№ | Название орфограммы | Как действовать | Образец работы |
1 | Большая буква в начале предложения. | Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву. | Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады. |
2 | Пропуск, замена, вставка буквы. | Выпиши слово. Подчеркни в нем букву, в написании которой ты ошибся. | Делай так : звонок, ученик. |
3 | Слог. | Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. | Делай так : у – чи – тель – 3 слога. |
4 | Перенос слова. | Раздели слово для переноса. | Делай так: оси – на |
5 | Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. | Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. | Делай так: Ель, тень, пень. Коньки, мальчик, пальто. |
6 | Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). | Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму. | Делай так: малыши, карандаши, ежи. |
7 | Сочетания чк, чн, нщ, щн. | Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова с этой орфограммой. | Например: дочка, точка, почка. |
8 | Ударение. | Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. | Например: алфавит, азбука, портфель. |
9 | Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, я, о, е, и). | Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. | Делай так: сады – сад |
10 | Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением (словарные слова). | Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. | Например: ягода, ягодка, ягодный. |
11 | Парные согласные. | Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. | Делай так: Морозы – мороз. Ягода – ягодка. |
12 | Большая буква в имени собственном. | Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Запомни! Имена, фамилии и отчества людей, клички животных, названия городов, рек, морей пишутся с большой буквы. | Например: Илья, Сергей, Марина. |
13 | Разделительный Ь и Ъ знак. | Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни Ь или Ъ знак и гласную букву. Запомни! Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами е, ё,и, ю, я. Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, ю, я. | Например: вьюга, листья, соловьи; съезд, объявление, объем. |
14 | Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …) | Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. | Например: Слава нашей Родине! Слава труду! |
15 | Состав слова. | Выпиши слово. Разбери его по составу. | |
16 | Гласные и согласные в приставках. | Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой. | Например: заехал, забрел, запел; сделка, сделал, спел. |
17 | Слитное написание приставок. | Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова два однокоренных слова с разными приставками. Запиши ещё два слова с этой приставкой. Выдели все приставки. | Например: заехал, уехал, переехал. |
18 | Правописание предлога со словом. | Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел. Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. | Делай так: К берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. |