СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Память и её виды

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Систематизация полученных в процессе знакомства со специальной литературой знаний, позволяющих улучшить способности памяти

Просмотр содержимого документа
«Память и её виды»

Память и её виды

Память и её виды

Цель урока   Систематизация полученных в процессе знакомства со специальной литературой знаний, позволяющих улучшить способности памяти  Задачи: познакомиться с механизмом памяти, что позволит грамотно регулировать процессы запоминания  установить нормы гигиены и питания, способствующие улучшению памяти  Овладеть приёмами мнемотехники для развития памяти

Цель урока

  • Систематизация полученных в процессе знакомства со специальной литературой знаний, позволяющих улучшить способности памяти

  • Задачи:
  • познакомиться с механизмом памяти, что позволит грамотно регулировать процессы запоминания

  • установить нормы гигиены и питания, способствующие улучшению памяти

  • Овладеть приёмами мнемотехники для развития памяти

Изучение нового материала Нередко многие из вас, ребята, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью. Ещё из сказаний древней мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Матерью всех муз была богиня памяти Мнемозина (отсюда синоним слова память - мнемоника).

Изучение нового материала

  • Нередко многие из вас, ребята, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью.
  • Ещё из сказаний древней мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Матерью всех муз была богиня памяти Мнемозина (отсюда синоним слова память - мнемоника).
Экспресс-диагностика.  Сколько предметов ты запомнишь за 1 минуту?

Экспресс-диагностика. Сколько предметов ты запомнишь за 1 минуту?

Вывод  Важно уметь грамотно пользоваться процессами запоминания. Поэтому необходимо познакомиться с сущностью,  механизмами и средствами улучшения памяти.

Вывод

  • Важно уметь грамотно пользоваться процессами запоминания. Поэтому необходимо познакомиться с сущностью,  механизмами и средствами улучшения памяти.
Знакомься: твоя память Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время. Благодаря памяти в процессе обучения у человека формируются ЗУН.

Знакомься: твоя память

Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время. Благодаря памяти в процессе обучения у человека формируются ЗУН.

Основные процессы памяти процессы запоминание сохранение воспроизведение

Основные процессы памяти

процессы

запоминание

сохранение

воспроизведение

По сроку хранения  Кратковременная Долговременная

По сроку хранения

Кратковременная

Долговременная

Виды памяти По содержанию психической активности По степени волевой регуляции Двигательная Образная Непроизвольная Произвольная Механическая Логическая По продолжительности сохранения материала  Зрительная  Слуховая 1. Кратковременная  Осязательная 2. Долговременная 3. Оперативная  Обонятельная  Вкусовая 4. Генетическая Эмоциональная 4. Смысловая

Виды памяти

По содержанию психической активности

По степени волевой регуляции

  • Двигательная
  • Образная
  • Непроизвольная
  • Произвольная
  • Механическая
  • Логическая

По продолжительности сохранения материала

Зрительная

Слуховая

1. Кратковременная

Осязательная

2. Долговременная

3. Оперативная

Обонятельная

Вкусовая

4. Генетическая

  • Эмоциональная

4. Смысловая

Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения    Речевой 15% Зрительный 25% Оба одновременно 65%

Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения

Речевой

15%

Зрительный

25%

Оба одновременно

65%

РЕКОРДЫ ПАМЯТИ Юлий Цезарь Александр Македонский Наполеон Академик А.Ф. Иоффе  Академик С.А. Чаплыгин

РЕКОРДЫ ПАМЯТИ

Юлий Цезарь

Александр Македонский

Наполеон

Академик А.Ф. Иоффе

Академик С.А. Чаплыгин

Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо всех солдат своей армии, доходившей до 30 000. Наполеон - Однажды на гауптвахте он нашел книгу по римскому праву и прочитал. Спустя два десятилетия он мог цитировать из нее отрывки. Академик Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Академик Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз.

Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо всех солдат своей армии, доходившей до 30 000.

Наполеон - Однажды на гауптвахте он нашел книгу по римскому праву и прочитал. Спустя два десятилетия он мог цитировать из нее отрывки.

Академик Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.

Академик Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз.

Чтобы сохранить гибкость памяти,  следуй заповедям Давай больше кислорода крови! Хорошо высыпайся!  Не кури, остерегайся алкоголя, некоторых лекарственных средств! Никогда не употребляй наркотики! Веди здоровый образ жизни!

Чтобы сохранить гибкость памяти, следуй заповедям

  • Давай больше кислорода крови!
  • Хорошо высыпайся!

  • Не кури, остерегайся алкоголя, некоторых лекарственных средств!
  • Никогда не употребляй наркотики!
  • Веди здоровый образ жизни!
фосфор кальций Питание мозга должно быть рациональным!!! магний витамины аминокислоты глютамин

фосфор кальций

Питание мозга должно быть рациональным!!!

