Федянина Надежда Ш-21
Система Л.В. Занкова в условиях введения нового ФГОС:
Основная образовательная программа начальных школ, работающих по системе Л.В. Занкова предусматривает:
Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей;
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
Организацию проектно-исследовательской, творческой деятельности во время учебного и внеучебного процесса;
Участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
Возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования,
Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Учебно-методический комплекс по системе Л.В. Занкова отражает:
-общедоступность образования;
-адаптивность к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
-формирование человека, гражданина интегрированного в современное ему общество и нацелено на совершенствование этого общества.
Дидактическая система Л.В. Занкова в современной начальной школе.
Возможность возобновления обучения по системе Л.В. Занкова в нащей стране появилась только в 1990-е гг. С 1995/96 учебного года она была вновь введена в качестве вариативной государственной системы начального образования; до 1998 г. существовала как трехлетняя, на нее перешли около 30% учителей начальных классов.
Анализ учебников:
Материал курса «Окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) выстроен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются многочисленные связи между знаниями о развитии Земли, о её природе, об общественно-культурной жизни человека в определённые исторические периоды. Вначале учащиеся исследуют только связи между объектами неживой природы, затем внутри живой и между живой и неживой природой, а затем переходят к изучению особенностей жизни человека в различных природных условиях, к разговору о формировании его взглядов и идей в разное историческое время. Построенный таким образом курс становится основой для дальнейшего изучения физики, географии, биологии, истории. Другой особенностью курса является то, что он предполагает одновременное обращение к уже приобретённым знаниям, к знаниям, изучаемым в данный момент, а также к тем, которые предстоит приобрести.
Автор программы по обучению грамоте — Н.В. Нечаева. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи.
В процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. Курс обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребёнка к новым условиям жизнедеятельности, на формирование универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности.
Кроме Азбуки, комплект включает тетради по письму, тетради по чтению и рабочую тетрадь «Звуки и буквы». Тетради по письму (авторы Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева) содержат образцы букв и их элементов, которые рассчитаны на праворуких и леворуких детей.
Целью программы по русскому языку (автор Н.В. Нечаева) является воспитание грамотных носителей языка. Основная задача — развитие речи школьников в ходе освоения системы русского языка. Курс построен на коммуникативной основе.
В УМК по русскому языку, кроме учебников, входят рабочие тетради. Тетрадь для 1 класса «Звуки и буквы. Учусь русскому языку» (автор О.А. Мельникова) помогает ребёнку освоить программные темы курса (различение мягких — твёрдых согласных, употребление мягкого знака и йотированных букв, правописание имён собственных и др.).
Содержание курса «Литературное чтение» соответствует концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На специфическом материале учебников по литературному чтению с первого по четвертый класс обеспечивается достижение общих целей начального общего образования, заявленных в стандарте. Интеграция предметных областей обеспечивает формирование целостной картины мира и становится основой развития способности к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся. Например, обращение к «Картинной галерее» позволяет рассматривать обсуждаемые эстетические и этические проблемы на материале другого вида искусства, с иной позиции. Актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Программа курса «Литературное чтение» представлена завершенной линией учебников для 1-4 классов.
Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. В нем отражена идея деятельностного подхода, предусмотрена работа по формированию универсальных учебных умений, таких, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выдвигать гипотезы и проверять их истинность, выявлять закономерности и т.д.
Спортивно-оздоровительное направление представлено «Уроками здоровья» (автор И.П. Товпинец) и «Удивительные приключения Ани в стране ознобышей» (автор Т.В. Смирнова). В пособиях предлагаются детям тексты для чтения, вопросы и задания, материалы для самопроверки, полезные странички. Задания направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них способности заботиться о собственном здоровье.