Тема: Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже (продолжение)
Цели: развивать умения образовывать и правильно употреблять в речи форму родительного падежа имён существительных множественного числа;
учить различать одушевлённые имена существительные множественного числа в форме родительного и винительного падежей.
Формируемые УУД:
п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке называют форму множественного числа имён существительных.)
III. Актуализация знаний
Осложнённый словарный диктант
(Учитель читает определение, учащиеся записывают слово в форме множественного числа.)
1) Обозначение, название места жительства. (Адрес — адреса.)
2) Специалист, знающий законы земледелия. (Агроном — агрономы.)
3) Тот, кто руководит школой. (Директор — директора.)
4) Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер — инженеры.)
5) Единица массы, равная 1000 граммов. (Килограмм — килограммы.)
6) Горящая куча дров, сучьев. (Костёр — костры.)
7) Крупное морское судно. (Корабль — корабли.)
8) Картина, изображающая природу. (Пейзаж — пейзажи.)
9) Изображение человека на картине или фотографии. (Портрет — портреты.)
10) Поездка по дальним странам, местностям. (Путешествие — путешествия.)
11) Крестьянин, земледелец. (Хлебороб — хлеборобы.)
(Проверка. Один ученик читает слова вслух. Взаимопроверка правильности написания слов по орфографическому словарю, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
пара носков пара чулок
восемь килограммов много мест
корзина помидоров урожай яблок
— Определите падеж и число имён существительных - зависимых слов, выделите в них окончания.
— Что вы заметили? (Имена существительные употреблены в форме родительного падежа множественного числа, но существительные в первом столбике имеют окончание -ов, а у существительных во втором столбике окончание нулевое.)
— Как вы думаете, как определить, какое окончание надо употреблять? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в родительном падеже, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имён существительных во множественном числе.)
— Прочитайте предложения.
Охотники увидели зайцев.
В нашем лесу водится много зайцев.
— Определите число и падеж существительного зайцев в каждом предложении.
— Что вы заметили? (Слово зайцев имеет одинаковую форму и в винительном, и в родительном падеже.)
— Почему? (Потому что одушевлённые существительные и в родительном, и в винительном падеже отвечают на один и тот же вопрос — кого?)
— Как определить падеж в этом случае?
— Чему ещё мы будем учиться сегодня на уроке? (Различать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных множественного числа.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 263 (с. 137).
— Прочитайте.
— Что общего у этих слов? (Они стоят в форме множественного числа родительного падежа.)
— Какие окончания имеют эти существительные? (Нулевые окончания.)
— Можно ли их проверить? (Нет, эти формы слов надо запомнить.)
— Спишите слова, выделите окончания.
Упр. 264 (с. 137).
— Прочитайте задание.
— Как можно определить форму родительного падежа во множественном числе, если затрудняешься с ответом?
— Найдите слово, форму которого вы не можете определить, в толковом словаре. (Например, слово яблоки.)
— Прочитайте словарную статью. На что указывает первое условное обозначение? (Буква а — это окончание существительного в родительном падеже единственного числа.)
— Как вы понимаете следующее условное обозначение? (Это форма слова во множественном числе, сначала в форме именительного, потом родительного падежа.)
— Выполните задание к упражнению.
(Работа в парах. Учащиеся составляют словосочетания, при необходимости обращаются к словарю (можно использовать школьный словарик трудностей русского языка).
Одна пара работает на откидной доске. Проверка, взаимооценка.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 265 (с. 138). (Комментированное письмо.)
— Сравните формы трёх падежей. В каких падежах окончания одинаковы?
— Как отличить существительные в именительном и винительном падежах? (Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим, а в винительном падеже — второстепенным членом.)
— Как отличить существительные в родительном и винительном падежах? (Можно подставить существительное 1-го склонения в единственном числе. Если окончание будет -у или -ю, то это винительный падеж:, а если -ы или -и — это родительный падеж:.)
— Вспомните, какие предлоги употребляются с родительным падежом, а какие — с винительным. (В, на, через — предлоги винительного падежа; у, без, от — предлоги родительного падежа.)
Упр. 266 (с. 138). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик называет слова, указывает падеж, остальные проверяют.)
— Как вы разобрали третье предложение?
— Назовите части слова трескучий. (Самооценка.)
VIII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр. 267 (с. 138). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в родительном падеже?
Домашнее задание
Программный уровень: упр. 262 (с. 137).
Уровень повышенной сложности: упр. 268 (с. 139).
Записать в словарик слово газета, составить с ним предложение.