Взрослый называет звуки, [А]; [А] [У]; [У] [А] [О], а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)
Взрослый называет разные звуки, а ребенок хлопает, если среди звуков слышит заданный звук (А). Звуки брать разные.
Взрослый называет разные гласные звуки (перед этим сообщить ребёнку, что мяч нужно подкинуть, если услышит звук Э), при произнесении взрослым звука Э, ребенок подкидывает мяч.
Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна- автобус- слон-нос-сова и т.д.
Взрослый произносит первую часть слова, а ребенок вторую – взрослый Са, ребёнок -Хар- сахар, взрослый Са, ребёнок Ни- сани и т.д.
Взрослый, где в слове Слон, ты слышишь звук С-в начале, середине или в конце слова? (брать разное положение звуков- в начале, середине, в конце слов).
Взрослый произносит слова - жук, жаба, лыжи? - (голосом выделять одинаковый звук - ЖЖЖук, ЖЖЖаба и т.д.), ребёнок определяет одинаковый звук.
МАДОУ «Ромашка»
Рекомендации для родителей:
«Дома играем, фонематический слух развиваем»
Информацию подготовила: учитель-логопед Е. К. Сумина
Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. (2-4 года)
Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки (музыкальные инструменты) Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи по тембру, силе, высоте. (2-4 года)
Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Различение сходных между собой по звучанию слов. (4-5 лет)
Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Различение слогов. (5-6 лет)
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
Различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть. Освоение ребёнком навыков анализа и синтеза. (5-7 лет)
Комарик говорит «ззз», насос свистит «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.