СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для орфограмм в корне. 2-3 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В памятке собраны различные способы проверки для безударного гласного, парного согласного на конце слова, парного согласного перед парным и для непроизносимого согласного.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для орфограмм в корне. 2-3 классы»

Орфограмма – это место, где можно сделать ошибку (слабая позиция).

Опасные места (или место орфограммы) – безударный гласный, парный согласный на конце слова, парный согласный перед парным, непроизносимый согласный.

Чтобы не совершить ошибку, мы должны проверить букву, в которой сомневаемся, поставить её в сильную позицию:

- для безударного гласного – подбираем проверочное слово, в котором проверяемый гласный стал под ударение (если такое слово подобрать не получается – смотрим в словаре, значит это словарное слово и его написание нужно запомнить),

- для парного согласного – чтобы звук стал чётко слышен (когда этот звук будет перед гласным или перед звонкими непарными согласными – л, м, н, р, или в).

Слово, в котором ты сомневаешься, какую букву написать – проверяемое (букву, которую проверяешь, подчёркивать одной чертой), а слово, которое подбираешь для проверки – проверочное (букву, которую проверил, подчёркивать двумя чертами). (Букву или сочетание, которые проверить нельзя, подчёркивать тремя чертами.)


Слова-названия предметов отвечают на вопрос кто? что?

Узнать буквы в корнях названий предметов можно так:

1.Подобрать однокоренное слово (назвать слово ласково, как маленький или большой)

зуб – зубик, зубная дома – домик

2.Изменить проверяемое слово:

  • С ед.числа во мн.число или наоборот.

след (ед.ч) - следы (мн.ч) хвосты(мн.ч) - хвост(ед.ч)

  • По команде вопроса кто? или что?

на коне - (кто?) конь (ед.ч.) по камням - (что?) камни (мн.ч.)

  • По команде вопроса (много) кого? чего?

крышка - (много чего?) крышек

  • Объяснить значение слова с помощью однокоренного (через значение слова)

добряк - тот, кто добрый смельчак - тот, кто смелый


Слова-названия действий отвечают на вопрос что (с)делать?

Узнать буквы в корнях названий действий можно так:

1. Подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?

кормить - (что?) корм кричать - (что?) крик, шагал – (что?) шаг

2.Объяснить значение слова с помощью однокоренного (через значение слова)

шагнуть – сделать шаг подарить - сделать подарок

3. Изменить проверяемое слово по командам вопросов:

Что (с)делает?

Ловил - (что делает?) ловит взглянул - (что сделает?) взглянет

Что (с)делал?

привела - (что сделал?) привёл подмели - (что сделал?) подмёл,

4. Поставить в форме повелительного наклонения или ответить на вопрос «сделать как?»:

стояли – стой!, стоя молчать - молча

5. Меняем приставки: вышел – шёл, зашёл, пошёл

6. Для случаев с парным согласным – подбираем слово во мн.ч. или однокоренное

слез – слезли, слезать отнёс – отнесли подвёз – подвезли


Слова-названия признаков отвечают на вопрос какой? какая? каков?

Узнать буквы в корнях названий признаков предметов можно так:

1.Объяснить значение слова с помощью однокоренного(через значение слова)

Морская прогулка - это прогулка у моря.

2. Подобрать однокоренное слово / назвать слово ласково

узкий - узенький сладкий – сладость, сладенький

3. Изменить слово по команде вопроса каков?

редкий - (каков?) редок гибкий - (каков?) гибок


Слова с непроизносимым согласным звуком ([д,т,в,л]) проверять с помощью вопросов: что? каков? что (с)делал? Или поставить слово в уменьшительно-ласкательную форму. Если после проверки, звук появился, его нужно обозначить буквой, если не появился, значит и буквы нет. Кроме некоторых слов, например, лестница, чувство (смотреть в словаре и подчёркивать тремя чертами).

сер[ц]е – сердечко - сердце че[сн]ость – честен - честный

интере[сн]ый – интерес - интересный гру[сн]ый – грустил – грустный