магний

витамины аминокислоты

глютамин

учись запоминать! «Мнемотехника»  Вспомни порядок следования цветов в спектре. Ответ. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.   Вспомни с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы. Ответ. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

учись запоминать!

«Мнемотехника»

Вспомни порядок следования цветов в спектре.

Ответ. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Вспомни с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы.

Ответ. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

учись запоминать! «Мнемотехника» Запомни величину «пи» ( 3,1416) с помощью предложения: «Что я знаю о кругах», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре. Легко запомни формулу воды.  «Сапоги мои того, пропускают Н2О».

учись запоминать!

«Мнемотехника»

Запомни величину «пи» ( 3,1416) с помощью предложения: «Что я знаю о кругах», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре.

Легко запомни формулу воды.

«Сапоги мои того, пропускают Н2О».

Трудно запомнить 7 чудес света? Тогда придумайте  логические связи! Вот Хеопса пирамида, Вот сады Семирамиды. Потерять боюсь из вида Гида в храме Артемиды.  И ещё четыре чуда Долго-долго помнить буду: Виден издали Маяк,  Зевс в пустыне восседает, Колосс землю освещает По пути в Галикарнас. 1.Большие египетские пирамиды в Гизе, пирамида Хеопса 2. Храм Артемиды в Эфесе 3. Мавзолей в Галикарнасе 4. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне 5. Статуя Зевса в Олимпе 6. Колосс Родосский 7. Маяк в Александрии

Трудно запомнить

7 чудес света?

Тогда придумайте

логические связи!

Вот Хеопса пирамида,

Вот сады Семирамиды. Потерять боюсь из вида Гида в храме Артемиды.

И ещё четыре чуда

Долго-долго помнить буду:

Виден издали Маяк,

Зевс в пустыне восседает,

Колосс землю освещает

По пути в Галикарнас.

1.Большие египетские пирамиды в Гизе, пирамида Хеопса

2. Храм Артемиды в Эфесе

3. Мавзолей в Галикарнасе

4. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне

5. Статуя Зевса в Олимпе

6. Колосс Родосский

7. Маяк в Александрии

Ассоциация – это «крючок, на который подвешен факт» Порой самая нелепая ассоциация помогает прочному запоминанию Корова подошла к часам, чтобы посмотреть, успеет ли она закончить садовые работы, унести книги в лесную библиотеку, потом попить чайку, подкрасить свои красивые глаза и идти на сердечное свидание с медвежонком…

Ассоциация – это «крючок, на который подвешен факт»

Порой самая нелепая ассоциация помогает прочному запоминанию

Корова подошла к часам, чтобы посмотреть, успеет ли она закончить садовые работы, унести книги в лесную библиотеку, потом попить чайку, подкрасить свои красивые глаза и идти на сердечное свидание с медвежонком…

УЧИСЬ ЗАПОМИНАТЬ Структурирование Схематизация Составление плана ответа

УЧИСЬ ЗАПОМИНАТЬ

  • Структурирование
  • Схематизация
  • Составление плана ответа
Не учи  до умопомрачения  на ночь !!!

Не учи до умопомрачения на ночь !!!

Правила запоминания 1. Относитесь к запоминаемому предмету с большим эмоциональным интересом 2. Научитесь сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете. 3. Старайтесь понять материал. 4. Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал. 5. Повторение, но осмысленное. 6. Выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Правила запоминания

  • 1. Относитесь к запоминаемому предмету с большим эмоциональным интересом
  • 2. Научитесь сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете.
  • 3. Старайтесь понять материал.
  • 4. Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал.
  • 5. Повторение, но осмысленное.
  • 6. Выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.
Лабораторная работа «Выявление объёма кратковременной памяти» Цель: определить объём кратковременной памяти. В течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке Слова: Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт.

Лабораторная работа «Выявление объёма кратковременной памяти»

  • Цель: определить объём кратковременной памяти.
  • В течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке
  • Слова:
  • Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт.
Оценка полученных результатов Форма отчётности: подсчитайте число написанных слов и оцените каждое слово в 1 балл. 6 и меньше баллов – объём памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом. 7 – 12 баллов – объём памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться. 13 – 17 баллов – объём памяти хороший 18 – 21 баллов – Объём кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей Свыше 22 баллов – ваша память феноменальна

