СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





























Оглавление


Введение

Глава I. Теоретические основы изученияпальчиковых игр как средстваразвития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

1.2 Понятие "игра"

1.3 Игровая деятельность старших дошкольников и ее особенности

1.4Особенности использованияпальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте

Выводы по Главе I


Глава II. Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

2.1Принцип подбора игр

2.2Группы пальчиковых игр

2.3Организационный аспект построения эксперимента

2.4Анализ и обсуждение результатов экспериментального обследования

Выводы по Главе II


Заключение

Литература

Приложения







ВВЕДЕНИЕ


Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [23, с.127].

Другие исследователи, например С. Прищепа, показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган [21, с.96.].

И.Ю.Кулагина показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития и готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь[14,с.102]. Дошкольники (дети от 3 до 7 лет) обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками, особенно, если эта деятельность коллективная. Занятия на развитие моторики рук проходят страстно и занимательно, потому что не существует более притягательного материала для творчества.

Итак, целью нашей дипломной работы являетсяизучение и определение своеобразия «пальчиковых» игр как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

- изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

- рассмотреть понятие «игра», и особенности игровой деятельности старших дошкольников;

- изучить особенности использования пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте и рассмотреть группы пальчиковых игр;

- провести экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что пальчиковая игра будет являться эффективным средством развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, а именно будет способствовать развитию памяти, воображения, речевых и сенсомоторных функций; выступит новым способом взаимодействия ребенка с окружающим миром через игровую деятельность.

В ходе проведения исследования применялись такие методы, кактеоретический анализ психолого-педагогической литературы;теоретический анализ материалов научных исследований;изучение и обобщение педагогического опыта;диагностирование;наблюдение.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.













ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



1.1 Психологические особенности

детей старшего дошкольного возраста


К старшему дошкольному возрасту относится период 5-7 лет. Это достаточно большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и стремится включиться в этот мир, проявляя свою возрастающую самостоятельность. Дошкольный возраст имеет большое значение в психическом развитии ребенка.

Выявление психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста представляется нам наиболее перспективным в ходе изучения исследований ведущих отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других.

Л.С. Выготский считает, что в этот период жизни мир окружающих людей как бы распадается для ребенка на два круга.

Первый круг - это близкие люди: мать, отец или те, кто заменяет их ребенку. Отношения с ними определяют отношения ребенка совсем остальным миром. Второй, более широкий круг представляют все другие люди, отношения к которым опосредованы отношениями, устанавливающимися в первом, малом круге [5, с.164.].

Деятельность ребенка с предметом, и его общение со взрослыми Л.С. Выготский включил в число движущих сил развития и определил их как факторы, формирующие психическую жизнь человека. Он пытался понять влияние воздействий окружающей среды на формирование психики. Решая эту проблему, ученый исходил из положения, что условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. При одних и тех же обстоятельствах могут формироваться различные особенности психики. Ее развитие, прежде всего, зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок.

«Среда, - говорил Л.С. Выготский, - по-разному воздействует на ребенка. Для понимания ее влияния следует учитывать не только те изменения, которые произошли в среде, но и те, которые наблюдаются в самом ребенке» [5, с.169]. Такое понимание роли среды в психическом развитии детей дало ученому возможность ввести понятие социальной ситуации развития. Она, по его мнению, проявляется в виде "аффективного отношения" ребенка к среде. Переживание, подчеркивал он, есть единица, в которой представлена, с одной стороны, среда, т.е. то, что переживается ребенком, с другой - субъект, т.е. то, что вносит в это переживание он сам и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым ранее уровнем психического развития [5, с.107].

В конце 30-х гг. психологи харьковской школы (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин и др.) показали, что в основе развития лежит непосредственная практическая деятельность ребенка. Исследования дали возможность с разных сторон подойти к представлению о том, что реально является движущей силой психического развития, позволили сформулировать тезис о значении деятельности в психическом развитии ребенка [15].

