Технологическая карта урока математики |
Класс: 4 |
УМК: «Школа России» |
Тема урока: Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки. |
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений находить площадь фигур различной формы с помощью палетки, решать текстовые задачи изученных видов, переводить одни единицы площади в другие, работать с геометрическими фигурами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить площадь фигур различной формы с помощью палетки, записывать единицы площади, переводить одни единицы площади в другие, решать текстовые задачи изученных видов, работать с геометрическими фигурами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/user/Ligiya/file/2383648 |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, проектор, классмейты, палетки |
Основные понятия и термины | Палетка |
организационная структура (сценарий) урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Слайд 1. Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. На урок себя настрою: Сижу тихо, не кричу, Всё старательно внимаю, Ничего не упущу, Пишу, думаю, считаю, Слово за словом ловлю. - Садитесь. Ответьте на такой вопрос: Что самое ценное на Земле?(ответы учащихся). Слайд 2. - Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал-Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Это среднеазиатский учёный, жил в 10-11 веках. Ещё тогда он говорил эти удивитель-ные слова. Ал-Беруни - автор многочислен-ных открытий по истории, географии, фило-логии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. У нас урок математики – урок открытия нового знания. Почти на каждом уроке математики мы открываем что-то новое. И сегодняшний урок – не исключение. Мы откроем новый секрет математики. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. | Фронтальная, индивидуаль-ная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Актуализа-ция знаний | | Слайд 3. - Что вы видите на доске?(единицы измерения площади) - Их надо расположить в порядке возраста-ния. Если вы правильно выполните работу, то, перевернув карточки, у вас получится предложение. мм ², см², дм², м², км² - Прочитайте его. - Есть желание, путь найдётся! Пусть эти слова будут девизом нашего урока. | Выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями; самостоятельно находят необходимую информацию и используют знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов. Р – принимают и сохраняют учебные задачи | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания. |
III. Сообщение темы, цели урока | | Слайд 4. - Что вы располагали в порядке возраста-ния? (единицы площади). Какие цели урока мы поставим? Закрепить … (знания о единицах площади) Развивать … ( умение решать задачи на нахождение площади фигур) | Слушают учителя, отвечают на вопросы формулируют цели урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
| | - Какими знаниями вы уже владеете в рамках этой темы, мы увидим, когда вы решите эти задачи. Решение примеров на классмейтах (программа классроум) а | в | s | 7 мм | 4 мм | | ? | 3 м | 18 кв. м | 8 дм | ? | 56 кв. дм | 7 см | ? на 3 см меньше | ? | 5 см | ? в 2 раза больше | ? | Проверка решения задач по интерактивной доске. Обяснение учащимися решения задач (1, 2, 5) | Выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная | П - принимают и сохраняют учебную задачу. Р - самоконтроль. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания (устные вычисления) |
| | Слайд 5. А сейчас будем работать парами: Работа в парах: Измерьте стороны данного прямоугольника и найдите его площадь. Для измерения стороны мы какой инстру-мент используем?(линейку) 8см 6 см S =6*8 = 48 (см²) Ответ: 48см². ВЫВОД: – Мы умеем находить площадь прямоугольников. | Выполняют задания. | Фронтальная, парная | Р - осознает, что освоено, и что еще подлежит усвоению; сформирован внутренний план действий; П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; умеет выражать свои мысли, строить высказывание К - умеет составлять план действий; умеет вступать в диалог; контролируют свои действия и соотносят их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре; применяют изученные правила общения. П - сформирован внутренний план действий | |
IV. Изучение нового материала | 1. Объяснение учителя. 2. Работа по учебнику | 2 .Работа в группах: Две гусеницы забрались на один листок площадью 50 кв. см. – Это мое! – грозно сказала одна из них и очертила на листе территорию 35 кв. см. – Это мое! – сказала вторая и очертила участок такой же площади. Образовалась спорная территория. Чему равна ее площадь? - Кто может вычислить площадь этой фигуры? - Почему не смогли? (не знаем длины сторон фигуры) 3. Выявление причины затруднения. - Какая проблема? (не знаем, как найди площадь фигуры неопределённой формы) 4. Построение проекта выхода из затруднения. - Как же мы будем решать эту задачу? - Как вы находили площадь прямоугольника, когда ещё не знали формулу его площади? (Мы измеряли площадь прямоугольника с помощью мерки) - А для криволинейной фигуры такой способ можно попробовать? ( Да.) (дети разбивают на мерки) - Что будете делать, когда разобьёте фигуру на мерки, чтобы узнать площадь фигуры? (Посчитаем количество мерок в фигуре) - Что же делать с неполными мерками, ребята? Как их считать? ( Складывать по две мерки.) - Да, в математике договорились считать всё количество неполных мерок и делить на 2. - Посчитайте ещё раз количество полных мерок. Неполных мерок. -Скольким квадратным меркам равна площадь фигуры? (Представители от групп называют ответы.) 