СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Падежные окончания имен существительных во множественном числе в Р.п. (продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Падежные окончания имен существительных во множественном числе в Р.п. (продолжение)»

Тема: Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже (продолжение)

Цели: развивать умения образовывать и правильно употреб­лять в речи форму родительного падежа имён существительных множественного числа;

учить различать одушевлённые имена существительные множественного числа в форме родительного и винительного падежей.

Формируемые УУД:

п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение не­обходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логи­ческой цепи рассуждений; доказательство;

к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррек­ция, оценка действий партнёра;

р. — постановка учебной за­дачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке называют форму множественного чис­ла имён существительных.)

III. Актуализация знаний

Осложнённый словарный диктант

(Учитель читает определение, учащиеся записывают слово в форме множественного числа.)

1) Обозначение, название места жительства. (Адрес — адреса.)

2) Специалист, знающий законы земледелия. (Агроном — агрономы.)

3) Тот, кто руководит школой. (Директор — директора.)

4) Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер — инженеры.)

5) Единица массы, равная 1000 граммов. (Килограмм — килограммы.)

6) Горящая куча дров, сучьев. (Костёр — костры.)

7) Крупное морское судно. (Корабль — корабли.)

8) Картина, изображающая природу. (Пейзаж — пейзажи.)

9) Изображение человека на картине или фотографии. (Портрет — портреты.)

10) Поездка по дальним странам, местностям. (Путешествие — пу­тешествия.)

11) Крестьянин, земледелец. (Хлебороб — хлеборобы.)

(Проверка. Один ученик читает слова вслух. Взаимопроверка правильности написания слов по орфографическому словарю, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте словосочетания.

пара носков пара чулок

восемь килограммов много мест

корзина помидоров урожай яблок

— Определите падеж и число имён существительных - зави­симых слов, выделите в них окончания.

— Что вы заметили? (Имена существительные употреблены в форме родительного падежа множественного числа, но су­ществительные в первом столбике имеют окончание -ов, а у существительных во втором столбике окончание нулевое.)

— Как вы думаете, как определить, какое окончание надо упо­треблять? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания име­ют существительные множественного числа в родительном падеже, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имён существительных во множественном числе.)

— Прочитайте предложения.

Охотники увидели зайцев.

В нашем лесу водится много зайцев.

— Определите число и падеж существительного зайцев в каж­дом предложении.

— Что вы заметили? (Слово зайцев имеет одинаковую форму и в винительном, и в родительном падеже.)

— Почему? (Потому что одушевлённые существительные и в родительном, и в винительном падеже отвечают на один и тот же вопрос — кого?)

— Как определить падеж в этом случае?

— Чему ещё мы будем учиться сегодня на уроке? (Различать родительный и винительный падежи одушевлённых имён су­ществительных множественного числа.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 263 (с. 137).

— Прочитайте.

— Что общего у этих слов? (Они стоят в форме множествен­ного числа родительного падежа.)

— Какие окончания имеют эти существительные? (Нулевые окончания.)

— Можно ли их проверить? (Нет, эти формы слов надо запо­мнить.)

— Спишите слова, выделите окончания.

Упр. 264 (с. 137).

— Прочитайте задание.

— Как можно определить форму родительного падежа во мно­жественном числе, если затрудняешься с ответом?

— Найдите слово, форму которого вы не можете определить, в толковом словаре. (Например, слово яблоки.)

— Прочитайте словарную статью. На что указывает первое условное обозначение? (Буква а это окончание сущест­вительного в родительном падеже единственного числа.)

— Как вы понимаете следующее условное обозначение? (Это форма слова во множественном числе, сначала в форме име­нительного, потом родительного падежа.)

— Выполните задание к упражнению.

(Работа в парах. Учащиеся составляют словосочетания, при необходимости обращаются к словарю (можно использовать школьный словарик трудностей русского языка).

Одна пара ра­ботает на откидной доске. Проверка, взаимооценка.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 265 (с. 138). (Комментированное письмо.)

— Сравните формы трёх падежей. В каких падежах окончания одинаковы?

— Как отличить существительные в именительном и вини­тельном падежах? (Существительное в именительном паде­же является в предложении подлежащим, а в винительном падеже — второстепенным членом.)

— Как отличить существительные в родительном и вини­тельном падежах? (Можно подставить существительное 1-го склонения в единственном числе. Если окончание бу­дет -у или -ю, то это винительный падеж:, а если -ы или -и — это родительный падеж:.)

— Вспомните, какие предлоги употребляются с родительным падежом, а какие — с винительным. (В, на, через — предло­ги винительного падежа; у, без, от — предлоги родительного падежа.)

Упр. 266 (с. 138). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик назы­вает слова, указывает падеж, остальные проверяют.)

— Как вы разобрали третье предложение?

— Назовите части слова трескучий. (Самооценка.)

VIII. Рефлексия Работа по учебнику

Упр. 267 (с. 138). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Какие окончания могут быть у имён существительных мно­жественного числа в родительном падеже?

Домашнее задание

Программный уровень: упр. 262 (с. 137).

Уровень повышенной сложности: упр. 268 (с. 139).

Записать в словарик слово газета, составить с ним предложение.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!