СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПАМЯТКА "Словообразовательный анализ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Порядок словообразовательного разбора (для школы и ВУЗа)

Просмотр содержимого документа
«ПАМЯТКА "Словообразовательный анализ"»

Словообразовательный анализ (разбор)

      Словообразовательный анализ (разбор) имеет целью определение способа образования слова. Он проводится в следующем порядке.

Для школы:

  1. Поставить слово в начальную форму.

  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

  4. Указать основу в производящем слове.

  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).


Для ВУЗа:

  1. У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная*). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.

  2. К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы. 
          Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен  спортво-первых  первый и т. п.). Однако есть случаи, когда одно и то же слово может иметь разные производящие и, следовательно, образовываться различными способами, например: невесело весело (приставочный способ образования) и невесело  невеселый (суффиксальный способ образования), перевоспитание  перевоспитать(суффиксальный способ образования) и перевоспитание  воспитание (приставочный способ образования).

  3. Устанавливается, что является производящей базой: основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний -весна, невесело - весело, собкор - собственный корреспондент, диван-кровать - диванкровать.

  4. Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово: подберезовик  под березой.

  5. Определяется способ образования слова.

      Указанная схема проведения словообразовательного разбора свое реальное выражение находит в графической модели, хорошо известной учащимся по школьному учебнику: 
      канатоходец  ходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);
      лесник  лесной (суффиксальный); 
      переход  переходить (бессуффиксный); 
      выходной  выходной (день) - (переход из одной части речи в другую).

      Словообразовательный анализ предполагает выяснение способа образования нового слова. Его необходимо отграничивать от формообразовательного разбора. Различие между новым словом и формой слова заключается в том, что с новым словом всегда связано новое лексическое значение, форма же слова по значению не отличается от исходного слова. Например, от прилагательного грубый при помощи суффикса образовано слово грубость, у которого иное значение, к тому же оно относится к другой части речи. От того же прилагательного при помощи суффикса образована форма сравнительной степени грубее, не отличающаяся от исходного слова лексическим значением. 
      В некоторых случаях при словообразовательном разборе бывает удобно проводить его в два этапа. Например:
      расцветший 
     1) расцветший  расцвести (формообразование). Причастие расцветший образовано от неопределенной формы глагола расцвести.
     2) расцвести  цвести (приставочный). Глагол расцвести образован от глагола цвести приставочным способом.

Примечания: *Основы делятся на производные и непроизводные. Производные основы образованы от других основ. В их составе обнаруживаются живые аффиксы. Производные основы называют предметы и явления действительности мотивированно: дом-ик(маленький дом), на-дом-н-ый (расположенный на доме), комнат-к-а (маленькая комната) и так далее.

Непроизводные основы – это основы, в составе которых не выделяются живые аффиксы. Живой аффикс – это морф, значение которого определяется с позиций синхронного словообразования. Непроизводная основа называет предметы и явления немотивированно, непосредственно: дом, комнат-а, бел-ый. Непроизводная основа является нечленимой и состоит только из корня.


Словообразовательный и морфемный разборы


При проведении двух анализов (морфемного и словообразовательного) предпочтительнее начинать со словообразовательного, а затем перейти к анализу слова по составу.


болезненность болезненный

1). Существительное болезненность мотивировано прилагательным болезненный (болезненность – состояние, связанное с признаком болезненный).

2). Способ словообразования – морфологический (суффиксальный); слово образовано на базе производящей основы болезненн- при помощи суффикса -ост’- и оформлено нулевым окончанием(∅).


болезненность∅

болеть, болячка (корень свободный: боль∅),

суффикс глагола -е- указывает на действие (смотреть, гудеть),

суффикс отвлеченного существительного -зн- указывает на состояние (жизнь, боязнь)

суффикс относительного прилагательного -енн- указывает на признак (буквенный, безветренный)

суффикс отвлеченного существительного -ость- указывает на состояние (вялость, радость)

нулевое окончание (∅) указывает на ж.р., ед.ч., Им.п. существительного, III скл. (печаль∅, дрожь∅).


Структурная схема морфемного строения слова: ∩^^^^∅

(¬ – приставка; ∩ – корень; ^ – суффикс; Ø – нулевой суффикс, нулевое окончание; □ – окончание; ꜚ – постфикс (сь, ся); _ – интерфикс; // – знак чередования)


разбуженный

Поскольку предложено страдательное причастие прошедшего времени, то при словообразовательном анализе необходимо сначала провести анализ формообразования (I этап), а затем – словообразования (II этап).


разбуженный разбудить

1). Глагол разбудить (СВ) мотивирован глаголом будить (НСВ) (разбудить – осуществленное, целостное действие от действия будить).

2). Способ формообразования – морфологический (суффиксальный); форма образована на базе производящей основы инфинитива разбуди- (с усечением суффикса -и-) при помощи суффикса -енн- (+ историческое чередование д//ж) и оформлено окончанием -ый.


разбудить будить

Способ словообразования – морфологический (приставочный); слово образовано на базе производящего слова будить при помощи приставки раз-.


разбуженный

приставка раз- имеет словообразовательное значение у глагола СВ (распилить, разрыть)

будить, будильник (корень свободный: буж/у + д//ж),

суффикс страдательного причастия прошедшего времени -енн- указывает на признак того предмета, над которым совершили действие (замороженный, нагруженный),

окончание -ый указывает на м.р., ед.ч., Им.п. причастия (прилагательного) (встревоженный, простуженный)

Структурная схема морфемного строения слова: ¬∩^□