5. Ответы на вопросы: Представители от групп записывают свои ответы на доске. Ответы оказываются разными. - Почему ответы оказались разными? (Группа, у которой количество мерок меньше, объясняет: «Мы не считали нецелые мерки») - Правильно будет вообще не считать неполные мерки? ( Нет.) - А можно ли считать половинку как полную мерку-квадрат? (Нет.) - Что же делать с неполными мерками, ребята? Как их считать? ( Складывать по две мерки.) - Да, в математике договорились считать всё количество неполных мерок и делить на 2. - Посчитайте ещё раз количество полных мерок. Неполных мерок. Слайд 6. 6. Знакомство учащихся с палеткой: - Подумайте, удобно ли каждый раз размечать фигуру на мерки? (Нет) - Как вы думаете, какой выход из данной проблемы нашли математики? (Есть специальная заготовка, разбитая на квадраты) - Да, чтобы ускорить работу, люди придумали приспособление для определения площади фигур. (Учитель раздает детям прозрачные пленки, расчерченные на квадратные сантиметры, и карточки с фигурами.) - Перед вами такое приспособление. Люди придумали специальный инструмент. Как может называться этот инструмент? (палетка) 7.Формулирование темы урока: - Предположите, как звучит тема нашего урока? (Измерение площади фигур с помощью палетки. ) 8.Постановка цели урока: - Какую цель урока можно поставить? (Ознакомитьсяс палеткой и научиться измерять фигуры с помощью палетки) 9. Чтение учащимися статьи о палетке: - Давайте узнаем, что же такое «палетка». Откройте учебники на странице 43 и прочитайте статью о палетке. 1) Самостоятельное чтение учащимися. 2)Чтение вслух учеником: Палетка – это прозрачная пленка, разделенная на одинаковые квадраты: это могут быть квадратные дециметры, квадратные сантиметры, квадратные миллиметры. – Палетку накладывают на фигуру, площадь которой надо измерить, тогда фигура будет как бы разбита на квадратные единицы. | Слушают учителя. Выполняют задания. Наше знание о нахождении площади прямоугольника здесь можем использовать? Поэтому мы должны открыть новый секрет математики. Вернёмся в недалёкое прошлое во 2 класс. | Фронтальная, групповая Отвечать на вопросы формулировать тему урока Отвечать на вопросы формулировать цели урока | для построения моделей изучаемых объектов и процессов. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способ решения учебной задачи. К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют позна- вательный интерес к изучению предметного курса | Представление о способе измерения площади фигуры при помощи палетки. Работа с учебной статьей. |
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику | 1. Работа по учебнику (с комментированием) Стр.45 № 208 (синяя фигура) - Посмотрите на рисунок с синей фигурой, где на фигуру наложили палетку. Палетка здесь разбита на квадратные сантиметры. Здесь получились полные и неполные квадратные сантиметры. Площадь фигуры в таких случаях находят так: сначала находят число полных квадратных сантиметров в фигуре. - Сосчитайте, сколько их? – А теперь сосчитайте, сколько в фигуре неполных квадратных сантиметров. – Договорились, что два неполных квадрат- ных сантиметра считать за один полный. Разделим 20 на 2. 20 : 2 = 10. Значит, всего: 21 + 10 = 31 (см2). – Прочитайте еще раз объяснение, которое дано в учебнике на странице 43 Слайд7. 2. Составление алгоритма: 1.Наложить палетку 2.Сосчитать количество полных клеток 3.Сосчитать количество неполных клеток и разделить на 2 4.Сложить количество полных клеток и половинное количество неполных. 3. Задания из электронного приложения к учебнику. Нахождение площади фигур. | Выполняют с комментированием. Выполняют задания | Индивидуальная, фронтальная Индивидуальная, фронтальная | П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями. Р – осуществляют контроль; оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – контролируют свои действия и соотносят их с поставленными целями, применяют изу- ченные правила общения. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело | Измерение площади фигуры при помощи палетки. Выполнение движений согласно инструкции Выполненные задания |
VI. Практическая деятельность | 1.Самостоятельная работа. 2. Решение задач. | 1. Построение геометрической фигуры. Нахождение её площади с помощью палетки. Слайд 8. № 193. Было | Продали | Осталось | Яблоки – 380 кг Груши – 180 кг | | 295 кг 106 кг | 1) 380 – 295 = 85 (кг) – продали яблок. 2) 180 – 106 = 74 (кг) – продали груш. 3) 85 – 74 = 11 (кг). Ответ: на 11 кг яблок продали больше. | Рисуют фигуру на листочках Выполняют самостоятельно (с последующей проверкой). Записывают краткую запись и решение задачи. | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Применяют изу ченные правила общения. П – проводят анализ; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство. Р – осуществляют контроль; оценку, волевую | Устные ответы, записи на листочках Устные ответы, записи в тетради (решение текстовой арифметической задачи) |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Чем занимались на уроке? – Что изучили нового на уроке? – Какие задания понравились? – Какие вызвали затруднения? – Как оцениваете свою работу на уроке? Слайд 9. - С каким настроением остались? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют познавательный интерес к предмету | Устные ответы |
VIII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 44, № 195 Задания на карточках (нахождение площади фигур с помощью палетки) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |