Памятка работы над проектом.
1 этап. Организационный
Проблематизация.
Проблема - это противоречие, возникающее при анализе и восприятии уже имеющихся фактов и результатов, полученных на практике
Формулировки противоречий. Это могут быть противоречия между научными выводами и практикой, противоречия между потребностями практики и недостаточной теоретической проработкой некоторых вопросов. Как правило, наличие противоречий приводит к появлению проблемы, что является несомненным показателем актуальности данной области исследования. Разрешение этих противоречий должно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Это определяет направление исследования.
Проблемные вопросы могут начинаться:
Может ли ? Что случится, если ?
Будет ? Каковы опасности ?
Возможно ли ? Каковы преимущества ?
Почему ? Каково влияние ?
Как ? Каким образом ?
Как можно ? и т.д.
Определение гипотезы исследования (для исследовательского проекта)
В переводе с древнегреческого гипотеза означает «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно-обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
Оно должно быть обоснованным, то есть подкрепляться научными данными и логическими соображениями.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...», «так..., как....», «при условии, что...»,
Определение цели и задач проекта.
Цель – некое желаемое решение проблемы которую предстоит решить в процессе реализации проекта. Проще говоря, это результат, который будет, достигнут в результате реализации проекта
Цель должна отвечать на вопрос “что?”. Что должны получить к концу проекта..
Наиболее типичные цели:
определение характеристик явлений, не изученных ранее;
выявление взаимосвязи неких явлений;
изучение развития явлений,
описание нового явления,
обобщение и выявление общих закономерностей,
создание классификаций.
Достижение цели зависит от её формулировки, и первый шаг к успеху – правильно сформированные цели.
Цель должна быть конкретной, т.е. описывать, что именно необходимо достигнуть. .
Цель должна быть измерима, т.е. описывать в чем или в каких единицах можно будет измерить результат.
Цель должна быть достижимая. Описывается за счет чего достигается цель и при каких условиях
Цель должна быть реалистичной. Означает, что достижение целей финансово и технически возможно.
Реализация цели должна иметь реалистичную оценку реализации по времени.
Задача - некое действие или набор действий с конечным результатом, приближающее достижение цели проекта. Проще говоря, это то, как будет достигнута цель проекта.
Задачи должны отвечать на вопрос “как?”.
Как мы должны действовать, чтобы достичь поставленных целей.
Каждая задача должны начинаться с глагола действия, например: подготовить, провести, разработать, создать, сделать, обеспечить, купить, установить, опросить и т.п. Это гарантирует измеримость задачи и возможность её контролировать.
Каждая задача будет соответствовать главам в проекте.
Определение методов исследования
Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы или проекта.
Основные методы исследования
1. Изучение литературы и других источников информации
Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.
Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте своего проекта ставьте ссылки на источники информации.
2. Наблюдение
Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план. Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
3. Опрос
Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
4. Анкетирование
Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
5. Эксперимент
Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!
6. Анализ текста
Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Текстом считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.
Определение типа продукта проекта.
Продукт это воплощение найденного автором оптимального способа решения проблемы;
продукт, в конечном счёте, это то, ради чего задуман проект, это главный результат работы;
продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.
Мультимедийный продукт:
Научные или учебные материалы:
научный доклад;
научная статья;
сравнительно-сопоставительный анализ
к.-л. явления, процесса и т.д.;
отчёт об исследовательской экспедиции;
словарь;
тесты;
атлас, карта;
учебное пособие.
публицистические материалы:
настенная газета;
школьная тиражная газета;
журнал;
заметка, интервью, обзор и др
творческий продукт:
сборник стихотворений;
альбом с иллюстрациями;
Картина;
театральная постановка
Мероприятие:
экскурсия;
праздник;
соревнование;
деловая игра;
викторина (КВН, Что? Где? Когда? и т.п.);
выставка;
пресс-конференция
2 этап Реализация проекта.
