Работа над ошибками.
Заглавная буква в начале предложения.
Выпиши предложение с заглавной буквы. В конце предложения поставь нужный знак. (Маша приехала в гости к бабушке и дедушке .)
2.Заглавная буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Иван, Соловьев, Краснодар.
3. Пропуск, замена букв.
Выпиши слово, диктуя себе по слогам. Подчеркни в нем пропущенную букву.
( Шкла-школа , знаниа-знания . )
4. Сочетание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Напиши слово правильно. Допиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Малыши, карандаши,жираф, роща, туча, щука.
5.Сочетание ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, РЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетания. Запиши еще два слова с этой орфограммой. (Печка, мощный, бочка, точка.)
6. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса. Укажи все случаи переноса.
Дя-денька, ма-ши-на. Яма (нет переноса).
7. Мягкий знак - показатель мягкости согласных .
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова мягким знаком.
Коньки, мальчик, мель, соль.
8. Разделительный Ь.
Выпиши слово правильно. Запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и буквы, которые он разделяет.( Вьюга, листья, соловьи.)
9. Разделительный Ъ .
Выпиши слово правильно. Выдели приставку, подчеркни первую букву корня.
Запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ъ и буквы, которые он разделяет.
(Съезд, подъезд. объём, объявление.)
10. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь знак ударения, выдели корень. Безударную гласную подчеркни. Подбери проверочное слово.( Повязать- вязка, молодой - молодость, моложе.0
Если не можешь проверить слово, обратись к орфографическому словарю
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Выпиши слово, подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово так: что бы в родственном слове после согласной стояла гласная или сонорная (м, н, р, л) .
Мороз – мороЗЫ, мороЗНый.
12. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Выпиши слово, поставь знак ударения, выдели корень. Безударную гласную подчеркни.
Словарные слова нужно запомнить.
Пенал.
13. Правописание непроизносимых согласных в корне.
Выпиши слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчётливо. Местность-место. Ь на конце 14.Существительных после шипящих.
Выпиши слово. Определи число, род и склонение. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Дочь (ж.р, 3 скл.), рожь, ночь. Грач (м.р, 2 скл.), товарищ, меч.
15. НЕ с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Не пишет, не спит, не гуляет. Ненавидеть (гл.-искл.)
Памятки
Фонетический разбор.
Помни: в транскрипции пишем не буквы, а звуки, поэтому произнеси слово и послушай его звучание!
а) Согласный звук: твердый/мягкий (парный/непарный по твёрдости-мягкости?).Укажи пару.
звонкий/глухой (парный/непарный
по звонкости-глухости?). Укажи пару. Запиши, какой буквой обозначен звук в слове.
б) Гласный: ударный/безударный,
запиши, какой буквой обозначен звук в слове.
Выписываем с новой строки слово, записываем количество слогов, букв, звуков.
Образец: моро́з
Моро́з-[маро́с]- мо-роз.
м — [ м ] — согласный, непарный звонкий, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
о — [ а ] — гласный, безударный
р — [ р ] — согласный, непарный звонкий, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
о — [ о́ ] — гласный, ударный
з — [ с ] — согласный, парный глухой, твёрдый (парный)
Моро́з 2слога, 5 букв, 5 звуков.
Разбор по членам предложения.
Члены предло- жения Признаки | Главные | Второстепенные |
Подлежащее | Сказуемое | Дополнение | Определение | Обстоятельство |
Что обозначают | О ком, о чём говорится в предложении | Действие предмета, его состояние, чувства | На какой предмет или явление направлено действие | Признак предмета | Как, когда, где по какой причине совершается действие |
Вопросы | кто? что? | что делает? что делал? что будет делать? каков? | кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? | какой? какое? какая? какие? чей? | где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? |
Как подчёркиваются | | | | | |
Чем выражены | сущ., местоим., сочетанием слов | глаголом, прил., сущ. | сущ. мест. | прил., сущ. | Сущ., наречием |
Синтаксический разбор предложения.
1. Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Грамматическая основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
4. Наличие второстепенных предложений: распространённое (имеются), не распространённое (нет второстепенных членов).
5. По структуре: простое (1 грам.основа), сложное (2 и более грам.основ). Осложнено ли однородными членами.
Образец: Вы часто фантазируете, придумываете разные истории, сочиняете? (Вопрос.; невоскл.; граммат. основа - вы фантазируете, придумываете, сочиняете; распростр.; есть однор. члены предл.)
Морфологический разбор существительного.
1. Назови часть речи.
2. Запиши слово в начальной форме (И.п., ед. числа).
3. Постоянные признаки: одушевлённое — неодушевлённое; собственное -нарицательное; род; склонение.
4. Непостоянные признаки: число, падеж.
5. Укажи, каким членом предложения является.
Образец. На поляну выбежал заяц.
(На) поляну – имя существительное.
Начальная форма – поляна.
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1-е склонение.
Непостоянные признаки: единственное число, винительный падеж.
В предложении является обстоятельством.
выбежал (куда?) на поляну
Морфологический разбор прилагательного.
1. Назови часть речи
2. Запиши слово в начальной форме (И.п., ед. ч., муж.род).
3. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
4. Непостоянные признаки: число, род, падеж.
5. Укажи, каким членом предложения является.
Образец:
На днях я прочитал интересную книгу.
Интересную – имя прилагательное.
Начальная форма – интересный.
Постоянные признаки: качественное.
Непостоянные признаки: ед.ч., ж.р., В.п.
В предложении является определением.
книгу (какую?) интересную
Морфологический разбор глагола.
1. Назови часть речи
2. Запиши слово в начальной форме.
3. Постоянные признаки: вид, спряжение.
4. Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, число, род.
5. Укажи, каким членом предложения является.
Образец:
В конце февраля сильнее пригревает солнышко.
Пригревает– глагол.
Начальная форма – пригревать.
Постоянные признаки: несовершенный вид, 1-е спряжение.
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо, единственное число.
В предложении является сказуемым.
солнышко (что делает?) пригревает
Разбор по составу.
1. Выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова: настольный-(нет) настольного-(дать)настольному-(любуюсь)настольным-(думаю) о настольном. Окончание –ый, основа –настольн-
2. Выдели корень. Для этого подбери однокоренные слова. Стол, столик, столовая. Общая часть родственных слов –стол-. Это корень.
3. Выдели суффикс (если он есть в слове) и докажи, что такой суффикс есть в других словах. Часть слова между корнем и окончанием –н-, это суффикс. Такой же суффикс есть в словах школьный, классный, летний.
4. Выдели приставку (если она есть в слове) и докажи, что такая приставка есть в других словах. Часть слова перед корнем –на-. Это приставка. Такая же приставка в словах наручный, настенный, напольный.
5. Настольный.