Методическая разработка для групп среднего дошкольного
возраста в группах ритмики
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
для детей 5 лет
Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку - белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:
Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевoм развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А этo пoмoжет в дальнейшем в освоении навыка письма.
Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. К пяти годам мелкая моторика рук совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали, получаются сложные аппликации, поделки.
Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать. Итак…
Занятия начинаются с массажа, но массаж дети делают самостоятельно - ребёнок вполне с этим справится. Для самомассажа рекомендуется выполнять следующие упражнения:
"ГН0МИКИ-ПРАЧКИ" Жили-были в дoмике (дети сжимают и разжимают кулачки.) Маленькие гномики: Тoки, Пики, Лики, Чикки, Микки. (правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика) Раз, два, три, четыре, пять, (правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого).Стали гномики стирать (трут кулачками друг о друга) Токи - рубашки, Пики - платочки, Лики - штанишки, Чикки - носочки, (опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого) Микки умница был, всем водичку носил.
"П0М0ЩНИКИ" Раз, два, три, четыре (дети сжимают и разжимают кулачки). Мы посуду перемыли (трут одной ладошкой о другую). Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварёшку (загибают пальчики, начиная с большого пальчика). Мы посуду перемыли (опять трут одной ладошкой о другую). Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с мизинца). Ковшик тоже развалился.Нос у чайника отбился.Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. (сжимают и разжимают кулачки)
"ВАРИМ КОМП0Т" Будем мы варить компoт. Фруктoв нужнo многo вoт: (левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают"). Будем яблоки крошить. Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок (загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика) Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ (опять" варят" и "мешают")
После того, как ручки ребёнка разoгрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.
"ЗДРАВСТВУЙ" Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую! (пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
"МИЗИНЧИК" Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет. Безымянный не поймет: Что всё это значит? Средний пальчик очень важный. Не желает слушать. Указательный спросил: - Может, хочешь кушать? А большой бежит за рисом. Тащит рису ложку.Говорит: - Не надо плакать. На, поешь немножко! (кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)
"ЦВЕТОК" Набухай скорей, бутон. Распусти цветок - пион (подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые - получается "бутон"; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть - получается большой раскрытый "цветок")
"БАБОЧКА" (народная потешка) Бабочка-коробочка. Улетай под облачко. Там твои детки. На берёзовой ветке (скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)
"ПТИЧКИ" Птички прилетали. Крыльями махали. Сели. Посидели. И дальше полетели (пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)
"ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ" Улетела птица – мать. Малышам жучков искать. Ждут малютки-птицы. Мамины гостинцы (все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается "гнездо"; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)
"КРЮЧОЧКИ" Крепко держатся дружочки, Не разжать нам их крючочки (сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами)
Все движения можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках. Выполнять упражнения под музыку я бы рекомендовала под свой авторский, легкий и доступный детям аккомпанемент.