Памятка для воспитателя
Воспитатель в лицее-интернате - это самый главный человек, потому что именно на нем лежит ответственность за все, что происходит в его группе. Поведение детей, учеба, чистота, организация досуга, - вот неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя. И кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмерима большая ответственность за души детей.
Все признают, что главный метод воспитания - это воспитание личным примером. Это на словах, а на деле… Если ты сам опаздываешь, то, как можно требовать пунктуальности от детей, если позволяешь себе спорить со старшими, то разве нужно удивляться, когда дети будут с тобой постоянно пререкаться и спорить? Дети - наше зеркало, и они берут пример именно с нас (другого примера у них пред глазами нет). Чтобы успешно работать с детьми, нужно постоянно работать над собой.
Чем больше времени и сил ты отдаешь детям, чем больше сердца и души вкладываешь - тем быстрее дети откликнутся. Настраивайтесь не на чудо, а на творческий, иногда рутинный и не всегда благодарный, но всегда тяжелый педагогический труд.
А загораются ли у детей глаза, когда воспитатель приходит на работу, радуется ли они этому, ждут его? Насколько детям хорошо с ним? Они откровенны с воспитателем, доверяют ли ему свои маленькие тайны? Уважают ли они его, стал ли он для них авторитетом (или просто пустое место)? Уважает ли и любит воспитатель своих детей, готов ли отстаивать их интересы? Проводит с детьми как можно больше времени (вообще, воспитатель без детей, гуляющий по лицею вызывает легкое недоумение). Воспитатель, который считает минуты и постоянно готовый скорее убежать от детей домой вызывает раздражение и жалость. Воспитатель, который сидит и сплетничает с коллегами в рабочее время вызывает желание скорее избавиться от него. Это резко, но предельно честно, чтобы Вы умели понимать взгляды - иногда в них может быть восхищение, восторг от Вашей работы, иногда молчаливое недоумение: «Ну, как же Вас угораздило?» Иногда - открытый упрек.
Обобщая эти замечания можно сказать, что при оценки работы воспитателя постоянно отслеживаются два момента. Насколько детям комфортно с воспитателем и насколько такое общение полезно для них. Комфортность понятна без разъяснения, а с полезностью сложнее. Наша главная задача в интернате- создав условия, приближенные к семейным, подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе. Сколько новых знаний и умений нужно дать ребенку, сколько поработать над непростым характером каждого! Поэтому простой пример: можно быть мягким, добрым воспитателем, ничего не требовать от детей, не поддерживать дисциплину и порядок, чистоту, не бороться за хорошую учебу, проводить постоянные чаепития с детьми, и большинство детей будут довольны, им будет комфортно. Это гостевая позиция, но что она даст не выходе? Как у таких детей сформируется нужные свойства личности, откуда возникнут необходимые знания и умения? Результативность такой работы будет близка к нулю.
Но и когда работать без эмоционального принятия детей, не заслужив их доверия и не став для них авторитетом, заставляя все делать из-под палки тоже плохо. Можно разрабатывать методические блестящие занятия, на которых дети многому научатся, но если не научиться их заинтересовывать, увлекать их этими занятиями, то с каждым разом их будет все труднее собрать на эти занятия.
Если ребенок будет ждать встречи с Вами, если ему так интересны ваши занятия, он сам будет ждать таких занятий, вам будет гораздо проще работать.
Практика показывает, что у одних воспитателей лучше получается методически-грамотные занятия в разнообразных формах (беседы, инструктажи, практические занятия, экскурсии, викторины и т.д.), у детей их группы хорошая успеваемость, дисциплина и порядок, чистота и уют в спальнях.
У других воспитателей очень хороший эмоциональный контакт со своими детьми, дети дорожат расположением воспитателя и чтобы не доставить ему огорчения, стараются хорошо учиться, не нарушать дисциплину и т.д.
Конечно, в идеале должно быть и то и другое, и такие воспитатели к счастью есть. Определите свои сильные и слабые стороны, постоянно работайте над собой, не стесняйтесь советоваться с опытными коллегами, посещайте их занятия - и все у вас получится.
Вот мы и закончили наше небольшое напутствие. Верьте в себя, отдавайте детям душу и все у Вас получится.
ИНСТРУКЦИЯ
«По проведению генеральной уборки»
Общие указания
Заранее распределить детей на уборку (в уборке должны принимать участие все воспитанники группы).
