Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад № 178 воспитатель Фидарова О.А.
Актуальность Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, так как больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Сегодня все знают, что игры и упражнения с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности .
Я выстроила систему работы в данном направлении, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений, повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач: 1. Интегрировать пальчиковые игры и упражнения в речевой деятельности детей. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук через использование разнообразных форм, методов и приемов. 3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики. 4. Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.
Что же такое пальчиковые игры? Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Основная работа проводилась с детьми как во время организованной образовательной деятельности, так и вне ее. В начале года разработала проект «Пальчиковые игры и упражнения как средство формирования речи у детей 3-4 лет». Кроме того, наметила план разучивания пальчиковых игр в каждом месяце с учетом интеграции в другие виды деятельности. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводила во время физкультминуток, в свободное время, утром, после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Тексты пальчиковых упражнений старалась подбирать так, чтобы они легко ложились на слух ребенка и настраивали на игру.
На развитие мелкой моторики рук, для тренировки пальчиков благотворное воздействие оказывают игры с предметами. Их я тоже использовала в своей работе: это и мозаика, пирамидки, мягкие кубики со шнуровками и кнопками, липучками, игры-шнуровки, молнии, наборы колец, шаров для нанизывания на стержень, бусы, прищепки; игры с карандашами, счетными палочками; лепка из соленого теста; для развития движений – «Пальчиковый театр», с помощью которого разыгрывались знакомые сказки «Репка», «Теремок».
Малышам интересно также было раскручивать и закручивать пластмассовые гаечки на болтиках, играть с сортерами. Во время таких игр моя задача состояла в том, чтобы организовать игру и общение детей, помочь расширить словарный запас.
Для успешной коррекции по формированию грамматического строя речи и моторики у детей дошкольного возраста, я решила использовать в своей работе кинетический песок. Для возникновения интереса у детей организовывала игры, стремилась к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Атрибуты для игры можно построить из кинетического песка. Вспомогательным материалом могут служить фигурки животных. Количество игр и упражнений с этим материалом можно придумывать множество. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и развивает фантазию детей. Опыт работы показал, что использование кинетического песка позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты.
Игра «Угадай, что спрятано под ладошками?» Круглое, жёлтое, яркое. После верного ответа покажите фигуру и обязательно проговорите, выделяя окончания слов "Солнце круглОЕ, солнце яркОЕ, солнце жёлтОЕ".
Игра «Волшебный клад» Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
Игра «Найди домик» Знакомые всем игры и упражнения с рамками-вкладышами. Разровняйте песок и, взяв несколько формочек, оставьте на песке их отпечатки. А теперь скажите, что это домики, что настал вечер и фигуркам нужно возвращаться по домам и ложиться спать. Кто же в каком домике живёт? Эта игра кроме логики и мышления прекрасно развивает и словарь.
.
Как показала практика такой мега - тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие мышления, воображения, речи. С его помощью гораздо легче происходит развитие мелкой моторики, формируется представление о сенсорных эталонах
Создала информационный банк пальчиковых игр и упражнений, которые направлены на устранение проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики рук.
Чтобы добиться результатов, решила уделить больше внимания работе с родителями. Проводила индивидуальные беседы и консультации.Предлагала для ознакомления памятки, в которых указывала, что нужно давать детям больше самостоятельности при одевании – раздевании, а также – застегивать – расстегивать кнопки (на одежде и обуви), пуговицы, липучки, молнии, застегивать – расстегивать сандалики, завязывать – развязывать (по возможности) шнурочки и т.д., так как эти действия формируют умелость рук. Подготовила папку с консультациями для родителей – «Развитие мелкой моторики у малышей», «Пальчиковые игры для малышей», «Пальчиковая гимнастика и массаж рук».
Поскольку использование пальчиковых игр развивает координацию движений и совершенствует деятельность артикуляционного аппарата, пальчики у детей стали быстрее осваивать более сложные упражнения, а речь детей заметно улучшилась. Работа в данном направлении будет продолжена, так как она актуальна в любом возрасте и в процессе овладения пальчиковыми играми у детей формируется память, мышление , воображение и внимание.