СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пальчиковая гимнастика на уроках логопедии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пальчиковая гимнастика на уроках логопедии»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА НА УРОКАХ ЛОГОПЕДИИ


Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий - правого (гуманитарное) и левого (математическое), которые тесно связаны между собой системой нервных волокон - мозолистое тело, оно находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

Мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией. Это объясняется анатомическим строением головного мозга: проекция кисти руки занимает примерно треть площади двигательной проекции всей поверхности его коры, причем она располагается предельно близко к речевой зоне. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы активно развиваем и речевую функцию.

Пальчиковая гимнастика для детей представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Гимнастика для рук позволяет ребенку быстрее научиться выполнять пальцами множество движений – от захвата предметов до манипуляций с очень мелкими объектами. Без развития этих способностей довольно сложно обходиться при самообслуживании: надо уметь держать ложку, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки и т.д. От того, насколько развиты мышцы кисти пальчиковыми гимнастиками, будет зависеть качество рисования, письма.

Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу обоих полушарий мозга, способствует формированию речи, памяти, внимания, мышления. Она активно способствует проявлению различных способностей.

Цель постоянного применения комплекса игр и упражнений – помочь посредством пальчиковых гимнастик ребенку:

  • правильно произносить звуки;

  • обогатить словарный запас;

  • разработать пальцы для письма;

  • получить навыки осознанного самоконтроля;

  • развить терпение и способность концентрировать;

  • внимание на одном действии, не отвлекаясь;

  • научиться фантазировать;

  • освоить навыки общения и взаимопонимания без слов;

  • адаптироваться к окружающему миру, если малыш – левша.

Чтобы пальчиковая гимнастика для детей достигла своей цели, необходимо выполнять основные правила ее проведения:

  • руки ребенка сначала надо подготовить, поглаживая их;

  • темп упражнений – медленный, ритмичный, с повторениями до 5 раз;

  • требуемые действия выполняют сначала одной рукой, затем другой и завершают обеими вместе;

  • надо контролировать постановку кисти и четкость выполнения движений малышом, разговаривая с ним максимально доброжелательно и спокойно; пальцы обеих рук при пальчиковых гимнастиках должны нагружаться одинаково;

  • выполнив упражнение, следует расслабить кисти, к примеру, встряхнув ими; упражнения периодически надо менять, оставляя для повторения любимые игры ребенка;

  • всячески нужно поощрять попытки карапуза повторять за взрослыми слова, самостоятельно выполнять движения.

Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому с этой целью следует использовать на каждом занятии. Она включает в себя упражнения для пальцев и для всей кисти руки.

Использование пальчиковых игр - развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Пальчиковая гимнастика:


«Золотая осень»


Если на деревьях листья пожелтели,

(сжимают и разжимают пальцы)

Если в край далекий птицы улетели,

(машут кистями рук)

Если небо хмурится, если дождик льется,

(закрывают ладонями глаза, открывают)

И это время года осенью зовется.

(поднимают руки вверх, вниз)

Дует, дует ветер,

(дуют на кисти рук.)

Дует, задувает,

(трясут кистями рук.)

Желтые листочки с дерева срывает.

(руки медленно опускаются вниз.)





«Наша группа»



В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

«Как у нас семья большая»


Как у нас семья большая да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)




«Фруктовая ладошка»





Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

«Засолка капусты»


Мы капусту рубим, рубим,

(резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).

Мы капусту солим, солим

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту трем, трем

(потирание кулачек о кулачек).

Мы капусту жмем, жмем

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).


«Перелетные птицы"






Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв «птицы поют».)

«Апельсин»


Мы делили апельсин.

(покрутить кулаком)

Много нас, а он один.

(растопырить пальцы)

Эта долька для ежа.

(отогнуть один мизинец)

Эта долька для чижа.

(отогнуть безымянный)

Эта долька для утят.

(отогнуть средний)

Эта долька для котят.

(отогнуть указательный)

Эта долька для бобра.

(отогнуть большой)

А для волка кожура.

(погладить кожуру)

Он сердит на нас, Беда!

(показать волчьи зубы)

Разбегайся кто куда!

(пальчики разбегаются)






«Хлеб»



Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальчики.)

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят».)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.)

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

«Осенние листья»


Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)


Дружба»



Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Хлопают в ладоши.)

Раз, два, три, четыре, пять будем снова мы считать.

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, стучат кулачками друг об друга.)

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на др. руке.)

«Гроза»


Капли первые упали,

Пауков перепугали.

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу) (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

Птички скрылись средь ветвей.

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук) (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра,

Разбежалась детвора.

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук) (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

Гром все небо разрывает.

А потом из тучи солнце

Вновь посмотрит нам в оконце!

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши) поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)





«Осень»




Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

«Мы во двор пошли гулять»


Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под щёку)




«Гномики-прачки»



Жили были в домике маленькие гномики:

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:

(трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,             Чики – носочки,

Пики – платочки,              Мики умница был,

Лики – штанишки,            Всем водичку носил.

(загибают пальчики, начиная с больших)

«Обувь»


Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)



«На ёлке»



Мы на ёлке веселились,

(ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали, и резвились.

(ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты,

(«рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:

(ритмичные хлопки в ладоши)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один золотистый мандарин.

(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)

«Подводный мир»


Посмотри скорей вокруг!

(Делают ладошку у лба «козырьком».)

Что ты видишь, милый друг?

(Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)


«Наши мамы»



Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».)

«Овощи»


Чищу овощи для щей

(вертикальные движения руками, словно отряхиваем от земли)

Сколько нужно овощей?

(пожимают плечами)

Три картошки,

(загибаем три пальца на левой руке)

Две морковки,

(загибаем еще два пальца)

Луку полторы головки,

(загибаем пальцы на правой руке)

Да петрушки корешок,

(еще один палец на правой руке)

Да капустный кочешок

(загибаем палец)

Потеснись-ка ты, капуста,

("раздвигаем" в сторону капусту)

От тебя в кастрюле густо! Раз!

(выставляем большие пальцы рук)

Два!

(указательные - другие в кулаке)

Три!

(выставляем средние пальцы рук)

Огонь зажжен,

(хлопаем)

Кочерыжка, кочерыжка,

(показать большой палец)

Выйди вон!

(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)








«Лето»





(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!

«Что принёс нам почтальон?»


Что принёс нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)


«Комнатные растения»




На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

Мы все названья помним!

(Раскрывают ладошку.)

Мы взрыхлим цветы, польем,

(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)

Пусть подрастают день за днем!

(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)