Технология деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты (УУД) |
1. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку; создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. - Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Сегодня у нас необычный урок! К нам пришли гости, поэтому... Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели к нам еще прийти! | Обучающиеся проверяют подготовку мест к уроку. | Коммуникативные: Умение слушать. |
2. Минутка чистописания | -Для того чтобы узнать какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания, отгадайте загадку. Кошка, миленькая кошка, Поиграй ты с ней немножко, С кошкой ты, наверняка, Не забудешь букву ... (к) - Что вы можете сказать о звуках , который обозначает буква «к»? - Откройте свои тетради. Запишите четырнадцатое апреля. Классная работа. ( запись с комментированием) - На следующей строке запишите заглавную букву "К" и строчную букву "к". К к - Запишите сочетания букв. Ко кл ка - Запишите слова и объясните их написания по следующему алгоритму: разделить слова на слоги, поставить ударение, определить место орфограммы и объяснить ее. Коля, ключик, какао, рассвет, тетрадь, чаща, моря. | [к]- звук согласный, глухой, парный, твердый [к']- звук согласный, глухой, парный, мягкий Открывают тетради, записывают число, классная работа, заглавную и строчную букву "к", сочетания букв. Ко/ля (удар. падает на гласную букву "о", орфограмма - заглавная буква "К" в имени собственном), клю/чик (удар. падает на гласную букву "ю", орфограмма находиться в суффиксе - "ик", проверочное слово ключика, "и" сохраняется, пишу ключик), ка/ка/о (удар. падает на вторую гласную букву "а", словарное слово, надо запомнить), рас/свет (удар. падает на гласную букву "е", удвоенная согласная буква "с", перед глухой согласной пишем букву "с"), тет/радь ( удар. падает на гласную букву "а", парные согласные "д/т", проверочное слово тетради), ча/ща (удар. падает на гласную букву "а", правила ча-ща пиши с буквой "а"), мо/ря (удар. падает на гласную букву "я", безударная гласная в корне слова, проверочное слово- море). | Познавательные: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Преобразовывать информацию. Коммуникативные: Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные: Оценивать успешность усвоения материала. |
3. Повторение ранее изученного | - Что общего между этими словами? -Что вы знаете об имени существительном? -Посмотрите внимательно на наши слова, какое слово лишнее? Почему? -Чем отличаются существительные в форме мн. ч, от формы ед.ч. ? - Давайте поработаем в парах. Сейчас каждая пара, устно будет изменять наши существительные ,из формы ед.ч в форму мн.ч.Проверяем. - Какое слово у вас не изменилось? Почему? - Прочитай стихотворение. Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура. Ходит-бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. (Аркадий Иосифович Хайт) -О чем это стихотворение? -Давайте поработаем в парах. Исправьте стихотворение. - Какие существительные, которые не меняют формы, вы тут заметили? Выпишите их. Определите их род. Выделите в словах окон. -Род неизменяемых имен существительных надо запоминать. В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю -Какой вывод можно сделать? | -Это существительные. -Часть речи, которая обозначает предмет. Отвечает на вопросы: Кто? Что? Существительное имеет род, склонение. Изменяется по числам и падежам. -Моря т.к. существительное в форме мн. ч, а все остальные ед. ч. -Существительные в форме мн. ч обозначают несколько предметов. -Какао. В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. Они имеют одну форму. Эти слова пришли в русский язык из других языков. - О том, как нельзя говорить. Метро(с.р.), кенгуру(м.р), кино(с.р), шоссе(с.р), шимпандзе (м.р.); окон- нулевое - Что существительные могут быть в формах ед.ч. и мн.ч, а также могут иметь не изменяемую форму, которая не имеет окончание. | Познавательные: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Преобразовывать информацию. Коммуникативные: Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные: Оценивать успешность усвоения материала. |