Вопросы движущих сил развития детей, а также причины, которые определяют их возрастные особенности, подробно рассматривались в трудах А.Н. Леонтьева. Ученый сделал попытку объяснить своеобразие возрастных особенностей ребенка взаимоотношениями, в которые он вступает с окружающей действительностью на различных этапах своего развития. Так, в дошкольном возрасте ребенок зависит от окружающих людей и должен считаться с требованиями, предъявляемыми к его поведению. Далее А.Н. Леонтьев указывает, что положение в системе общественных отношений само по себе еще не определяет психического развития, оно только характеризует уже достигнутую ступень. Непосредственно же формирование психики ребенка обусловливает ведущая деятельность. Именно благодаря ведущей деятельности у него появляются психические новообразования, характерные для данного возраста. Кроме того, именно через ведущую деятельность осуществляется воспитание ребенка, формирование его отношения к действительности[15, c.64].

Предметом глубокого анализа в работах А.Н. Леонтьева являются понятия приспособления и присвоения. Различие между ними, по мнению ученого, заключается в том, что биологическое приспособление - это изменения видовых свойств врожденного поведения, которые передаются путем наследственности, а присвоение - воспроизведение исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей, способов поведения. Процесс присвоения социального опыта осуществляется в деятельности ребенка, которая протекает в практическом и речевом общении с окружающими людьми, в совместных действиях с ними. Присвоение наиболее эффективно в специально организованной деятельности, называемой учением, в процессе которой он овладевает систематизированными знаниями, умениями и навыками.

Ребёнок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образования и взрослых, воспитывающих ребёнка, - содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребёнка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но прежде всего для ребёнка. Поэтому в работе необходимо использовать эффективные средства своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправданно. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.

Проблема этапов психического развития детей - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Изменения процессов психической жизни ребёнка (и вообще человека) происходят не независимо друг от друга, но внутренне связаны друг с другом [11,c.228].

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети, интересующиеся событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стан.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное - связать развивающейся интерес детей к новой социальной позиции ("Хочу стать школьником") с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

Задача взрослых развивать внимание и память детей, формировать у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Используются несколько форм общения:

деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество с взрослыми развивает у ребенка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты;

познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей;

личностное общение, в которые вступает ребенок, чтобы обсудить с взрослыми проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции будущего школьника.

Отдельные процессы (восприятие, память, мышление и так далее) не являются самостоятельными линиями в психическом развитии. Каждый из психических процессов в своём реальном протекании и развитии зависит от личности в целом, от общего развития личности: направленности, характера, способностей, эмоциональных переживаний. Отсюда избирательный характер восприятия, запоминания, забывания и так далее.



1.2 Понятие «игра»


В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.

Ведущая деятельность - это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития [19, с.126.]:

1. В форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются внутри нее другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном возрасте впервые возникают и складываются элементы учения).

2. В ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка).

3. От ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что оставляет важную сторону формирования личности).

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

В отечественной психологии над теорией игры работали такие психологи, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.Я. Басов, Д.Б. Эльконин и другие.

Значительный вклад в разработку теории игры внес Л.С. Выготский, обращаясь к игре как ведущему типу деятельности дошкольников. В своих работах он раскрывает сущность данной деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, игра возникает, когда появляются нереализуемые тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов. Эти обобщенные аффекты могут ребенком не осознаваться. Их основным содержанием является система отношений со взрослыми [5, с.142].

Центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществления ее в создаваемой самим ребенком игровой обстановке. Для «мнимой» ситуации характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия в принятой ребенком роли взрослого. Это становится возможным на основе расхождения видимого и смыслового поля, появляющегося в дошкольном возрасте.

Всякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем, игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с «мнимой» ситуацией. Правила в игре есть правила ребенка для самого себя правила внутреннего самоограничения и самоопределения.

В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. Главное генетическое противоречие игры заключается в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии. В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии.

Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.

Игра является, хотя не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера.

Д.Б. Эльконинпродолжил развивать взгляды А.С. Выготского. Он подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в которой операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может.

Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой - настоящей творческой мысли будущего человека» [4, с. 97].

