Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей при подготовке ребенка к школе.»
П
амятка для родителей при подготовке ребенка к школе.
При подготовке дошкольников к обучению в школе ПОМНИТЕ, что « мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный ».
Неподвижный ребенок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться движением.
Ранее начало знакового обучения недопустимо. Оно усугубляет проявление минимальных мозговых функций.
В среднем мальчики быстрее утомляются и менее устойчивы к информационным перегрузкам, чем девочки.
Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
Лень ребенка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранной вами
методики работы с ребенком.
6. Сделай своей главной заповедью – «не навреди!»
Особенности готовности к школе мальчиков и девочек.
Когда речь заходит о готовности к школе, то традиционно всплывает образ некоего «усредненного» ребенка, лишенного не только индивидуальности, но и половой принадлежности и в силу этого наделенного всеми требуемыми и одинаково хорошо сформированными качествами будущего школьника. Однако в реальной практике такое уникальное явление встречается крайне редко. Чаще всего у ребенка какие-то качества, значимые для обучения в начальной школе, сформированы лучше, какие-то хуже, что во многом как раз и определяет тем, кто же ребенок – мальчик или девочка. Иными словами, мальчики и девочки 6-7 лет готовы к школе весьма не одинаково, поэтому и проблемы обучения в начальных классах у них тоже разные.
Установленные различия заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной, так и эмоциональной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому неслучайно академическая успешность мальчиков и девочек в первом классе так различается. В частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным предметам – 3,9 баллов (по традиционной 5-балльной школе ), а у девочек –4,3 балла. Естественно что различается ( опять-таки не в пользу мальчиков! ) и физиологическая «цена», которую платит организм ребенка за процесс обучения. Так, к концу первого класса утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.
Вам, уважаемые родители, эта информация позволит своевременно обратить внимание на развитие у ребенка тех психологических характеристик, которые во многом определяют его будущую школьную успеваемость.
Чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе. А вот у девочек непосредственной связи интеллектуального развития и академической успешности нет. Несколько более существенный вклад в академическую успешность девочек привносит вербальный (речевой) компонент интеллекта, во многом зависящего от эмоционального отношения, то ребенок использует все свои речевые возможности для достижения высокой оценки, а если не нравится, то данные возможности для достижения попросту не используются.
| Весьма значительный вклад в академическую успешность первоклассников привносят индивидуально типологические особенности, в частности – всем хорошо известные типы темперамента. Напомним, что их всего четыре: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Так вот больше всего проблем с получением положительных оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудачи они могут и всплакнуть. Само собой разумеется, такое поведение расценивается как не мальчишеское и частенько осуждается сверстниками и самими учителями. Девочки-холерики, наоборот, слишком активные, самостоятельные, бойкие, вспыльчивые, беспокойные и непоседливые. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя, да и высидеть 45 минут на одном месте для такой девочки – проблема. Наиболее «удачным» с точки зрения обучения в начальной школе является сангвинистический тип темперамента, особенно для мальчика. Дети данного типа в меру активные и живые, они весьма социабельны, позитивны, умеренно агрессивны и умеренно тревожны. Однако надо помнить уважаемые родители,что начиная приблизительно со средней школы тип темперамента ребенка перестает быть одним из определяющих факторов достижения высоких оценок и подчас «неудобный» холерик оказывается в числе сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников. Немалый интерес представляет и вклад в академическую успеваемость такой психологической характеристики, как личностная тревожность ребенка. Повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет прежде всего на мотивационный компонент учебной деятельности. Так, оказались, что повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез озоботиться и получаемыми оценками, и собственным соответствием статусу школьника – практически взрослого, самостоятельного человека. Повышенная же тревожность у девочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Получается, что повышенное внимание таких девочек к их межличностным взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной деятельности и приводит в к снижению академической успешности. Высокий уровень агрессивности приводит к снижению академической успешности прежде всего у девочек. У мальчиков снижение успеваемости только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за все разумные диапазоны. | |
Обобщенный психологический портрет хорошо успевающего в начальной школе мальчика: Высокий показатель интеллектуального уровня развития. Высокая стрессоустойчивость и способность обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита слуховая память. По своему типу темперамента, это скорее всего, возможно – сангвино-флегматик, точно не меланхолок. У данного мальчика весьма хорошо развит социальный интеллект, он весьма уверенно чувствует себя в коллективе сверстников, умело общается. Показатели личностной тревожности такого мальчика чуть-чуть выше средневозрастных нормативов, но не чрезмерно высокие, что обеспечивает ему неравнодушное отношение к получаемым школьным оценкам и способствует к стремлению соответствовать социальному статусу школьника. Такой мальчик умеренно агрессивен. | Обобщенный психологический портрет хорошо успевающей в начальной школе девочки: Высокий показатель развития вербального компонента. Высокая стрессоустойчивость и спопобность обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Хорошо развита произвольность внимания и поведеия в целом. По типу темпера- мента это, скорее всего сангвиник или сангвино- флегматик в «чистом» виде. Можно уверенно сказать лишь то, что это не холерик. У такой девочки умеренно или высоко развит социальный интеллект, она достаточно общительна, умеет ладить с окружающими. Показатели личностной тревожности такой девочки либо укладывается в диапазон средневозрастных значений, либо несколько снижены, что обеспечивает направленность интересов именно на учебную деятельность и не вызывает излишней озабоченности проблемами межличностных взаимодействий со взрослыми и сверстниками. Девочка характеризуется умеренными или несколько сниженными показателями агрессивности. |