Средняя общеобразовательная школа № 19
«П. Трэверс «Мэри Поппинс».
Открытый урок по литературному чтению в 7 классе.
Учитель: Наукеева А.Д.
г.Уральск, 2014 г.
Дата: 17.10.14 г.
Цели урока:
познакомить учащихся со сказочной повестью П. Трэверс, сопоставить разные образы воспитателей детей;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление, воображение, фантазию, веру в чудо;
воспитывать у учащихся умение будни превращать в праздники,
делать только добрые дела, уметь сочувствовать и верить в чудеса.
Тип урока: изучение нового материала
Наглядность: - медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной презентации, учебное пособие, портрет П. Трэверс, плакат, фломастеры, спикер, жетоны.
Работа со словами: пенс, наставительно, изящный, тужурка, газон, препятствие, старинный, мраморный, статуя, пьедестал, джентльмен, цилиндр, штопать, протестовать, одолжить, экземпляр, владыка моря, сити, трезубец, бухта, пломбир.
Ход урока:
1. Организационный момент.
а) Приветствие.
б) Готовность к уроку.
в) Делю класс на группы
Вступление
Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок. Угадайте, героиня какого произведения будет у вас на уроке?
- «Мэри Поппинс»
- Молодцы! Угадали!
-А принес меня к вам восточный ветер. И чтобы западный ветер меня не унес, мы должны проверить домашнее задание по сказке Г.Андерсена «Пятеро из одного стручка»
2. Опрос домашнего задания.
задание: вставить пропущенные слова в отрывок текста и с выражением прочитать этот отрывок
В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже ________, ну, они думали, что весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, __________ и горошины; они приноравливались к ________ и сидели все в ряд. Крак! – стручок лопнул, и все пять горошин ________на яркое солнце. Они лежали на ________ладони; маленький мальчик ________ их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. А в коморке жила бедная женщина. Она ходила на подённую работу: чистила _______, пилила дрова, словом, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Однако она подпёрла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшой ________, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла ______ верёвочку и один конец её ______ к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать. Как я славно раздобрела! – говорила горошина. – Право, я скоро ________, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна _______ . Я самая ________ из всех пяти! Канава была с нею вполне согласна. А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая.
Вопросы:
Когда бедная женщина поверила, что её дочь выздоровеет?
Каким образом горошины оказались на воле?
Какая судьба постигла каждую горошин?
Какая из пяти горошин оказалась самой замечательной? Почему?
Что помогло девочке выздороветь?
3. Изучение нового материала
*просмотр эпизода под песню в фильме «Леди Совершенство»
Слово учителя:
Чудеса Мэри Поппинс рождаются за чайным столом или на прогулке в парке, в кондитерской или в мясной лавке — повсюду! Мэри, безусловно, по праву заслуживает титула Леди совершенство, она удивительным образом обладает способностью видеть чудеса в обычных явлениях.
Вот об одном волшебстве, которое произошло в парке, мы сегодня поговорим. Ребята, открыли страницу 74, главу «Мраморный мальчик» из повести «Мэри Поппинс, до свидания!».
Закрепление нового материала
Команде Мэри Поппинс
- Куда собрались дети с Мэри Поппинс? (стр. 75)
- Опишите это место.
Солнце раскинулось над Вишнёвым переулком, словно гигантский сияющий зонтик. Дрозды и пеночки пели на деревьях. На углу Адмирал Бум прилежно подстригал свой газон.
Издалека доносились звуки весёлого марша. В парке играл военный оркестр. По аллеям гуляли цветные зонтики, а под ними семенили дамы и сплетничали обо всём на свете.
Парковый сторож в летней форме — голубой тужурке с красным кантом на рукаве — расхаживал по газонам и зорко наблюдал за всем и за всеми.
Вопрос команде Мраморный мальчик.(стр. 76)
- Что увидели дети на том берегу пруда? Найдите описание статуи.
А на том берегу пруда стояла старинная мраморная статуя: Мальчик с Дельфином. На фоне неба и воды она казалась ослепительно белой. Но кончик носа у Мальчика был отбит, и трещинка, как чёрный шрам, была у него на ноге, на мизинце левой руки не хватало сустава и все пальцы на ногах потрескались.
Он стоял на высоком пьедестале, обнимая за шею Дельфина, склонив к воде голову с мраморными кудрями, и задумчиво глядел вниз большими мраморными глазами.
Вопрос команде «Семья Бэнкс»:
-Кого дети увидели в парке возле статуи? Прочитайте. .(стр. 76)
И именно в эту минуту она заметила Пожилого Джентльмена.
Пожилой Джентльмен сидел у самого подножия статуи, читая книгу с помощью большой лупы. Лысая его голова была повязана от солнца шёлковым носовым платком, а рядом с ним на скамейке стоял чёрный цилиндр.