Оценка полученных результатов

  • Форма отчётности: подсчитайте число написанных слов и оцените каждое слово в 1 балл.
  • 6 и меньше баллов – объём памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом.
  • 7 – 12 баллов – объём памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться.
  • 13 – 17 баллов – объём памяти хороший
  • 18 – 21 баллов – Объём кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей
  • Свыше 22 баллов – ваша память феноменальна
чтобы память не подводила Старайся не переутомляться  Больше бывай на свежем воздухе. Подойдёт любая погода  Для этого заведи собаку, она всегда напомнит тебе о прогулке

чтобы память не подводила

  • Старайся не переутомляться

  • Больше бывай на свежем воздухе. Подойдёт любая погода

Для этого заведи собаку, она всегда напомнит тебе о прогулке

Чтобы память не подводила Старайся избегать употребления в пищу продуктов, богатых холестерином  Меньше ешь солёного

Чтобы память не подводила

  • Старайся избегать употребления в пищу продуктов, богатых холестерином

  • Меньше ешь солёного
будь строителем своей памяти! Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная

будь строителем своей памяти!

Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная

чтобы память не подводила Старайся не получать травм головы Для этого не участвуй в драках!

чтобы память не подводила

Старайся не получать травм головы

Для этого не участвуй в драках!

Закрепление.  Фронтальная беседа: 2. Какие существуют виды памяти? 3. Какие основные правила для запоминания? 4. В чём преимущества осмысленного запоминания перед механическим? 5. Почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению?

Закрепление.

  • Фронтальная беседа:
  • 2. Какие существуют виды памяти?
  • 3. Какие основные правила для запоминания?
  • 4. В чём преимущества осмысленного запоминания перед механическим?
  • 5. Почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению?
Решение биологических задач 1. Студентка берёт билет по физике, смотрит на вопросы, в первые минуты понять не может, а в голове стучит стишок из детской передачи, который она услышала по дороге: « медвежонок плюшевый ничего не кушает». Какой вид памяти описан? 2. Лену вызвали к доске. Материал она знала, но в первый момент чуть- чуть замешкалась, и тут началось! Подсказки, множество рук, какие-то выкрики типа: «Да ты что! Это же совсем просто!» Лена так ничего и не смогла ответить. Почему? 3. Павла вызвали к доске. Вопрос был простой: «Строение сустава». В классе тишина. Павел молчит. Учитель спрашивает: «К какому типу соединения относится сустав?». Павел отвечает. Учитель кивает: «Верно». Просит продолжать. Но Павел опять молчит, хотя внешних помех нет. Учитель задаёт наводящие вопросы, Павел отвечает на каждый из них, но потом снова замолкает. В чём причина? Ясно, что он учил материал и знает его. Но почему такие осечки при ответе?

Решение биологических задач

  • 1. Студентка берёт билет по физике, смотрит на вопросы, в первые минуты понять не может, а в голове стучит стишок из детской передачи, который она услышала по дороге: « медвежонок плюшевый ничего не кушает». Какой вид памяти описан?
  • 2. Лену вызвали к доске. Материал она знала, но в первый момент чуть- чуть замешкалась, и тут началось! Подсказки, множество рук, какие-то выкрики типа: «Да ты что! Это же совсем просто!» Лена так ничего и не смогла ответить. Почему?
  • 3. Павла вызвали к доске. Вопрос был простой: «Строение сустава». В классе тишина. Павел молчит. Учитель спрашивает: «К какому типу соединения относится сустав?». Павел отвечает. Учитель кивает: «Верно». Просит продолжать. Но Павел опять молчит, хотя внешних помех нет. Учитель задаёт наводящие вопросы, Павел отвечает на каждый из них, но потом снова замолкает. В чём причина? Ясно, что он учил материал и знает его. Но почему такие осечки при ответе?
Вывод Резервы памяти безграничны Тот, кто встанет на путь бесконечного внутреннего совершенствования, добьётся всех желаемых результатов Комбинируя возможности «чистой» памяти и мнемотехники, бесспорно, можно сделать память надёжнее

Вывод

Резервы памяти безграничны

Тот, кто встанет на путь бесконечного внутреннего совершенствования, добьётся всех желаемых результатов

Комбинируя возможности «чистой» памяти и мнемотехники, бесспорно, можно сделать память надёжнее

Поведение — это способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организмов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды.

Поведение — это способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организмов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды.

Инстинкт – совокупность врожденных реакций поведения   Самосохранения Продолжения рода Пищевой Родительский Любознательности

Инстинкт – совокупность врожденных реакций поведения

Самосохранения

Продолжения рода

Пищевой

Родительский

Любознательности

Импринтинг «Запечатленные» гусята следуют за «мамой» — К. Лоренцем

Импринтинг

«Запечатленные» гусята следуют за «мамой» — К. Лоренцем

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!