СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка по работе с историческими источниками

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации на развитие различных умений и навыков учащихся при работе с историческими источниками

Просмотр содержимого документа
«Памятка по работе с историческими источниками»

Севастьянова В.Е.

Памятка по работе с историческими источниками

Умение анализировать письменный источник.

Методическая памятка:

Вопросы по тексту:

  1. О чём рассказывается в тексте? Где находится та или иная личность или группа, упомянутые в тексте?

  2. Найдите в тексте слова или предложения, которые вам не понятны? Определите их значение в словаре или спросите у учителя.

  3. На какие смысловые части можно разделить текст? Придумайте к ним заглавие.

Вопросы к автору:

  1. Кто автор текста и кем он является?

  2. Понятно ли к кому обращается автор со своим текстом?

  3. Автор пишет о своих личных переживаниях события или пересказывает чужую информацию о нём?

  4. Какую цель преследовал автор при написании этого текста?

Умение реконструировать историческую ситуацию, понимать личное отношение автора к событиям, мотивы его поступков, аргументировать свою позицию.

Методическая памятка: (письменная политическая речь)

  1. Историческая ситуация:

- Когда, где и кто выступал с этой речью?

- Какое событие (явление) спровоцировало произнесённую речь?

  1. Содержание:

- О чём говорится в выступлении?

- Определите самые важные высказывания.

  1. Язык и стиль:

- Разделите речь на смысловые части.

- По какому принципу выдвигаются аргументы?

- Какими языковыми средствами пользуется оратор? Для чего?

- Это монолог или диалог с публикой?

  1. Если речь представлена в виде аудио – или видеозаписи, то при анализе стоит обратить внимание на следующие элементы:

- жесты, мимика, голос выступающего;

- темп, акценты, паузы выступления;

- реакция слушателей.

  1. Оценка речи:

- Какие цели преследовал оратор?

- Как можно вписать текст в контекст происходящей политической ситуации?

Умение анализировать интервью с участником или очевидцем события.

(такая информация может представлять взгляд на события глазами определённой социальной группы, кроме того, это достаточно субъективный источник информации, которую представляют целенаправленно или спонтанно, приукрашивая оценку событий).

Методическая памятка:

  1. Заранее продумайте, от какой личности лучше получить информацию по выбранной теме? Совместно подберите вопросы к интервью.

  2. Создайте располагающую атмосферу, чтобы участнику интервью было легко и комфортно делиться пережитыми воспоминаниями.

  3. Постарайтесь подробно записать все высказывания, не пропуская ни одного.

  4. Совместно обрабатывайте интервью, так как участник мог что-то забыть

  5. Ваша оценка и мнение об интервью тоже является частью обработки. Подумайте о надёжности высказываний участника интервью.

  6. Продумайте то, как и в каком виде будете представлять результаты вашего исследования.

Умение поиска и критического анализа историко-социальной информации.

(при работе с результатами опроса общественного мнения или группового проекта)

Методическая памятка:

  1. Определите, кто являлся заказчиком опроса общественного мнения?

  2. По заголовку или легенде установите, с какой целью проводился опрос?

  3. Обратите внимание, много ли и какие варианты ответов предлагались объектом опроса? Сделайте вывод из результатов опроса

  4. Заметьте, каков размер и качество выборки данных, кто проводил опрос?

  5. Рассмотрите, в какой форме представлены результаты опроса

  6. Оцените актуальность результатов опроса.

Умение интерпретировать песни и стихи.

Методическая памятка:

  1. Определите, когда возникла эта песня/стихотворение?

  2. Кто автор текста?

  3. О какой исторической ситуации идет речь? Какие события и личности в ней представлены?

  4. О чём говорит название произведения?

  5. С какой интонацией, или какие чувства вызывает текст?

  6. Какое воздействие на окружающих или на тебя оказала песня?

  7. Какую цель преследовали авторы произведения?

Умение работать с информацией в Интернете.

Методическая памятка.

  1. Наберите интересующее слово или словосочетание на строке запроса поискового сервера.

  2. Из списка страниц, представленным сервером, начните просматривать первые ссылки на ресурсы

  3. Если вас не удовлетворила представленная информация, то измените слово или словосочетание запроса.

  4. Главное ищите информацию в достоверных источниках, это могут быть справочники, энциклопедии, сайты государственных учреждений.

  5. Проверьте найденную информацию, сравните или дополните материалами с других страниц и сайтов.

  6. Скопируйте и сохраните информацию в виде текстового файла или изображения.

  7. Укажите название сайта, электронный адрес, автора.


Умение работы с визуальными источниками информации:

памятниками:

Методическая памятка:

  1. Опишите памятник, его детали, что на нём изображено?

  2. Опишите впечатление, которое произвёл на вас памятник? Кого он представляет: простых людей или героев? Каковы позы фигур, какие чувства они выражают?

  3. Если имеется на монументе надпись, то что она гласит?

  4. Обратите внимание, на каком месте установлен памятник? Может это имеет какое-то особенное значение для данной местности и населения?

  5. Найдите информацию по установке данного памятника. Чей это был заказ, на какие средства, к какому событию изготовлен?

  6. Предположите послание, которое выражает памятник.

Произведения живописи:

Методическая памятка:

  1. При медленном просмотре картины, сформулируйте первые идеи.

  2. Что изображено на картине? Какие фрагменты наиболее интересны, а что непонятно?

  3. Сделайте детальное описание картины: определите вид живописи, стиль написания

  4. Какое событие отражено?

  5. Какие цвета и формы использует часто художник на полотне?

  6. Найдите дополнительную информацию:

- Кто нарисовал картину?

- Почему художник изобразил именно этих личностей и события?

- Близко ли изображение к реальной действительности?

- Был ли художник современником событий картины?

Историческая живопись:

Методическая памятка:

  1. Вопросы к художнику и заказчику:

- Когда жил и кем был автор картины?

- Кто был заказчиком картины, и каков был его статус в обществе в то время?

  1. Вопросы к изображённым событиям и персонажам:

- Перечислите персонажи картины?

- Что находится в центре внимания картины (персонаж или действие)?

- Был ли художник очевидцем событий или это его представление о произошедшем по мнению других?

  1. Какое воздействие на зрителя использует художник через цветовое решение?

  2. Какое впечатление стремился произвести на зрителя автор картины или заказчик?

  3. Как картина воздействует на вас самих?

Карикатура:

Методическая памятка:

  1. Определите цель и главную идею данной карикатуры

  2. Обратите внимание на внешность, поведение, событие или явление на карикатуре, что именно она высмеивает?

  3. Что художник преувеличивает или искажает в изображённой действительности?

  4. Что же ценит автор данной карикатуры?

  5. Для какой общественной группы она написана?

  6. Как вы считаете, карикатурист действует в чьих – то интересах, на чём он делает акцент?

  7. Выразите своё понимание главной идеи карикатуры.

Политический плакат:

Методическая памятка:

  1. С какой целью и когда был изготовлен плакат? Какое и кому он несёт обращение?

  2. От чьего имени он был изготовлен?

  3. Какие личности, предметы, ситуации представлены на плакате?

  4. Что провозглашает текст плаката?

  5. Какие средства выражения представлены на плакате: личностей, символы, цвет шрифта?

  6. С какой политической ситуацией связан плакат?

  7. Если это партия, то какую цель она преследует?

  8. Какую информацию при помощи плаката мы можем узнать о партии и её политике?

Иллюстрация в тексте учебника:

Методическая памятка:

  1. Рассмотрите иллюстрацию, что изображено на переднем, заднем плане, слева и справа?

  2. Найдите информацию в тексте параграфа об изображении.

  3. Если на странице находится несколько иллюстраций, то установите взаимосвязь между ними.

  4. При составлении сочинения рассказа можете опираться на текст параграфа и личный опыт.

Фотография:

Методическая памятка:

  1. Рассмотрите фотографию и отдельные детали.

  2. Определите, какую ситуацию запечатлел фотограф на снимке?

  3. Предположите, какова цель создания снимка и для чего он был сделан: для личных целей или публикации?

  4. Какое впечатление оказывает на вас снимок?

  5. Если посмотреть на снимок критически, то о чём хотел информировать зрителя фотограф?

Художественный фильм:

Методическая памятка:

  1. После просмотра фильма найдите информацию, о том, что послужило основой фильма (события и личности)

  2. На какие исторические проблемы указали создатели фильма?

  3. Кто является центральными фигурами фильма?

  4. Где режиссер следует исторической истине, а в каких случаях он фантазирует?

  5. Понятна ли авторская позиция в фильме? Какие чувства вызываются у зрителей?

  6. Выразите своё личное мнение о фильме в небольшой критической заметке.


Умение анализировать статистические данные:

Методическая памятка:

  1. Определите, по какой теме содержится информация?

  2. В каких временных границах даны числовые данные?

  3. Обратите внимание, в каком виде представлен статистический материал: в табличном или графическом? Как он представлен: в абсолютных числах или процентах?

  4. Как вы считаете, сопоставимы ли данные, достаточно ли полно представлен материал?

  5. Какие выводы можно сделать на основании приведённых данных?

  6. Какова динамика развития данного явления?

  7. Можно ли связать данную информацию с другой или материалами?

  8. Можно ли говорить о новых знаниях, после анализа статистики?

  9. Как вы считаете, статистические данные сделаны на точных расчётах или на оценочных показателях?

  10. Правдивы ли суждения?


Умение работать с картой.

Методическая памятка:

  1. Прочтите легенду и внимательно рассмотрите карту.

  2. Определите территориальные и временные границы изображённых объектов.

  3. Обратите внимание на географические данные, и какие основные данные помещены на карте.

  4. Каковы основные компоненты и способы их отображения на карте?

  5. Каково число значимых объектов на разных территориях карты, соотнесите объекты между собой

  6. На основе данных карты составьте рассказ о событиях или явлениях прошлого времени.