Психологические причины трудностей и ошибок при обучении русскому языку и чтению, вызванные несформированностью пространственных и зрительных отношений.
| Ошибки и симптоматика трудностей | Психологические причины |
1. | Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова | - недостаточность развития анализа пространственных отношений. - несформированность фонетико-фонематического анализа. |
2. | Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д…) | - недостаточность зрительного анализа. - несформированность анализа пространственных отношений. |
3. | Перестановка букв и слогов в словах (переписал – пеперисал, умная – уманя…) | - недостаточность зрительного анализа. - недостаточность звуко-буквенного анализа. - неустойчивость произвольного внимания. |
4. | При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок (при летели, жвлсу…) | - несформированность вербального анализа. - недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза. - недостаточное развитие анализа пространственных отношений. |
5. | «Зеркальное» написание букв, неузнавание букв в перевёрнутом виде. | - недостаточность зрительного анализа. - недостаточное развитие анализа пространственных отношений. - отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образом букв. |
6. | Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, и-п, н-п…) | - недостаточное развитие анализа пространственных отношений. - недостаточность зрительного анализа. |
7. | Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки. | - слабо развита тонкая моторика руки. - не сформированы зрительно-двигательныe координации. - недостаточное развитие анализа пространственных отношений. - не усвоение понятия «рабочая строка». |
8. | Расположение букв при списывании в обратной последовательности, копия располагается слева от образца. | - недостаточно развит анализ пространственных отношений. - не сформирована однонаправленность считывания слева направо. |
9. | Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх. | - недостаточно развит анализ пространственных отношений. - не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз. |
10. | Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании из округленных деталей букв и цифр. | - недостаточность зрительного анализатора. - недоразвитие микромоторики. - несформированность зрительно- двигательных координаций. - несформированность дифференцированных зрительных образов букв. |
11. | Очень медленный темп письма. | - несформированность зрительно-двигательных координаций. - недостаточное развитие микромоторики. - трудности в произвольном управлении движениями. - инертность нервных процессов. |
12. | С ошибками списывает с доски. | - несформированность процессов зрительного анализа. - неустойчивость произвольного внимания, зрительной памяти. |
13. | Искажение почерка (нестабильность графических форм). | - недостатки в развитии зрительно- двигательных координаций. - отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образом букв. |
14. | Сложности при переводе звука в букву и наоборот. | - несформированность звукобуквенного анализа. - не выработаны прочные ассоциативные связи звуковой и графической формами буквы. - не усвоены понятия «звук» и «буква» и их соотношения. |
15. | Плохо ориентируется в пространстве листа тетради. | - недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ). |
16. | Неумение выделить предложение из текста, и слитное написание предложений. | - недостаточное развитие процессов зрительного анализа. |
17. | Побуквенное или слоговое чтение | - несформированность процессов синтеза звуко-буквенных элементов. |
18. | Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной вместо нижней. | - недостаточное развитие анализа пространственных отношений. - неустойчивость произвольного внимания, |
19. | Неправильное чтение похожих по начертанию букв. | - несформированность процессов зрительного анализа. - неточность ассоциаций между звуковой и графической формами букв. |
20. | Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями (выше-вышла). | - недостаточное развитие анализа пространственных отношений. - недостаточность зрительного анализа слова. |
21. | «Зеркальное» чтение». | - недостаточное развитие анализа пространственных отношений. |
22. | Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую. | - отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов. |
23. | Низкая скорость чтения. | - недостаточность зрительного анализа буквенного материала (неразличение сходных по написанию букв, слов). - несформированность процессов синтеза звуковых элементов. - на выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком. - инертность нервных процессов. |
24. | Чтение с возвратом. | - не сформирована однонаправленность считывания слева направо. |