4.Изучение нового материала | -Прочитайте про себя отрывки известных вам произведений. Как они называются? -Кто автор этих строк? - Выпишите глагол + существительное во множественном числе. Определите род, падеж, склонение, выделите окончания - На какие две группы можно разделить эти существительные во множественном числе? - Посмотрите внимательно на склонен. сущ. Какой вывод из этого можно сделать вывод? - Где мы можем проверить наше предположение? Открываем учебник на стр. 119 - Запишем кратко. - Сформулируйте тему нашего урока. | - 1-Мойдадыр, 2- Путаница. -Корней Чуковский - умываются (кто?) мышата (начальная форма мышонок, муж. род, Им.п, 2 скл, окон -а), умываются (кто?) котята (н.ф котёнок, муж.род.Им.п, 2 скл , окон -а), умываются (кто?) утята( н.ф. утёнок, муж род, Им.п, 2 скл , окон -а), умываются (кто?) жучки(н.ф. жучок, муж род, Им.п,2 скл , окон -и), умываются (кто?) паучки(н.ф паучок, муж род, Им.п, 2 скл , окон -и) , гуляют (кто?) рыбы( н.ф.раба жен. род, Им.п, 1 скл, окон -ы ),летают(кто?) жабы(н.ф. жаба , жен.род, Им.п, 1 скл, окон -ы), изловили(кто?) мыши(н.ф.мышь, жен.род, Им.п., 3 скл, окон -и ), посадили (кто?) мыши (н.ф.мышь, жен.род, Им.п., 3 скл, окон -и) - Окончания - ы/ - и, - а/ -я - У слов разных склонений нередко используются одинаковые падежные окончания. -Учебник Сущ. в форме Им.п., мн.ч. | 1-е скл. | 2-е скл. | 3 скл. | -ы/ - и | - ы/ - и; - а/ - я | -и | - Окончания существительных - ы/ - и, - а/ - я в форме мн. ч , Им.п. - Окончания существительных - ы/ - и, - а/ - я в форме мн. ч , Им.п. | Познавательные: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Преобразовывать информацию. Коммуникативные: Умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные: Оценивать успешность усвоения материала. |
5. Закрепление нового материала | -Придумайте предложение, употребив в нем существительное в форме Им.п , мн.числа. Выделите окончание. | Варианты учащихся. | Познавательные: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Преобразовывать информацию. Регулятивные: Оценивать успешность усвоения материала. |
6. Физкультминутка | - Вспомогательное слово у этого падежа "Нет" (Р. п. ) - Падежный вопрос "Кому" (Д. п. ). - Предлоги у этого падежа О, об (П. п). - Этот падеж имеет 2 вспомогательных слова( дать , подойти к) (Д. п. ) - Существительное в этом падеже - подлежащее (И. п). - Без предлога не употребляется (П. п). - “Щедрый падеж” (Д. п. ). - Падеж работяга (Т. п. ). -У каких падежей, падежный вопрос Что? (И, п. , В. п. ). | Встают со своих мест и показывают табличку с названием падежа, о котором идет речь. | Коммуникативные: Умение слышать, слушать и понимать. |
7. Изучение нового материала | -Давайте поработаем в группах. Определите склонение данных существительных: сёстры, дни, ткани. Просклоняй их. Запишите в таблицу. Выделите окончания. - Что общего в окончаниях имен сущ. в форме множественного числа? - Более подробно остановимся на этом уже на след.уроке. | Падеж | Падежные вопросы | 1 -е скл. | 2- е скл. | 3 -е скл. | И.п. | Что? | сёстр-ы | дн-и | ткан-и | Р.п. | Чего? | сестёр | дн-ей | ткан-ей | Д.п. | Чему? | сёстр-ам | дн-ям | ткан-ям | В.п. | Что? | сестёр | дн-и | ткан-и | Т.п. | Чем? | сёстр-ами | дн-ями | ткан-ями | П.п. | О чем? | о сёстр-ах | о дн-ях | о ткан-ях | - Повторяются окончания в независимости от склонения, в Д.п,Т.п.,П.п. | Познавательные: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Преобразовывать информацию. Коммуникативные: Умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные: Оценивать успешность усвоения материала. |
8. Рефлексия | - А сейчас подведем итоги. - Чему вы сегодня научились? -Оцените свою работу на уроке. Начертите в тетради вертикальную линию, длиной 3 клетки и поставьте на ней звездочку так: • Если все на уроке было понятно и нетрудно, то наверху; • Если что-то непонятно, то посередине; Если совсем тяжело, то внизу. | | Регулятивные: Оценивать успешность усвоения материала. |