Подготовить инвентарь для уборки.
Провести инструктаж по правилам выполнения генеральной уборки, добиваясь, чтобы каждый ребенок понял, что и как он должен делать, в какой последовательности.
Организовать и лично руководить проведением уборки.
Лично принять убранную спальню, при неудовлетворительном качестве уборки добиться устранения недостатков.
Принять на хранение уборочный инвентарь.
Лично сдать уборку дежурному администратору.
Порядок уборки комнаты:
Протереть стены
Протереть подоконники, полки, столы, зеркала.
Подмести пол, убрать мусор.
Оттереть черные полосы и пятна с пола.
Намыть пол с порошком, протереть насухо
Прополоскать тряпку, сдать инвентарь воспитателю.
Памятка дежурному по спальне:
Перед началом уборки проверить аккуратность заправки кроватей, попросить навести порядок в своих тумбочках, полках, своих вещах в шкафу (аккуратно сложить личные вещи, учебники, книги, одежду, ненужную одежду отнести в «камеру хранения». Проконтролируй это. Не потребовал наведения порядка от других - убирай за них сам!
Открыть форточку и проветрить спальню.
Подмести пол.
Протереть влажной тряпкой подоконники, шкафы, полки, тумбочки, дверь с обеих сторон, убрать мусор за батареей.
Вымыть зеркала, если стены крашеные (не обои) - протереть стены.
Подмести пол, отодвигая кровати, тумбочки, собрать и вынести мусор.
Вымыть пол с порошком - сначала влажной тряпкой, затем выжав ее, сухой.
Сдать уборку воспитателю, если есть замечания - устранить их.
Прополоскать тряпку и сдать инвентарь воспитателю;
Памятка дежурному по спальне:
Перед началом уборки проверить аккуратность заправки кроватей, попросить навести порядок в своих тумбочках, полках, своих вещах в шкафу (аккуратно сложить личные вещи, учебники, книги, одежду, ненужную одежду отнести в «камеру хранения». Проконтролируй это. Не потребовал наведения порядка от других - убирай за них сам!
Открыть форточку и проветрить спальню.
Подмести пол.
Протереть влажной тряпкой подоконники, шкафы, полки, тумбочки, дверь с обеих сторон, убрать мусор за батареей.
Вымыть зеркала, если стены крашеные (не обои) - протереть стены.
Подмести пол, отодвигая кровати, тумбочки, собрать и вынести мусор.
Вымыть пол с порошком - сначала влажной тряпкой, затем выжав ее, сухой.
Сдать уборку воспитателю, если есть замечания - устранить их.
Прополоскать тряпку и сдать инвентарь воспитателю;
Памятка дежурному по спальне:
Перед началом уборки проверить аккуратность заправки кроватей, попросить навести порядок в своих тумбочках, полках, своих вещах в шкафу (аккуратно сложить личные вещи, учебники, книги, одежду, ненужную одежду отнести в «камеру хранения». Проконтролируй это. Не потребовал наведения порядка от других - убирай за них сам!
Открыть форточку и проветрить спальню.
Подмести пол.
Протереть влажной тряпкой подоконники, шкафы, полки, тумбочки, дверь с обеих сторон, убрать мусор за батареей.
Вымыть зеркала, если стены крашеные (не обои) - протереть стены.
Подмести пол, отодвигая кровати, тумбочки, собрать и вынести мусор.
Вымыть пол с порошком - сначала влажной тряпкой, затем выжав ее, сухой.
Сдать уборку воспитателю, если есть замечания - устранить их.
Прополоскать тряпку и сдать инвентарь воспитателю;
Циклограмма проведения воспитательных часов
№ п/п | День недели | Содержание |
| Понедельник | Обсуждение новой информации о событиях: стране и за рубежом |
| Вторник | Спортивные занятия |
| Среда | Групповое коррекционно-развивающее занятие |
| Четверг | Час воспитателя:внеклассное мероприятие (согласно календарно-тематического плана) |
| Пятница | Организация генеральной уборки в спальных комнатах; Подведение итогов недели (в учебе, в поведении и т.д.). Предварительное планирование на следующую неделю |
| Суббота | Основное содержание деятельности воспитателя: |
| Воскресенье | Основное содержание деятельности воспитателя: Индивидуальная воспитательная работа Организация досуга детей Контроль готовности к школе (одежда, обувь, канц. товары, учебники). |