АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Год написания произведения.
В какой период творчества поэта оно написано (ранний, зрелый, поздний).
Тема стихотворения (о чем говорится в данном стихотворении)
Идея, главная мысль, ради которой оно написано (что хотел выразить автор).
Сюжет (ряд событий, положенных в основу произведения)
Композиция (построение произведения).
Жанр произведения (например: ода, элегия, послание и др.)
Система образов, лирический герой.
Язык художественного произведения (стилистически нейтральная лексика/эмоционально-окрашенная лексика и др.)
10. Выразительные средства языка ( тропы, фигуры речи, фонетические изобразительно-выразительные средства). См. памятку!!!!!!!!
11.Определите размер стиха (двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест)
Собственная аргументированная оценка, вывод (ваше отношение к данному произведению).
Примерный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит
С горы бежит поток проворный.
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь; ветреная ГЕБА,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь на землю пролила.
№ | План анализа | Примеры |
1 | Год написания произведения | Стихотворение по праву называют классическим. Впервые оно было напечатано в журнале» Галатея» в 1829 году. В начале 50-х годов Тютчев его переработал и добавил ещё одну строфу. |
2 | В какой период творчества поэта оно написано | Это одно из ранних стихотворений поэта. |
3 | Тема стихотворения | Гроза – это само движение, рождающее движение во всем окружающем её мире |
4 | Идея стихотворения | Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни, озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой. |
5 | Сюжет | Показать, как при помощи обычных слов художник совершает чудо: грозное явление природы превращает в особую поэтическую реальность, доставляющее читателю эстетическое наслаждение |
6 | Композиция | «Гроза» - это 16 алмазных строк, всего 4 строфы. Первая строфа вводит тему и формирует главный образ, вторая и третья реализуют последовательно развертывающиеся кадры картины грозы, в четвертой строфе все изображенное выше перефразируется ещё раз. |
7 | Жанр произведения | Стихотворение |
8 | Система образов | Перед нами единый поэтический образ – гроза, который воспринимается читателем как юное существо, полное буйной и радостной силы. Гроза – явление природы, воссоздается поэтом со многими характерными её чертами. |
9 | Язык художественного произведения | Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение в стихотворении передается с помощью глаголов, выступающих в личной форме или форме деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр быстро изменяющейся картины: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. |
10 | Выразительные средства языка | Эпитеты – раскаты молодые, перлы дождевые; Метафора – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит; Инверсия – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д. Звукопись: 1)у – гр- у –а—а 2)е – е – р – гр 3) р – е – гр – а 4) гр – о – е – б – г - б – о Находим ассонансы и аллитерацию. |
11 | Размер стиха | Четырехстопный ямб |
12 | Собственная аргументированная оценка | «Люблю грозу в начале мая» - веселое, бодрое, озорное стихотворение. Оно занимает одно из первых мест в русской поэзии. Предгрозовые тучи не омрачают поэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он грохочет в небе голубом. Раскаты его не пугают, а радуют поэта, вселяют надежду и веру. Весна утверждает себя грозой. До этого в природе боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых дней наступает похолодание. А вот после первой грозы утверждается ВЕСНА. Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся стужи. Каждый год в конце апреля вспоминается тютчевская строка. Природа и поэзия живут в ней единой, слитной жизнью. Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни. |
Средства выразительности речи.
Памятка для обучающихся.
Тропы (троп – это оборот речи, в котором слово употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности)
Эпитет – образное определение предмета или явления: ласковый ветер, ледяной взгляд,хрупкая девушка.
Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений, качеств, на основе сходства. она тревожна , как листы; как гусли многострунна.
Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.
Метафора – перенос названия с одного предмета или явления на другой на основе сходства. (кольцо на руке — кольцо дыма, спелое яблоко — глазное яблоко)
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности. Съел две тарелки
Синекдоха – разновидность метонимии. Название части вместо целого, множественного числа единственным и наоборот.
«Покупатель выбирает качественные продукты». Слово «Покупатель» заменяет всё множество возможных покупателей.
Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое.
Уж небо осенью дышало.
Здесь даже камни плачут.
Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.
Перифраза – описательное выражение, употреблённое вместо того или иного слова
Царь зверей (вместо – лев)
Автор «Героя нашего времени» ( вместо М.Лермонтов)
Мать городов русских (вместо – Киев);
Гипербола – преувеличение:
не видел я тебя целую вечность
на краю земли
Литота – преуменьшение
мужичок с ноготок,
осиная талия.
Ирония – употребление слова в смысле обратном буквальному.
Откуда, умная, бредешь ты, голова?(обращение к ослу)
Стилистические средства изобразительности
( фигуры речи)
Антитеза – противопоставление:
ты и убогая, ты и обильная…,.
Черный вечер, белый снег.
Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию.
Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.
Не жалею, не зову, не плачу.
Оксюморон – сочетание, в котором соединяются несовместимые понятия
живой труп,
мертвые души,
горячий снег,
грустная радость
Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало..
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания
казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.
Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложения.
Клянусь я первым днем творенья, Это утро, радость эта,
Клянусь его последним днем. Эта мощь и дня и света,
Клянусь позором преступленья Этот крик и вереницы,
И вечной правды торжеством. Эти стаи, эти птицы…( А. Фет)
М. Лерионтов)
Эпифора – одинаковое завершение:
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?
Ряды однородных членов:
Были это веселые, сильные и смелые люди.
Бессоюзие или асиндетон – придает фразе динамику:
Швед, русский – рубит, колет режет.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри…
Многосоюзие или полисиндетон – придает предложению плавность, замедленность.
И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.
Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.
Инверсия – необычный порядок слов.
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
Умолчание – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.
Нет, я хотел… быть может, вы…
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Мы села – в пепел, грады – в прах…
Аллегория –изображение отвлеченного понятия через конкретный образ; любое иносказательное выражение
Поезд ушел.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.
Риторическое обращение – адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию.
Цветы, любовь, деревья, праздность
Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)
Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!
Фонетические изобразительно-выразительные средства.
Аллитерация – повторение согласных звуков в слове:
Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)
Ассонанс- повторение гласных звуков в слове:
думаю думу свою.