Слух – отражение действительности в форме различных звуковых явлений, способность человека воспринимать и различать звуки.
Глухота – полное отсутствие слуха или такая его форма понижения, при которой речь воспринимается частично с помощью слуховых аппаратов.
Тугоухость – снижение слуха на оба уха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако, при усилении голоса восприятие возможно.
Изучает сурдопедагогика.
Причины нарушения слуха
Наличие нарушений слуха у родителей; заключение брака между близкими родственниками или между партнерами, имеющими большую разницу в возрасте; употребление беременной женщиной алкоголя, наркотиков; болезни матери в период беременности; прием женщиной в период беременности лекарственных препаратов; врожденные деформации слуховых косточек, недоразвитие слухового нерва, родовые травмы; механические травмы после рождения громкие звуки; различные заболевания ребенка (менингит, корь, энцефалит, отит, паротит, грипп); после воспаления носа и носоглотки; под воздействием антибиотиков.
Характеристика детей с нарушениями слуха
Нарушение слуха-недоразвитость речи-торможение психического развития.
Речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Нарушение звукобуквенного состава слов. Речь отличается нечеткостью, слабой звучностью, гнусавостью, резкостью, неестественным тембром голоса.
Слабослышащие дети обладают остаточным слухом, который можно использовать в обучении и общении. Словарный запас беден, неправильное усвоение понятий, смешение предметов и действий (булка и бутылка); невыразительность интонации.
Чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь. Чем раньше предприняты медицинские и педагогические меры по устранению последствий, тем успешнее будет развиваться ребенок.
Рекомендации педагогу
1.Учащийся должен сидеть за первой партой на максимально близком расстоянии от учителя. При этом учащийся должен иметь возможность видеть всех одноклассников для того, чтобы при их устных ответах поворачиваться и видеть лицо говорящего, считывать речь у него с губ.
2.Учитель должен контролировать состояние индивидуальных слуховых аппаратов у учащегося.
3.При проведении урока учитель всё время должен стоять ближе к учащимся, повернувшись к ним лицом. Нельзя поворачиваться боком или спиной при объяснении материала, в этом случае учащиеся не воспринимают речь учителя и не понимают, о чём он говорит.
4.Речь учителя должно быть нормальной разговорной громкости, в нормальном темпе, но не быстрой.
5.При выполнении самостоятельных заданий учитель должен дополнительно уточнить правильно ли учащийся понял смысл предъявляемого задания, при затруднении объяснить в более лёгкой и доступной форме.
6.При проверке домашнего задания по устным предмета предпочтение лучше отдавать письменным заданиям, чтобы на фоне хорошо говорящих сверстников учащийся не чувствовал свою особенность речи.
7.При оценивании результатов учебной деятельности пользоваться нормами оценки знаний учащихся с нарушением слуха.
8.Максимально привлекать учащихся к участию в мероприятиях класса и школы. Это способствует накоплению социального опыта.
9.Проявлять к учащимся толерантное отношение, оказывать им всяческую поддержку, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в своём классе и в школе.
10.Вести активное взаимодействие с семьёй в процессе воспитания и обучения ребёнка.

Классификация
Глухие: ранооглохшие (уже родившиеся с нарушениями слуха, либо потерявшие его на 1-2 году жизни); позднооглохшие (дети, сохранившие речь и потерявшие слух в том возрасте, когда речь была уже сформирована).
Слабослышащие: легкая степень (шепот воспринимают на расстоянии 3-6м, разговорную речь – 6-8м); умеренная степень (шепот – 1-3м, разговорную речь – 4-6м); значительная степень (шепот – не далее 1м, разговорную речь – 2-4м); тяжелая степень (шепот – 0,5м, разговорную речь – не более 2м).