Наставник проекта оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, поощряет самостоятельность обучающихся и в то же время при необходимости поддерживает, направляет, создает условия для проявления творческой активности, осуществляет контроль за соблюдением сроков
Обучающийся собирает и обрабатывает информацию, решает возникающие вопросы и проблемы, корректирует план, оформляет документацию проекта. Проводит опыты, эксперименты, составляет и проводит опросы и т.д. Анализирует полученную информацию. Делает выводы.
3 этап Защита проекта
подготовка презентационных материалов
презентация проекта
изучение возможностей использования результатов проекта
Рекомендации по оформлению проекта для представления на защите
Рекомендации по оформлению проекта в бумажном виде для представления на защите - работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк– 1,5; размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 1,5 см, левое – 3 см, правое – 2 см; - титульный лист считается первым, но не нумеруется; - каждая новая глава начинается с новой страницы, точка в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставится; - все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц; - все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста ИП, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 6 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено неограниченное количество стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, в алфавитном порядке. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
Рекомендации по оформлению электронной презентации проекта для представления на защите
Оптимальные шрифты (заголовок – 24-32; подзаголовок – 22-24; основной текст – 18-24; подписи данных – 20-22). Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Текст должен хорошо читаться на выбранном фоне. Оптимальный межстрочный интервал от 1 до 1,5 (меньший плохо читается).
1. Рекомендуемое количество слайдов – 10-12
. 2. Первый слайд (титульный) презентации должен содержать тему проекта, ФИО разработчика, наставника. Завершает презентацию точная копия титульного слайда. Второй слайд презентации должен содержать цели, задачи. Необходимо добавить слайд со списком литературы.
3. Слайды должны содержать раскрытие опыта работы обучающегося над ИП. Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится.
4. Необходимо использовать максимально пространство экрана (слайда).
5. Слайды не должны быть перегружены анимационными эффектами. Для смены слайдов используется один и тот же анимационный эффект.
6. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами, с анимацией.
7. Демонстративные и иллюстративные материалы должны быть наглядными, оригинальными, композиционно сочетаться с докладом.
Формат файлов презентации:
- при использовании программных продуктов Microsoft: сохранение в режиме совместимости Microsoft PowerPoint 98-2003 (.ppt);
- при использовании свободного программного обеспечения: сохранение в режиме совместимости Microsoft PowerPoint 98-2003 (.ppt) или в формате «Презентация ODF» (.odp);
- при вставке в презентацию видео или аудио: формат видеофайлов
– Mpeg2 (.mpg), формат аудиофайлов – WAV (.wav) или MPEG3 (.mp3).
Примерный план защиты обучающимся проекта
Введение
Тема моего проекта…
Я выбрал эту тему, потому что…
Цель моей работы – …
Проектным продуктом является…
Этот продукт поможет…, так как…
План моей работы (время выполнения и промежуточные этапы) …
Выбор темы и уточнение названия
Сбор информации (где и как происходил поиск)
Изготовление проектного продукта (что и как происходило)
Написание бумажного варианта проекта
Основная часть Я начал свою работу с того, что…
Потом я приступил к… Я завершил работу тем, что
В ходе работы я столкнулся с проблемами…
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я
Я отклонился от плана в связи с …
План моей работы был нарушен, потому что…
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как…
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что…
Заключение Закончив проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано получилось, например, … Это произошло, потому что… Если бы я начал работу заново, я бы…
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как… Работа над проектом показала мне, (что узнал о себе и о проекте над которым работал)…
Структура проекта.
ОГЛАВЛЕНИЕ | Оглавление включает наименование всех глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
ВВЕДЕНИЕ | Введение по объему занимает от 1 стр. |
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический) | Теоретическая часть по объему от 2 страниц Слово теоретический в самом проекте не пишем! |
II РАЗДЕЛ 2. (Практический) | Практическая часть по объему занимает от 1 страницы. Слово практический в самом проекте не пишем! |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Заключение по объему не более 1 страницы |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | Список литературы включает не менее 8 источников |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; методы и приемы исследования и работы над проектом, что будет являться продуктом проекта, практическая значимость проекта
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).
Клише проекта
Введение
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
Главы
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …