СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка по русскому языку 5 класс (планы языкового разбора)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  памятка  разработана  для  обучающихся  основного  общего  образования  (5  класс).

Просмотр содержимого документа
«Памятка по русскому языку 5 класс (планы языкового разбора)»

Морфологический разбор

имени существительного

1. Часть речи. Общее грамматическое значение (что обозначает, на какой вопрос отвечает).

2. Начальная форма (Им. падеж, ед. ч.)

3. Постоянные морфологические признаки (одуш./неодуш., нариц./собств., род, склонение)

4. Непостоянные морфологические признаки

(число, падеж).

5. Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является).

Образец письменного разбора: 

Землю – им. сущ., обозн.предмет, (что?); н.ф. – земля; неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.; в форме ед. ч., В.п.; обстоят. (втор.чл.)


Морфологический разбор

имени прилагательного

1. Часть речи. Общее грамматическое значение (что обозначает, на какой вопрос отвечает).

2. Начальная форма (Им. падеж, ед. ч., м. род)

3. Род (в ед.ч.), падеж, число.

4. Роль в предложении (каким членом предложения является)

Образец письменного разбора: 

Алая – им. прилаг. , оборн. Признак предмета ,(какая?); н.ф. – алый; в форме ж.р., им.п., ед.ч.; определ. (втор.чл.)


Морфологический разбор глагола

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос

отвечает

2. Начальная форма (неопределённая форма

(инфинитив).Постоянные морф.признаки: возвратный или невозвратный; вид, спряжение; переходный или непереходный.

3. Непостоянные морф.признаки: изъявительное, повелительное или сослагательное (условное) наклонение; В изъявительном наклонении: время


(настоящее, прошедшее, будущее); число, лицо (у глаголов в настоящем и будущем времени);

Род (у глаголов в прошедшем времени). В повелительном наклонении: число; род ( в единственном числе).

4. Роль в предложении (каким членом

предложения является).

Образец письменного разбора: 

Дует – глагол , обозначает действие предмета (что делает?); н.ф. (инфинитив) – дуть, I спр.; в форме наст. вр., 3-его лица, ед. ч.; сказуем.

Фонетический разбор слова


Порядок разбора: 

  1. Произнести слово. Напиши слово.

  2. Раздели слово на слоги. 

  3. Определи, на какой слог падает ударение, поставь знак ударения. 

  4. Запиши буквы в столбик, около каждой буквы в [ ] запиши их звуки. 

  5. Дай характеристику каждому звуку: 
    • какой звук обозначают согласные буквы: твёрдый/мягкий парный/непарный, звонкий/глухой парный/непарный 
    • какой звук обозначают гласные буквы: ударный или безударный. 

  6. Подсчитай и запиши, сколько букв и звуков в слове. Если количество звуков не совпадает с количеством букв, то указать почему.

Образец письменного разбора: 

Г олубь [г о л у п’] – 2 слога

г – [г] – согл., звонк. парн. [к], тв. парн. [г′]

о – [о] – гласн., ударн. 
л – [л] – согл., звонк. непарн., тв. парн. [л′]

у – [у] – гласн., безуд. 
б – [п’] – согл., глух. парн. [б′], мягк. парн. [п]
ь – [-]  
____________________________ 
6 букв, 5 звуков Буква ь звука не обозначает.






Памятка

по русскому языку

(планы языкового разбора)




ученика (цы) _______ класса _______


Лицея № 9


__________________________________


___________________________________

















Морфемный разбор слова (разбор слова по составу)

1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.

2. Установить лексическое значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

 Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.

  Выдели основу – всё слово без окончания.

 Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

 Укажи приставку. Назови ещё слова с такой приставкой.

 Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

Синтаксический разбор предложений

Простое предложение

1. Указать, каким является предложение по цели высказывания (повествовательным, побудительным, вопросительным).

2. Определить, какое это предложение по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

Выделить грамматическую основу и определить, какое это предложение по наличию грамматических основ (простое и сложное

установить, чем выражены главные члены.

4. Указать, каким является предложение по наличию второстепенных членов (распространенным, нераспространенным).

Если предложение распространенное, определить второстепенные члены, указать, чем выражен каждый из второстепенных членов.

5. Назвать обращение, однородные члены (если есть).

Сложное предложение

1. Указать, каким является предложение по цели высказывания (повествовательным, побудительным, вопросительным).

2. Определить, какое это предложение по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Выделить грамматические основы и определить, какое это предложение по наличию грамматических основ (простое или сложное), установить, чем выражены главные члены.

4. Указать вид сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

5. Составить схему сложного предложения.

6. Каждую часть сложного предложения разобрать по членам.

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

Подлежащее


сказуемое



дополнение

Определение

Обстоятельство

- . - . - . - . - . - . -

И.п. Кто?

Что?

Что делать?

Что сделать?


Р.п. кого?чего?

Д.п. кому?чему?

В.п. кого?что?

Т.п. кем?чем?

П.п. о ком? о чём?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Чей?

Где?

Куда?

Откуда?

Как?

Зачем?

Почему?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!