| ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ К ВПР 5 КЛАСС 1 правило ЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ЗАДАНИЕ |
Задание 11 В предложениях ..найдите слово со значением «……….». Выпишите это слово. Пример: В предложениях 9−11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово. 1. Перечитай предложения (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными. (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся 2. Найди в тексте слово, которое можно заменить с/с «чувство тревоги, беспокойство». Это слово «опасение» 3. Прочитай предложение, вставив вместо выбранного слова предложенное в задании: Наша тревога оказалась совершенно напрасной. 4. Если смысл предложения не изменился, то выбрано верное слово. Ответ: опасение 14 | Задание 2 Порядок фонетического разбора слова 1. Запишите слово. 2. Запишите слово в скобках так, как ты его слышишь. Поставьте ударение. 3. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество. 4. Напишите справа от каждой буквы в квадратных скобках звук (звуки), которые эта буква обозначает. 5. Опишите звуки (гласный – ударный или безударный, согласный – глухой или звонкий, твёрдый или мягкий). 6. Сосчитайте и запишите количество звуков. 7. Сосчитайте и запишите количество слогов Образец: Весна1 в – [в'] – согласный, звонкий, мягкий. е – [и ] – гласный, безударный. с – [с] – согласный, глухой, твердый. н – [н] – согласный, звонкий, твердый. а – [а́ ] – гласный, ударный. ____________ 5 букв, 5 звуков, 2 слога. В этом предложении все согласные являются глухими ЗАПОМНИ ЕГО: Фока, хочешь поесть щец? 3 |
Задание 1. Правила списывания текста -
Прочитай весь текст. -
Расставь знаки препинания. Обрати внимание, есть ли в тексте прямая речь, обращения, сложные предложения, однородные члены предложения, места постановки тире. -
Найди и подчеркни карандашом все опасные места и орфограммы, начиная с первого предложения. -
Вернись к началу текста (первое предложение). Начни записывать текст. Соблюдай абзацы. -
При записи сверяй каждое слово и знак, проговаривай по слогам то, что записываешь. -
Когда закончишь списывать, проверь свою запись. Перечитай то, что написал. Если есть ошибки, аккуратно исправь. 2 | Задание 12 В предложениях …. найдите антоним к слову «……» и выпишите его Антоним – это слово противоположное по значению. 15 |
-
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: начальная форма (именительный падеж единственного числа); собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род, склонение; падеж, число. III. Синтаксическая роль. Образец: Про доброе дело говори смело. I.Дело – сущ. (что?) II. Н.ф. – дело; нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., в В.п., в ед.ч. III.Говори (про что?) про дело (дополнение - - - - -) 4 | Задание 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10−13 текста. Запишите ответ. Образец: (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. Рассуждение: 1. Текст отвечает на вопрос Что и в какой последовательности делал кот? -
Можно представить несколько картинок -
Текст насыщен глаголами Ответ: повествование 13 |
Задание 4 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Предлог: в, на, за, под, перед, к ,по, до, у, от Союз: и, а, но Частица: не, ни, бы, то, неужели, вот, ка 8 | Задание 5 Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. В предложении с прямой речью всегда есть глагол «говорения» и рядом нет союза «что» Задание 6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. ИЩЕМ ОБРАЩЕНИЕ– слово или сочетание слов, называющее лицо, к которому обращена речь. -
Выписать предложение -
Расставить знаки препинания (обращение всегда выделяется запятыми. В середине предложения – двумя запятыми) -
В скобках укажите причину постановки знаков препинания Образец: Сначала, друзья, прорисуйте контуры предметов. (Обращение) 9 |
Синтаксический разбор предложения 1. Выписать предложение. 2. Подчеркнуть грамм. основу (подлежащее и сказуемое) 3.Подчеркнуть второстепенные члены предложения 4. В скобках характеризовать предложение: - по цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное); Либо в предложении содержится сообщение – повествовательное; либо вопрос – вопросительное; либо побуждение к действию – побудительное. -по эмоциональной окраске (интонации) – невосклицательное/восклицательное; восклицательная интонация на письме обозначена восклиц. знаком. -по количеству грамматич. основ – ПРОСТОЕ (1 грамматич. основа) или СЛОЖНОЕ (больше 1); - по наличию (распространенное) или отсутствию второстепенных членов (нераспространенное). Образец: (повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое) 6 | Задание 8 Определите и запишите основную мысль текста. Основная мысль текста – это то, к чему призывает автор, чему учит, ради чего текст написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии, в первом или в последнем предложении, или ее надо найти и сформулировать самим. 11 |
Задание 7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. Запятая ставятся : Однородные члены предложения (не менее двух однородных членов предложения, между которыми нет союза «и», «а», «или», «но» и других) Сложное предложение (состоит из двух простых предложений, то есть имеет две грамматические основы). Образец: Исчезают последние островки снега, и на свет пробивается зелёная травка (сложное предложение) или 10 | Задание 3 Запомните ударения в следующих словах: 7 |
Задание 9 Какой факт свидетельствует о том, что….? -
Вдумайтесь в каждое слово вопроса. -
Перечитайте текст. -
Найдите в тексте событие, происшествие, явление, случай или действия героя, которые подтверждают сказанное? -
Сформулируйте свой ответ или спишите данное предложение. Образец: (1)Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. Вопрос: Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ Ответ: Завидев хозяев, кот мурлыкал, тёрся об их ноги. 12 | МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода); число, род (в ед.ч.), падеж. III. Синтаксическая роль. Образец: Русский язык неисчерпаемо богат. (М. Горький.) I.Русский(язык) – прил. (какой?) II. Н.ф. – русский; в м.р., в И.п., в ед.ч. III.Язык(какой?)русский (определение ~~~~~) МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛ I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: начальная форма (неопределённая форма); Вид: несов.(что делает?), Совер.(что Сделает?); Спряжение 2 спр – все глаголы на –ИТЬ в Н.Ф. + гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть. 1 спр – все остальные + брить, стелить. Лицо Подставь местоимения и определи лицо: 1л. Я,МЫ 2л. ТЫ,ВЫ 3л. ОН,ОНА,ОНО,ОНИ Число; время (наст., прошед., будущ.); род (если есть)). III. Синтаксическая роль. Образец: Цветёт сирень. I.Цветёт – глагол. Сирень(что делает?)цветёт. II. Н.ф. – цвести; несов. вида, I спр., ед.ч., наст. вр., 3л. III.Сирень(что делает?)цветёт (сказуемое ) 5 |