Психологическое содержаниеигры составляет моделирование социальных отношений и ситуаций. По мнению Д.Б. Эльконина, конкретный характер отношений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть очень разным. Это и отношение сотрудничества, взаимной помощи, разделение труда, заботы и внимания людей друг к другу, но это могут быть и отношения деспотизма, враждебности, грубости и т.д. Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка. Игровые действия,которые использует ребенок, всегда реальны и социальны. В них он овладевает действительностью, обогащая и свой социально-нравственный опыт.

Д.Б. Эльконин различает следующие структурные компоненты игры[4, с. 63]:

1. Центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. Самое значительное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.

2. Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значением, они носят изобразительный характер.

В детской игре происходит перенос значения с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому возможно, дети и предпочитают неформальные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Но как считал Л. C. Выготский, перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действий. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действий. По мнению Д.Б. Эльконина[4, с. 71], абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми. В игре нужен друг. Если нет друга, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

3. Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте.

В своей фундаментальной монографии «Психология игры» Д.Б. Эльконин подробно анализирует принципиальную особенность игры человека - ее двуплановость. С одной стороны, игра протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий, реальных отношений, решение конкретных, часто нестандартных задач. Эта двуплановость, переходы от реального плана в условный и обратно обусловливают развивающий эффект игры. В процессе игры происходит познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

«Двуплановость обуславливает развивающийся эффект игры, помогает снять психологическое напряжение, т.к. в случае неудачи игру можно повторить несколько раз (что часто невозможно в реальной жизни). Для людей, нацеленных на результат, жизненные неудачи являются фактором, угнетающим и замедляющим развитие личности. Игра же способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни» [4, с. 91].

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника. Этот непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметов значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре.

Раскрытие психологической природы дошкольной детской игры заключается в том, чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психологическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов - мышления, воображения, восприятия, памяти, воли. Изменения этих отдельных процессов в игре ясно видны и даже могут быть измерены, но за ними скрываются и их определяют более существенные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности и сознания ребенка.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли к определенной цели, помогает воспитывать их целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств, для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Таким образом, мы можем отметить, что игра это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Детская игра - ведущий вид деятельности детей, в ней лучше всего происходит психическое развитие: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.



1.3 Игровая деятельность старших дошкольников

и ее особенности


Игра - основной вид деятельности дошкольника. В условиях дошкольного учреждения большую часть своего времени дети проводят в играх.

Детская игра не возникает сама по себе, без помощи тех, кто умеет играть - взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию.

Детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно - манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Пространство во время детской игры существенно расширяется: дети шестого года жизни с удовольствием и достаточно долго играют в различные сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театральные и театрализованные игры[2, c.65].

На основе глубокого изучения игры Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал уровень развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте[4, с. 101]:

1. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

2. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ясно ведет одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, кому она обращена.

3. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое изображает ребенок. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры.

4. Нарушение логики действий и правил отвергается, что мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил.

Меняется в дошкольный период и содержание детских игр, то, что производится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Содержание игр в дошкольном возрасте меняется от предметных действий людей и отношения между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Для старших детей очень важно не только выполнение действий, но и то, как они выполняются, возникает потребность в правдивости в изображении. Вместе с тем существует и такое явление, как выполнение действий в условном плане (например: как-будто и пообедали и т.п.).

Все большое приближение к жизненным положениям, изображаемых в игре, показывают, насколько укрепились знания детей. Возросший опыт знаний детей порождают у них и другие требования в игре. Жизненная точность распространяется на игру, должна содержать ряд существующих деталей, требующая умственную активность детей, которая связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полет на Луну, необходимо соорудить ракету; для открытия магазина (чтобы он заработал) надо подобрать подходящие товары и т.п.

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач [7, c.47]. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

Для старших дошкольников свойственно внесение разнообразия в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме). В обучающих играх продолжается развитие интеллектуально-перцептивных способностей дошкольников; формируются наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал).

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения[7, c.68].

