Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад первой категории «Колокольчик»
«Картотека игр и упражнения для
развития моторики руки »
(для детей 5-7 лет)
Воспитатель высшей категории
Терновенко Н.А.
ст. Тацинская
2024 год
«Рука — это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант
Цель: интеллектуальное развитие детей посредством пальчиковых игр манипуляций
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Область «Познавательное развитие»
1.Обучающие задачи: повторить цвета, геометрические формы плоскостные и объемные, понятия мягкий- твердый, пространственные ориентировки- верх- низ; пространственные ориентации, определять право- лево на собственном теле
2.Развивающие задачи: способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания; развивать смекалку, зрительную память, внимание, ассоциативное мышление;
3.Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Область «Речевое развитие»:
1. Обучающие: Закреплять графический образ некоторых букв через зрительный и тактильный анализаторы . Выполнять звуковой анализ слова. Расширять словарный запас, учить подбирать слова, характеризующие действие. Повторить выученные буквы.
2.Развивающие: развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы; умение рассуждать; развивать воображение, память, слуховое восприятие
3. Воспитательные: воспитывать интерес к грамоте
Область Художественно-эстетическое развитие»:
1.Обучающие задачи: учить видеть
2.Развивающие: развивать творческие способности, познавательную активность, внимание, фантазию при украшении букв бисером, образное и логическое мышление, развивать мелкую моторику рук.
3.Воспитательные: воспитывать аккуратность; нравственные качества (доброта, отзывчивость)
Область Социально-коммуникативное развитие
1. Совершенствовать умение работать в команде, в стремлении достичь общую цель;
Область «Физическое развитие»: развитие интереса к участию в подвижных играх, упражнять в ловле мяча, развитие ловкости.
Методы: игровые, практические, словесные, наглядные, сюрпризный момент.
Приемы: вопросы, указания, поощряющая оценка.
Оборудование: интерактивный стол с песком и подсветкой , сухой бассейн с шарами, косточками абрикоса, параллоном, музыкальное сопровождение .
Раздаточный материал карточки- схемы для звукового разбора слова, помпоны красные и синие, пинцеты, синельная проволока разноцветная, плоскостные геометрические фигуры, буквы с пластилином, бусины.
Организационный момент
Игра «Привет»
Дети стоят в кругу и передают привет рукопожатием соседу с права и так по кругу.
Воспитатель: Ребята что мы делали? (Здоровались) Что ещё можно делать пальчиками? Практически -всё. За это их хочется похвалить! Сегодня мы будем хвалить пальчики и придумывать для них хвалебные слова за конкретную игру. Вы готовы?
Сухой бассейн с абрикосовыми косточками
Кто самый смелый? (Выбрать ребёнка по желанию)
1.Опусти руки в сухой бассейн, закрой глаза . Ребенок погружает руки в сухой бассейн ничего не видит- «Достань из коробки что то пушистое»
РЕБЁНОК ДОСТАЁТ ПУШИСТУЮ СИНЕЛЬНУЮ ПОВОЛОКУ (разного цвета)
Воспитатель- ты же не видел , как ты смог найти пушистое?
Как можно похвалить за это пальчики, какое слово можно подобрать для твоих пальчиков- всевидящие, зрячие.
2.Сделайте браслетик- накрутите на левую руку (Способ маркировки руки) и подойдите к столам.
3.Лежат схемы на 3 слога. Сейчас мы будем записывать слова, с помощью помпонов, не используя букв. Поставьте на стол руку с браслетов – это лево. Выполняем задание с лева на право.
Звуковой анализ слов- ШАР, МАК, ИВА. Очень нам помогли сейчас пальчики- Как можно назвать их при выполнении данного задания? ДЕТИ- УМНЫЕ.
Кто хочет пойти ко второму бассейну?
БАССЕЙН С ПАРАЛЛОНОМ
Достань что- то твёрдое и гладкое. Достаёт камень.
Пальчикова игра в кругу «Камень- Солнце( Кинезиологическая игра на взаимодействие полушарий мозга)
Руки сжаты перед грудью- камушек- выставляем кулачки, Солнце выставляем пальчики.
Левая рука – камушек в кулак, правая солнце , расставить пальчики
КАК сейчас мы назовём наши пальчики? ВНИМАТЕЛЬНЫЕ
БАССЕЙНУ С ШАРАМИ.
Воспитатель ЧТО В БАССЕЙНЕ? ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА СДЕЛАНЫ ШАРЫ? Пластмассы.
Найдите в нем резиновый шар.
Достаю мяч- играем с мячом
Играть с мячом будет команда жуков.
У жуков много лапок. Один ребенок становится сзади первого просовывает руки под мышки. Ловим теми руками которые я назову. « ДВЕ ВНИЗУ, ОДНА ВВЕРХУ»
ВСЕМИ ЧЕТЫРЬМЯ»
Какие наши пальчики были в этой игре?- ловкие, быстрые. Смелые.
Подходим к столу с песком
Достаём следующий предмет (ПЛОСКОСТНЫЕ ФИГУРЫ)
Найти овал- овал похож на какую букву? букву О
На букву нанесён пластилин. У меня есть ещё буквы.
Дети называют буквы С П А С И Б О.
Давайте их украсим бисером.(Вдавливают бисер в пластилин) Фоном спокойная музыка.
Какие красивые буквы у вас получились из них можно выложить слово
Выкладываем на столе слово- СПАСИБО.
Спасибо Нашим пальчикам!