ли наблюдать за миром вокруг; организуют ли поездки и путешествия; походы в театр, кино, цирк; какие книги покупают ребенку, какие телепередачи разрешают смотреть. Деятельность по развитию речи и знакомству ребенка с окружающим миром тесно переплетаются между собой. Советуем объединить усилия воспитателей, родителей и специалистов, и желаем успехов!