На основе режиссерских и ролевых игр развиваются игры-драматизации. Игры эти создаются на каком-либо готовом содержании (например, на сказке), роли берутся из текста сказки или рассказа. Большая или меньшая близость игры к сюжету и тексту литературного произведения особого значения не имеет, поэтому не следует на этом особо настаивать, однако желательно вести руководство этими играми в направлении использования детьми замысла сказки, рассказа, их текста, ролей, предоставляя детям возможность вносить в игру свою инициативу. В такой игре ребенок менее свободен, чем в игре, отражающей жизнь.

Для старших дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для данного возраста важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

Новые возможности воображения в старшем дошкольном возрасте являются источником развития новых игр - игр с правилами. Е.Е. Кравцова вслед за Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным отмечает, что настоящая игра с правилами является прямым продолжением сюжетно-ролевой игры. В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Ребенок должен осмыслить правила в соответствующем виде игры и наоборот, выделить правила из разного рода ситуаций. М.М. Кольцова указывает на необходимость соблюдения двух условий при игре с правилами[12, c.114]:

в начале предлагаются сюжеты близкие играм с правилами, а затем превращать в игру с правилом любое другое содержание;

введение субъекта, которому необходимо объяснение заданных в игре правил.

Такая работа научит детей не только выделять и формулировать правила в игре, но и подготовит к освоению обратного действия. При обучении обратному действию, ребенок становится в ситуацию, когда для объяснения существующих в игре правил необходимо ввести в нее сюжет и роли.

Осваивая постепенно игры с правилами и соответствующие им действия, дети старшего дошкольного возраста постепенно к завершающему этапу развития игры - этапу сюжетосложения. Сюжетосложение представляет собой обозначение и развертывание последовательности событий преимущественно в речевом плане с минимальным их опредмечиванием. На данном этапе ребенок действует со смыслами, помогающими ему преодолеть ограниченность функционально-ролевых отношений и лежащих в их основе социальных норм, и приблизиться к собственно человеческим отношениям [17, c.59].

Подводя итог, можно сказать, что по мере развития игры ребенок становится способным управлять ею на разных уровнях. При этом уровень развития субъекта игровой деятельности не является строго возрастным показателем, ребенок приобретает способность управлять собой в качестве играющего. Он может конструировать игру, находясь в реальной и в условной позиции. При этом дети с развитым уровнем субъекта игровой деятельности строят свою деятельность из условной позиции, каждый раз моделируя ее в зависимости от своих целей и намерений.



1.4 Особенности использование пальчиковых игр

в старшем дошкольном возрасте


Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе (пальчиковая игра). Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Мамы часто играют с детьми раннего возраста в «Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила», но стоит напомнить уже подросшему ребенку эту игру, и он обязательно начнет выполнять движения руками. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст, для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Коза – Рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие [3, c.92].

Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно наблюдениям М.М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить[12, c.73].

Выдающиеся ученые Л.С. Высотский, М. И Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь [5, c.132].

В играх детей всегда присутствует определенный сюжет или воображаема ситуация. Пальчиковая игра также характеризуется наличием какого-либо целостного сюжета или воображаемой ситуации, которая может задаваться текстом вербальным сопровождением, в которое включены движения пальцев или неким игровым образом. Кроме того, именно включенность движений пальцев в целостную воображаемую ситуацию отличают пальчиковые игры от пальчиковых упражнений и самомассажа, а так же целый ряд дидактических игр к которым можно отнести плетение, лепка, нанизывание на нитку и штырьки бусин и колец, шнуров, мозаика, конструкторы, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. Они способствуют развитию творческой активности, мышления и речи ребёнка, мелкой моторики рук.Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п.), причем воображаемый игровой образ соответствует реальному. Так как, по словам Л.С. Выготского, именно действие, стоящее между образом (в данном случае его создают руки и пальцы) и его значением, которое определяется словом, обуславливает связь реального предмета и воображаемого [5, c.241].

По определению Т.В.Лаврентьевой,пальчиковая игра - это инсценировка в воображаемой ситуации, каких - либо рифмованных историй, стихов и сказок при помощи пальцев рук отражающих реальности окружающего мира [8, с.49].

