СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Система Л.В. Занкова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка "Система Л.В. Занкова"

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Система Л.В. Занкова"»

Основная идея дидактической системы Л.В. Занкова -идея максимальной эффективности обучения для общего развития ребёнка .

Дидактические принципы:

1)обучение на высоком уровне трудности соблюдением меры трудности;

2)ведущая роль теоретических знаний;

3)быстрый темп изучения материала;

4)осознания школьниками процесса учения;

5)необходимость систематической работы над развитием всех учащихся ,в том числе наиболее слабых.

Дидактическая система Л.В. Занкова в современной начальной школе: возможность возобновления обучения по системе Л.В.Занкова в нашей стране появилась только в 1990-е гг. С 1995/96 учебного года она была вновь введена в качестве вариативной государственной системы начального образования; до 1998г. существовала как трёхлетняя ,на неё перешли около 30% учителей начальных классов.

С 1998 г. стал осуществляться переход начальной школы на четырёхлетнее обучение. Дидактическая система Занкова тоже стала четырёхлетней .В основу построения четырёхлетнего обучения по системе Занкова была положена идея возможно большей её эффективности для общего развития школьников по сравнению с трёхлетним обучением, причём с учётом более младшего ,чем прежде, возраста детей.





Система Л.В. Занкова в условиях введения нового ФГОС.

Основная образовательная программа начальных школ, работающих по системе Л.В. Занкова предусматривает:

-Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей;

-Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

-Организацию проектно-исследовательской, творческой деятельности во время учебного и внеучебного процесса;

-Участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

-Возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

-Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования,

-Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Учебно-методический комплекс по системе Л.В. Занкова отражает: общедоступность образования; адаптивность к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; формирование человека, гражданина интегрированного в современное ему общество и нацелено на совершенствование этого общества.

Анализ учебников

Особенности:

1) В комплекте 1-4 все учебники для 6-летних детей предлагаются виде учебников-тетрадей ,детских книг, в которых учащиеся могут нарисовать, раскрасить, становясь соавторами учебников, как бы завершая создание книги.

2) В учебниках нет раздела «Повторение».

3) В этих учебниках создана база для многоразового использования одного и того же материала в пределах долгого времени, для исследования этого материала в различных связях и функциях, для прочного освоения содержания.

4) В большинстве учебников хорошо представлена межпредметная и внутрипредметная интеграция, показывающая ученикам различные стороны окружающего мира.

Окружающий мир.

Авторы курса "Окружающий мир"(система Л.В. Занкова) - Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Курс представляет широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания - о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. От первого до четвертого класса в каждом историческом периоде от древнейшего до нашего времени прослеживаются следующие взаимозависимости: единство неживой и живой природы, развитие жизни, в том числе человека, постепенное преодоление человеком своей абсолютной зависимости от природы и ее обратная реакция. Таким образом, постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Курс развивается по спирали: происходит постоянная смена объекта изучения и в то же время постоянный возврат к нему на новом этапе и на новой базе знаний.Широкая картина мира, которую представляет интегрированный курс, создает реальные возможности для многообразия психической деятельности каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей.Содержание в основном представлено в виде рисунков. В ходе их анализа ребенок сравнивает объекты

и явления, устанавливает взаимосвязи между ними, решает другие познавательные задачи. В учебнике-тетради сталкиваются древнейший и современный мир, что вместе с другими учебными предметами позволяет начать систематическую работу по формированию у учеников временных и пространственных представлений. В последующих классах развиваются все заложенные здесь темы.

Обучение грамоте.

Автор программы по обучению грамоте — Н.В. Нечаева.

В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи.

В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. Представляемый курс обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям жизнедеятельности, на формирование ууд, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности.

УМК входят учебник «Азбука» (авт. - Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец), соответствующий ФГОС НОО, и рабочая тетрадь «Азбука» (авт. - Н.В. Нечаева).Кроме АЗБУКИ и Рабочей тетради к ней, комплект включает тетради по письму, тетради по чтению и рабочую тетрадь «Звуки и буквы» (1 часть «Учусь грамоте»).Тетради по письму (прописи) (авт. Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева) содержат образцы букв и их элементов, которые рассчитаны на праворуких и леворуких детей. В ходе обучения письму первоклассники на непреднамеренном уровне готовятся к изучению систематического курса русского языка: здесь есть упражнения для наблюдений грамматических и смысловых особенностей слов и предложений.

Математика.

Комплект учебных пособий по учебному предмету "Математика" в системе обучения, направленного на общее развитие школьников (система Л.В. Занкова), авторов: И.И. Аргинской, Е.П. Бененсон, Е.И. Ивановской, Л.С. Итиной состоит из четырех учебников, девяти рабочих тетрадей на печатной основе (для 2-4-х классов) и методического пособия для учителя в четырех частях (для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов).

Главными задачами изучения математики в системе являются:

-достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника;

-формирование представления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мира через обобщение и идеализацию реально происходящих в нем явлений;

-овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.

В курсе отражена идея деятельностного подхода, предусмотрена работа по формированию универсальных учебных умений, таких, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.

Русский язык.

В системе Л.В. Занкова курс "Русский язык" представлен учебниками «Русский язык», автор А.В. Полякова (издательство "Просвещение"). А.В.Полякова [49, 290] указывает, что данная программа предполагает изучение большого объёма теоретического материала. По мнению автора, она рассчитана на максимальное использование умственных способностей учащихся начальной школы.

В обучении и общем развитии младших школьников предмету "Русский язык" принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен - заполнять специфические задачи и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе. Но характер, глубина и объем заданий по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием.

Содержание курса русского языка в системе Л.В. Занкова на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и определяется составной частью целостной системы развивающего учения.

Литературное чтение.

Отличительные особенности системы Л. Занкова — обучение на высоком уровне трудности. Основное пособие — учебник «Литературное чтение» (В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова).Цель уроков: расширение представления детей об окружающем мире; воспитание образованного читателя и чуткого слушателя, способного ориентироваться в мире культуры; различать художественные и псевдохудожественные произведения. В содержании учебника имеют место высокохудожественные тексты различного времени. Главный прием, который применяется в учебниках, - это создание условий для сравнения и сопоставления. В случае если, в учебниках первого и второго классов приводятся отдельные живописные репродукции, то в учебниках третьего и четвертого классов есть раздел "Картинная галерея", к которой учтена целая система вопросов и заданий. На протяжении всех четырех лет обучения ведется работа с лентой времени.Актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Программа курса «Литературное чтение» представлена завершенной линией учебников для 1-4 классов.