Схема морфологического разбора имени существительного:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).
3. Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род , склонение;
4. Непостоянные признаки: падеж; число;
5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.(Сущ. может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством)
Образец письменного разбора.
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.
1. (Кого?) птицу - сущ .
2. Н. ф. - птица.
3. Пост. пр.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
4. Непост. пр.: В. п., ед. ч
5.Вт. чл. – дополнение, увидел (кого?)птицу _ _ _ _ _ _
Примечание: в 3 классе, пока не изучено склонение, мы его не указываем
Морфологический разбор имени прилагательного.
1.Часть речи, на какой вопрос отвечает , с каким существительным связано.
2.Начальная форма ( ед. ч., м.р., И.п. – какой?)
3.Непостоянные признаки ( смотрим в предложение, зависят от существительного): падеж , число, род (в ед.ч.),
4.Роль в предложении . (Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.)
Образец письменного разбора.
Дано предложение: Раки поздней3 осенью уходят в самые глубокие места на реке.
1. (Какой?)поздней – прил.
2. Н.ф. - поздний.
3 Непост. пр.: Т.п., ед.ч., ж.р.,
4 .Вт. чл. – определение, осенью (какой?)поздней
Примечание: если прилагательное стоит во мн. ч., то род не указывать!
Порядок морфологического разбора глагола
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма(неопределенная форма – что делать? что сделать?).
3. Пост.призн.: спряжение.
4. Непост. призн.: время, лицо и число ( для глаголов в настоящем или будущем времени), число и род – для глаголов в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.
Образец письменного разбора.
Дано предложение: Я знаю, что ты любишь3 кататься на коньках.
1.(Что делаешь?)любишь – глагол.
2. Н.ф.–любить,
3.Пост. пр.: II спр.
4.Непост.пр.: наст.вр., 2 л., ед.ч.
5 .Гл. чл. - сказуемое, ты (что делаешь?)любишь
Примечание: в 3 классе не указываем спряжение и лицо глагола.
Образец письменного разбора (в 3 классе)
Дано предложение: Время всё лечит3.
1. (Что делает?) лечит – глагол.
2. Н.ф.–лечить.
3. Непост. пр.: наст.вр., ед.ч.
4 .Гл. чл. - сказуемое, время (что делает?)лечит