Агрессия – деструктивное поведение, нару-шающее нормы и правила сосуществования, наносящее вред, причиняющее боль и страдание людям.
3 основные источника деструктивного поведения ребенка
Чувство страха, недоверие к окружающе-му миру;
Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворе-ние его потребностей;
Обретение независимости и самостоятель-ности, отстаивание своей личной террито-рии.
Виды агрессии:
прямая: оскорбление и вербальные формы унижения( ее детские формы: дразнилки, оскорбления)
косвенная: обвинения, угрозы сверстнику, осуществляемые в различных высказыва-ниях. (в дошкольном возрасте это: жало-бы, агрессивные фантазии, демонстратив-ный крик, направленный на устранение сверстника.)
прямая: непосредственное нападение на другого человека и нанесение ему физи-ческой боли и унижения (угрозы и запу-гивание, драка);
косвенная: нанесение материального ущерба другому человеку через непосредственные физические действия (в дошкольном возрасте это: уничтожение или порча чужих вещей, разрушение про-дуктов деятельности другого человека).
Наиболее характерные формы агрессивного поведения подростков:
Причины детской агрессивности:
Наследственные и органические:
Травмы головного мозга
СДВГ
Аффективно-возбудимое поведение родителей, родственников.
Природные особенности нервной системы (вспыльчивость, обидчивость, раздражительность).
Наличие выраженной тревожности.
Социально-бытовые:
Насилие в семье
Конфликты между родителями
Неприятие ребенка
Непоследовательность родителей в воспитании нормам и правилам поведения
Жесткий родительский контроль
Неблагоприятная обстановка в школе:
Конфликты с одноклассниками
Чрезмерно высокая учебная нагрузка
Попытки привлечь к себе внимание сверстников и взрослых.
Педагогическая некомпетентность учителей и воспитателей.
Ситуативные:
Переутомление
Введение ограничений в поведение ребенка
Ответная агрессивность на поведение взрослых или сверстников
Чувствительность к оценке, осуждению, критике
Унижение, оскорбления, грубость в отношениях с ребенком
Новизна, увеличивающая тревогу.
Правила общения с агрессивными детьми и подростками
Быть терпеливым и внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения
Принимайте ребенка таким, какой он есть
Не допускать при ребенке вспышек гнева, злых высказываний о других людях, проявления желаний отомстить за обиду
Давать ребенку возможность проявлять гнев после событий, препятствующих осуществлению его потребностей
Подавление негативных эмоций ребенка не устраняет агрессивность, а способствует формированию агрессивных черт характера. Ребенок, подавляющий свой гнев, более подвержен психосоматическим расстройствам (псориаз, мигрень, язва желудка, гипертония).
Целесообразно:
Обучать ребенка приемлемым способам выражения гнева.
Помогать сместить агрессию на другой объект (побить подушку, смять бумагу, и т.д.)
Расширять поведенческий репертуар ребенка. Помогать овладевать конструктивными способами поведения в конфликтных ситуациях, навыкам общения.
Учить ребенка брать ответственность на себя.
Развивать у ребенка способность к сопереживанию, умение понимать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.
Понять и снять причины агрессивного поведения ребенка.
Помните:
Запреты и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности.
Не забывайте, что агрессивные реакции- естественные реакции человека. Важно научить управлять своей агрессивностью, выражать и снижать ее приемлемыми способами.
Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать за конкретные поступки.
Наказание значимо тогда, когда оно:
Анкета
(для родителей, воспитателей, учителей)
«Критерии агрессивности ребенка»
1.Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2.Он не может помолчать, когда чем-то недоволен. 3.Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5.Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7.Он не прочь подразнить животных. 8.Переспорить его трудно. 9.Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10.Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11.В ответ на обычные распоряжения стремиться делать все наоборот. 12.Часто не по возрасту ворчлив. 13.Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14.Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых людей. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него не редки приступы мрачной раздражительно-сти. 20. Ребенок уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Обработка результатов Положительный ответ на каждое предложенное утверж-дение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность -15-20 баллов. Средняя агрессивность -7-14 баллов. Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
Департамент образования города Москвы Центральное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 28 V вида
int28@mail.ru
105066 г. Москва
Денисовский пер. 6
261-76-78;261-82-23
«АГРЕССИВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Москва 2011
Департамент образования города Москвы Центральное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 28 V вида
int28@mail.ru
105066 г. Москва
Денисовский пер. 6
261-76-78;261-82-23
СКОРО В
ШКОЛУ
Советы
Родителям
Москва, 2011
Департамент образования города Москвы Центральное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 28 V вида
int28@mail.ru
105066 г. Москва
Денисовский пер. 6
261-76-78;261-82-23
КАК ПОМОЧЬ
РЕБЕНКУ В
ПРИГОТОВЛЕНИИ
УРОКОВ?
Москва, 2011
Департамент образования города Москвы Центральное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 28 V вида
int28@mail.ru
105066 г. Москва
Денисовский пер. 6
261-76-78;261-82-23
ПАМЯТКА
РОДИТЕЛЯМ О
НАКАЗАНИЯХ
Москва, 2011
Департамент образования города Москвы Центральное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 28 V вида
int28@mail.ru
105066 г. Москва
Денисовский пер. 6
261-76-78;261-82-23
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ
АГРЕССИВНЫМ
ПОВЕДЕНИЕМ
Москва, 2011