СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Память и обучение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

По мнению ученых, головной мозг состоит из 10 млрд нейронов, и каждый нейрон способен удерживать информацию. Нервные импульсы, циркулирующие в этих нейронах, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках, в результате этого образуются органические вещества, являющиеся материальными носителями памяти.

Психологи выделяют несколько видов памяти, среди которых двигательная и логическая память.

Двигательная память позволяет запоминать и воспроизводить движения, она является основой выработки двигательных навыков. Именно благодаря двигательной памяти малыш учится ходить, школьник - писать, гимнаст - выполнять сложные гимнастические упражнения, музыкант - играть на музыкальных инструментах.

Логическая память позволяет

Просмотр содержимого документа
«Память и обучение»

54. Память и обучение

Что такое память? Почему человек порой забывает важнейшие вещи, а незначительные пустяки помнит годами? Очевидно, что память — сложный процесс, контролируемый головным мозгом и относящийся к высшей нервной деятельности. Память — это способность головного мозга запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

В зависимости от того, как человек запоминает, сохраняет и воспроизводит сведения, ученые выделяют долговременную и краткосрочную память.

Краткосрочная память направлена на сохранение информации на короткий промежуток времени, потому информация из краткосрочной памяти может быть вытеснена новыми сигналами. Примером действия краткосрочной памяти может быть запоминание телефонного номера на один звонок. Как правила, тут же после звонка человек забывает номер телефона.

Долговременная память является наиболее важной и прочной. Все, что удерживается на протяжении более 30 с, должно находиться в системе долговременной памяти. Отделом, в котором хранится вся информация, является головной мозг.

По мнению ученых, головной мозг состоит из 10 млрд нейронов, и каждый нейрон способен удерживать информацию. Нервные импульсы, циркулирующие в этих нейронах, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках, в результате этого образуются органические вещества, являющиеся материальными носителями памяти.

Психологи выделяют несколько видов памяти, среди которых двигательная и логическая память.

Двигательная память позволяет запоминать и воспроизводить движения, она является основой выработки двигательных навыков. Именно благодаря двигательной памяти малыш учится ходить, школьник - писать, гимнаст - выполнять сложные гимнастические упражнения, музыкант - играть на музыкальных инструментах.

Логическая память позволяет человеку делать умозаключения, находить связи между событиями и явлениями, последовательно запоминать информацию, ассоциируя ее с уже известными данными. Пример использования логической памяти - составление логинов или паролей и их ассоциация с датой рождения, именами или хорошо запомнившимися событиями. Логическая память хорошо развита у ученых, благодаря этому они оперируют понятиями, формулами, схемами, гипотезами, идеями и концепциями.

В процессе запоминания принимают участие все органы чувств, и в зависимости от используемого анализатора память называют зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой и эмоциональной. У человека преобладающим является зрительное восприятие, соответственно, за сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Прямо как в поговорке: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Психолог Дейл Карнеги объяснял этот феномен тем, что «нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу». Зрительная память должна быть хорошо развита у сотрудников правоохранительных органов и таможенников, художников и дизайнеров, учителей и воспитателей.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Эмоциональная память человека формируется на основе его переживания. Такие чувства, как радость, сочувствие, боль, скорбь, особенности человеческих отношений влияют на прочность памяти. Информация, которая вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на длительный срок. Эмоциональная память позволяет актеру войти в образ своего персонажа и передавать его мысли, чувства, переживания зрителям.

Все виды памяти тесно связаны между собой и никогда не работают отдельно. Человек одновременно использует зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную память. Чем больше каналов восприятия информации задействовано, тем лучше происходит запоминание.

Память играет главную роль в обучении. При отсутствии памяти человек не смог бы приобретать даже простейшие навыки, не происходило бы накопление индивидуального опыта.

Для накоплении информации человек может воспользоваться двумя способами запоминания: механическим и осмысленным.

Механическое запоминание еще называется зазубриванием. Такое запоминание основано на повторении материала без его осмысления. Например, заучивание таблицы умножения. При этом нужно помнить, что при таком способе заучивания информация удерживается в памяти непрочно, и если человек ей редко пользуется, будет забыта. При осмысленном запоминании человек, прежде всего, стремится вникнуть в суть заучиваемого, понять и запомнить смысл материала, активно использовать его для решения разнообразных жизненных задач.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное запоминание происходит в тех случаях, когда человек не ставит перед собой специальной цели запомнить тот или иной материал. При произвольной памяти запоминание информации происходит при приложении волевых усилий, например запоминание формулы, стихотворения.

Память можно и нужно тренировать, это обеспечит достижение успеха в различных сферах деятельности.

Ученые разработали общие правила успешного запоминания.

1. Нужно постепенно накапливать информацию. Чем больше человек получает информации, тем быстрее запоминает новую.

2. Необходимо формировать установку на длительность, полноту и прочность запоминания.

3. Материал, который необходимо запомнить, должен быть осмысленным, предельно понятным.

4. При заучивании большого материала необходимо разбивать его на смысловые фрагменты.

5. «Повторение - мать учения». Чем больше раз повторяется материал, тем прочнее он запоминается.

6. Процесс заучивания чередуется с паузами отдыха. Отдых должен быть активным: ходьба, спортивные игры, плавание.

Память для человека очень ценное качество, ее необходимо не только развивать, но и сохранять.

На память пагубно влияют вредные привычки. Алкоголь, никотин, наркотики нарушают работу головного мозга, разрушают связи между нейронами, которые и обеспечивают запоминание. Под влиянием этих веществ умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти, алкоголики часто жалуются на забывчивость.

Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давние события, но столь же легко забывают события дня. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности, и поэтому у алкоголиков встречается необычная форма амнезии, называемая синдромом Вернике–Корсакова. Проявляется это заболевание в виде спутанности сознания и глубокой потери памяти.

Амнезия — это заболевание, связанное с общей или частичной потерей памяти под влияние чрезвычайного физического и химического воздействия на мозг. Возникает в случае нервных потрясений или трав.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!