История существования пальчиковых игр исчисляется столетием. Пальчиковые игрыочень увлекательны. Традиционные пальчиковые игры можно разделить на две группы:

- игровой фольклор - прибаутки, потешки, забавы, обращённые к детям младенческого и раннего возраста;

- игры с правилами для детей постарше.

Игры часто «растут» с детьми. Одна и та же игра, постепенно усложняясь, может сопровождать ребенка от младенчества до отрочества. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений к активным, от простейших условий к трудным. В старшем дошкольном возрасте для пальчиковой игры характерна развернутость движений. Дети пробуют придумывать новые образы и движения, которые важны для формирования чувства уверенности, ловкости, мышления и воображения.

В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма.

К пальчиковым играм старших дошкольников можно отнести игры с пальцами, где дети изображают с помощью пальцев различные предметы, птиц, животных. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Изготовив пальчиковый театр, можно показать небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Такой театр создает эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

В театре теней особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Путем складывания определенным образом пальцев можно получить изображение птиц, животных, и др. персонажей. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, согласованности движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Пальчиковые игры со скороговорками и стихами. Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», т.е. придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая выполняет другое)[9, с.71]. Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению.

Пальчиковые игры широко представлены в литературе работами Г.Г. Агаян, Т.В.Александрова, Р. Граббет, М.С. Рузинаи др. Они считают что, играя с пальчиками, ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст во время игры. Стихи, сопровождающие движения рук и пальцев, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма[12, с.82]. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно - двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Можно сделать вывод, что пальчиковая игра - это театр, актеры которого всегда рядом с нами. Она является эффективным средством психического развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря пальчиковой игры у детей развивается речь и обогащается словарный запас, улучшается память и развивается воображение. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться[13, c.6].

С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.

Благодаря таким играм, у детей развивается воображение и фантазия, умение действовать в воображаемой ситуации. Овладев играми, дети в старшем возрасте начинают «рассказывать руками» целые истории.


Выводы по Главе I


Итак, подведем краткие итоги рассмотренного материала. В данной главе нами были рассмотрены теоретические основы изучения пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Изучая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что Ребёнок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образования и взрослых, воспитывающих ребёнка, - содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза.Поэтому в работе необходимо использовать эффективные средства своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправданно.

В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место.Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Мы можем отметить, что игра это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Детская игра - ведущий вид деятельности детей, в ней лучше всего происходит психическое развитие: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение.В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.

Подводя итог, можно сказать, что по мере развития игры ребенок становится способным управлять ею на разных уровнях. При этом уровень развития субъекта игровой деятельности не является строго возрастным показателем, ребенок приобретает способность управлять собой в качестве играющего.




























ЛИТЕРАТУРА



  1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с.,

  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практич. пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004 – 236с.

  3. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова.–М., 2005 – 236с.

  4. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: 1992. - 272с.

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.

  6. Давыдов В.В. Психологический словарь [Текст] / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 1983 - 463 с

  7. Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)

  8. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.

  9. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с.,

  10. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. - Мн.: Харвест; М.: 2000. - 896с.

  11. Ковалёв А.Г., Мясищев В. Психические особенности человека [Текст] / А.Г. Ковалев, В. Мясищев - Л. 1995. - 320 с.

  12. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: ИД "МиМ", 1998 - 192с.

  13. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с.

  14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

  15. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948

  16. Любина, Г. Как учить стихи играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. –( С. 56-58.)

  17. Мухина В.С. Возрастная психология. [Текст] / учебное пособие. - М., Академия, 2000. - 376 с

  18. Немов Р.С. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

  19. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 448 с.

  20. Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А. - М.: Педагогика, 1988. - 256с.

  21. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)

  22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. - 2-изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.: ил.

  23. Сеченов И.М. Физиология нервной системы Избранные труды. В 4 вып. Вып. 2 / И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский / Под общ.ред. К.М. Быкова. - М. : Медгиз,1952.

  24. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

  25. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.

  26. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.

  27. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

  28. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Торсинг", 2004. - 734с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!