Дети очарованно загляделись на эту курьёзную и чем-то знакомую фигуру.
Команде Мэри Поппинс:
-Найдите в учебнике эпизод, где Нелей рассказывает про родителей.(стр.80)
Он далеко отсюда. На островах Греции. Его называют Владыкой моря.
Он стоит на скале у моря, держа свой трезубец, и трубит в рог. А рядом с ним сидит моя мать и расчёсывает волосы. А у их ног Пелий, мой младший брат, играет с мраморной раковиной. И весь день чайки летают над ними, бросая крылатые тени на их мраморные тела, и рассказывают им, что нового в гавани. Корабли входят в бухту или выходят в открытое море, и они любуются их цветными парусами. А по ночам они слушают, как волны бьются о берег.
Вопрос команде Мраморный мальчик:
-Найдите диалог Мэри Поппинс и Нелея.(стр. 79)
На берегу пруда стояла Мэри Поппинс, и глаза её блестели стальным блеском.
Нелей, вскрикнув, вскочил на ноги и, потупившись, подошёл к ней. Маленький, робкий и несчастный, он стоял перед ней в ожидании приговора.
— Кто разрешил тебе сойти вниз, позволь спросить? На лице её было обычное свирепое выражение.
Нелей совсем повесил голову.
— Никто, — пробормотал он. — Мои ноги сами спрыгнули, Мэри Поппинс.
— Тогда пусть-ка они лучше немедленно вспрыгнут обратно. Марш! Ты не имеешь права сходить с пьедестала!
Мраморный Мальчик откинул назад голову, и солнце заиграло на его маленьком щербатом носу.
— Мэри Поппинс, позвольте мне немножко побыть внизу! — взмолился он. — Совсем немножко! Мне так хочется поиграть с Джейн и с Майклом! Вы не знаете, как мне тоскливо стоять одному и ни с кем, ни с кем не разговаривать! Ну пожалуйста, Мэри Поппинс, позвольте! — шепнул он, умоляюще сложив руки.
Вопрос команде «Семья Бэнкс»: (стр. 82)
-Найдите эпизод прощания Майкла и Джейн с мраморным Мальчиком.
Нелей с Дельфином на руках легко вскочил на пьедестал и выпрямился. Он поднял маленькую мраморную руку и полушутливо-полупечально помахал ребятам на прощание.
Назовите героев, которые встретились вам в этой главе?
Мэри Поппинс, Миссис Бэнкс, Мистер Бэнкс, Майкл, Джейн, Джон и Барби - близнецы и Аннабел, Мраморный мальчик и Пожилой Джентльмен, Мисс Ларк, парковый сторож, Мистер Фолли.
У нас в классе 3 команды: команда «Мэри Поппинс», команда «Мраморный Мальчик», команда «Семья Бэнкс»
Физ. минутка под песню в фильме «Леди Совершенство»
6.Викторина
Чьи эти слова?
А больше ты нам ничего не дашь? (Майкл стр.74)
Благодарю вас, о нём есть кому позаботиться! (Мэри Поппинс стр.82)
Послушайте! Что же вы?
Дали бы мне дочитать! (Нелей стр.77)
Я её давно знаю. Она старая приятельница моего отца. (Нелей стр.80)
Не нарушать правил!По газонам не ходить! (парковый сторож стр.75)
Какой он сегодня веселый! (Джейн стр.76)
Вспомни:
Как звали Мраморного мальчика? (Нелей)
Какую книгу подарил Пожилой Джентельмен Мраморному Мальчику? (Любопытный слонёнок стр.81)
Как назывался журнал, который любили читать Майкл и Джейн? (Развесёлые картинки)
1) Назовите адрес, по которому проживала семья Бэнкс? (Вишневый переулок, 17)
7.*Выводы:
-Докажите, что вы прочитали отрывки из сказочной повести.
Оживает Мраморный Мальчик, Мэри Поппинс летает на зонтике, понимает язык зверей.
-Расскажите, как Нелей попал в парк.
В ящике. Его купил один господин, потому что он понравился ему.
-Дайте характеристику М. Поппинс. Как вы думаете, какая она: строгая или
добрая? Почему?
Она хочет, чтобы дети учились самостоятельности, чтобы они сами догадывались. Она любит детей. Она в обычных предметах видит чудо.
-Чему учит нас эта повесть?
-Какие чудеса совершили бы вы, если бы вы были волшебниками?
8.Подведение итогов занятий.
Своих воспитанников Мэри Поппинс научила двум самым главным вещам:
- умение видеть сказочное во всех обычных вещах,
- не боятся любых перемен.
9. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Какие чудеса совершили бы вы, если бы вы были волшебниками?»