СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для педагога. Дети с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для педагога. Дети с задержкой психического развития

Просмотр содержимого документа
«Памятка для педагога. Дети с задержкой психического развития»

ЗПР – временное отставание развития психики или отдельных её функций, нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, остается в кругу дошкольных игровых интересов.

Причины ЗПР

1.Биологического характера: патология беременности; недоношенность ребенка; внутриутробная гипоксия плода; асфиксия при родах; инфекции; травмы; заболевания в раннем возрасте; генетическая предрасположенность; поражение участков ЦНС.

2.Социально-психологического характера: ограничение жизнедеятельности; психические травмы ребенка; неблагоприятные условия жизни; педагогическая запущенность; авторитарный тип воспитания.





Характеристика детей с ЗПР

Память. Снижение объемов памяти и скорости запоминания. Непроизвольное запоминание менее продуктивно. Преобладание наглядной памяти. Снижение механической памяти.

Внимание. Повышенная истощаемость произвольного внимания, нарушена концентрация, ограничен объём внимания. Неумение сосредоточиться на существенных признаках объектов. Неустойчивость внимания.

Восприятие. Фрагментарность восприятия. Недостаточная полнота и точность из-за нарушения внимания. Недостаточная целенаправленность и организованность. Замедленная переработка информации, низкий уровень аналитического восприятия.

Мышление. Несформированность познавательной и поисковой мотивации. Избегание интеллектуальных усилий. Заинтересованность в быстроте, а не в качестве работы. Низкая мыслительная активность, стереотипность и шаблонность. Неумение выделять главное, строить умозаключение.

Речевое развитие. Ограниченность словарного запаса. Наличие дефектов произношения и смазанности речи. Трудности в овладении письменной речью.

Эмоционально-волевая сфера. Эмоциональная лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностная незрелость. Отставание в развитии эмоций, частое беспокойство и тревожность.







Классификация детей с ЗПР

1. ЗПР конституционального происхождениярасстройства эмоционально-волевой сферы. Быстрая утомляемость, восприятие учебного материала поверхностно, активность в игровой деятельности, нарушения поведения, эмоциональная возбужденность.

2. ЗПР соматогенного происхождения – обусловлены соматической недостаточностью (длительные простудные и инфекционные заболевания, аллергические реакции, пороки развития). Нарушение интеллектуальной деятельности, низкая работоспособность и сосредоточенность, нарушения внимания и памяти.

3. ЗПР психогенного происхождения – неблагоприятные условия воспитания в семье. Проявляется психическая неустойчивость в условиях гипо- или гиперопеки. При гипоопеке наблюдается полное отсутствие психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность. При гиперопеке – неспособность выполнять самостоятельно простую деятельность, отсутствие инициативы, ориентация на помощь взрослого.

4. ЗПР церебрально-органического генеза – органическая недостаточность нервной системы. Игровые интересы внушаемы, отсутствие критики в свой адрес и яркости в эмоциональной сфере, однообразность игр, отсутствие творческого потенциала.









Рекомендации педагогу

Изучение литературы о детях с ЗПР; использование простых средств при обучении; устранение отвлекающих факторов; построение урока по четкому порядку ,обобщение каждого этапа урока; использование разминок во время урока; избегание резких замечаний; поощрение при успехах; предоставление материалов урока в наглядном виде; тесное взаимодействовать с семьей ребенка; создание благоприятного эмоционального фона; включение ребенка с ЗПР в групповую деятельность.