Орфограмма – это место, где можно сделать ошибку (слабая позиция).
Опасные места (или место орфограммы) – безударный гласный, парный согласный на конце слова, парный согласный перед парным, непроизносимый согласный.
Чтобы не совершить ошибку, мы должны проверить букву, в которой сомневаемся, поставить её в сильную позицию:
- для безударного гласного – подбираем проверочное слово, в котором проверяемый гласный стал под ударение (если такое слово подобрать не получается – смотрим в словаре, значит это словарное слово и его написание нужно запомнить),
- для парного согласного – чтобы звук стал чётко слышен (когда этот звук будет перед гласным или перед звонкими непарными согласными – л, м, н, р, или в).
Слово, в котором ты сомневаешься, какую букву написать – проверяемое (букву, которую проверяешь, подчёркивать одной чертой), а слово, которое подбираешь для проверки – проверочное (букву, которую проверил, подчёркивать двумя чертами). (Букву или сочетание, которые проверить нельзя, подчёркивать тремя чертами.)
Слова-названия предметов отвечают на вопрос кто? что?
Узнать буквы в корнях названий предметов можно так:
1.Подобрать однокоренное слово (назвать слово ласково, как маленький или большой)
зуб – зубик, зубная дома – домик
2.Изменить проверяемое слово:
след (ед.ч) - следы (мн.ч) хвосты(мн.ч) - хвост(ед.ч)
на коне - (кто?) конь (ед.ч.) по камням - (что?) камни (мн.ч.)
крышка - (много чего?) крышек
добряк - тот, кто добрый смельчак - тот, кто смелый
Слова-названия действий отвечают на вопрос что (с)делать?
Узнать буквы в корнях названий действий можно так:
1. Подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?
кормить - (что?) корм кричать - (что?) крик, шагал – (что?) шаг
2.Объяснить значение слова с помощью однокоренного (через значение слова)
шагнуть – сделать шаг подарить - сделать подарок
3. Изменить проверяемое слово по командам вопросов:
Что (с)делает?
Ловил - (что делает?) ловит взглянул - (что сделает?) взглянет
Что (с)делал?
привела - (что сделал?) привёл подмели - (что сделал?) подмёл,
4. Поставить в форме повелительного наклонения или ответить на вопрос «сделать как?»:
стояли – стой!, стоя молчать - молча
5. Меняем приставки: вышел – шёл, зашёл, пошёл
6. Для случаев с парным согласным – подбираем слово во мн.ч. или однокоренное
слез – слезли, слезать отнёс – отнесли подвёз – подвезли
Слова-названия признаков отвечают на вопрос какой? какая? каков?
Узнать буквы в корнях названий признаков предметов можно так:
1.Объяснить значение слова с помощью однокоренного(через значение слова)
Морская прогулка - это прогулка у моря.
2. Подобрать однокоренное слово / назвать слово ласково
узкий - узенький сладкий – сладость, сладенький
3. Изменить слово по команде вопроса каков?
редкий - (каков?) редок гибкий - (каков?) гибок
Слова с непроизносимым согласным звуком ([д,т,в,л]) проверять с помощью вопросов: что? каков? что (с)делал? Или поставить слово в уменьшительно-ласкательную форму. Если после проверки, звук появился, его нужно обозначить буквой, если не появился, значит и буквы нет. Кроме некоторых слов, например, лестница, чувство (смотреть в словаре и подчёркивать тремя чертами).
сер[ц]е – сердечко - сердце че[сн]ость – честен - честный
интере[сн]ый – интерес - интересный гру[сн]ый – грустил – грустный